Дело №2-273 решение от 16.04.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2012 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретаре Кривицкой А.С.,

с участием представителя истца Данилевской Н.З.,

представителя ответчика Мухашовой О.С.,

представителя ответчика Ханина К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 273/12 по иску Решатковой Марии Сергеевны к администрации муниципального образования Алексинский район, Управлению Федерального казначейства, Министерству образования и культуры по Тульской области, комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

установил:

Решаткова М.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Алексинский район, Управлению Федерального казначейства, Министерству образования и культуры по Тульской области, комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении жилого помещения вне очереди.

В обоснование заявленных требований указала, что 24 мая 2002 года решением Алексинского городского суда Тульской области ее родители .... и ... были лишены родительских прав в отношении нее и ее сестры ....

Она была помещена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 26.04.2002 года по 06.09.2007 года она находилась в ГОУ «....», затем обучалась в профессиональном лицее .... и в профессиональном лицее ..... С 29.09.2008 года состоит на патронажном наблюдении в рамках модели «....», по месту регистрации .....

Истица имеет двоих детей: дочь ..., ... года рождения и сына ..., ... года рождения. Она имеет статус одинокой матери. Истица с дочерью зарегистрирована по адресу: ..... Помимо них в вышеуказанной квартире зарегистрированы: сестра ...., 1986 года рождения с сыном ..., ... года рождения, и отец истицы ..., который в 1991 году .... судом был приговорен к 15 годам лишения свободы и в 2007 году освободился. Он имеет инфекционное заболевание - открытую форму туберкулеза. Совместное проживание ее с детьми на данной жилой площади с отцом ... не представляется возможным. Поэтому она с 7 ноября 2008 года со своими детьми проживает по адресу: ..... Данное помещение не принадлежит ни ей, ни членам ее семьи ни на праве собственности, ни на праве социального найма.

Администрация государственного учреждения социального обслуживания населения .... «....» письмом .... от 16 декабря 2009 года обращалось с ходатайством к Главе Администрации Алексинского района о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ее с двумя детьми. На данном ходатайстве имеется резолюция «Поставлены на внеочередную очередь», поэтому она считала, что стоит на очереди в льготном списке. Однако, как выяснилось позже, по непонятным причинам в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий она включена так и не была.

В настоящее время она вынуждена скитаться с малолетними детьми по съёмным квартирам, пособие по уходу за ребенком ей приходится тратить на плату за найм жилья. В программу «молодая семья» ее включить отказались.

В 2011 году она повторно обратилась в ... муниципального образования .... с заявлением о предоставлении жилого помещения. Однако в ответе .... от 21.12.2011 года ей было разъяснено, что законных оснований для предоставления жилого помещения вне очереди нет. На учет она с детьми поставлены в общую очередь с 06.10.2011 года в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, очередь по списку .... (ответ .... от 15.12.2011 г. и .... от 21.11.2011 года).

Жилое помещение по адресу: ...., было закреплено за ней на момент окончания ГОУ «....» необоснованно, так как она не имела возможности использовать его по назначению, в связи с тем, что в нем проживает больной с открытой формой туберкулеза. Ее регистрация по данному адресу, равно как и регистрация ребенка носит формальный характер.

Полагает, что статья 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Право истца на предоставление жилого помещения ответчиками не оспаривалось и подтверждено постановкой ее с детьми на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время жилое помещение по договору безвозмездного пользования ей также не предоставлено.

Просит суд обязать Администрацию Муниципального образования Алексинский район Тульской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Тульской области.

Определением Алексинского городского суда от 01.03.2012 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области.

Определением Алексинского городского суда от 20.03.2012года в качестве соответчика привлечен комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительства.

В судебном заседании:

Истец Решаткова М.С. не явилась, в своем заявлении, адресованном суду, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.

Представитель истца по доверенности Данилевская Н.З. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО Алексинский район по доверенности Мухашова О.С. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. При этом пояснила, что Администрация МО Алексинский район является связующим звеном, которая ставит ребенка оставшегося без попечения родителей на отдельную очередь нуждающихся в жилом помещении. Государственным заказчиком по размещению государственного заказа по приобретению жилых помещений для формирования жилищного фонда социального использования Тульской области, наймодателями по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда .... и далее, для категории граждан, к которой относится истец, является комитет .... по семейной, демографической политике, опеке и попечительства. Списки нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в порядке субвенции направляются администрацией МО Алексинский район в указанный комитет ..... В виду того, что имеются основания на предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма в порядке субвенции, не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика администрации МО город Алексин Алексинского района по доверенности Ханин К.А. – не возражал против удовлетворения заявленных требований. При этом пояснил, что администрация МО город Алексин Алексинского района признала истца и ее семью малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. После чего истец должна была обратиться в администрацию МО Алексинский район с заявлением о постановке на учет предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

Представитель ответчика Управления Федерального казначейства Тульской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Министерства образования и культуры по Тульской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в своем ходатайстве просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя. При этом указал, что решение суда по данному делу не может повлиять на права и или обязанности министерства по отношению к любой из сторон дела.

Представитель ответчика комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительства по доверенности Сладкова Л.И. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в своем заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения явившихся сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав объяснения присутствующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Из представленных письменных доказательств установлено следующее.

Родителями Решатковой М.С., ... года рождения являются отец: ..., мать - ...., что подтверждается свидетельством о рождении .... .... от ..., актовая запись .... (л.д.10).

Решением Алексинского городского суда Тульской области от 24.05.2002 года ... и .... лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Решатковой М.С., ... года рождения (л.д.72).

.... умерла ..., что подтверждается свидетельством о смерти .... .... от 21.11.2007 года, актовая запись .... от 12.01.2006 года (л.д.13).

Постановлением .... от 24.01.2002года .... ... направлена в госучреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.73).

..., ... года рождения являлась воспитанницей ГОУ «....» и находилась на полном государственном обеспечении с 26.04.2002 года, что подтверждается справкой от 10.07.2007 года (л.д.18).

Решаткова М.С. имеет двоих малолетних детей: ... ... года рождения и ..., ... года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.11, 12).

Решаткова М.С., ..., ... зарегистрированы по адресу: ...., что подтверждается выпиской из домовой книги от 16.06.2011 года (л.д.71). В данной однокомнатной квартире, общей площадью 28,1 кв.м зарегистрировано 6 человек, что подтверждается поквартирной карточкой, выпиской из лицевого счета .... (л.д.70, 71).

Решаткова М.С. обучается в ГОУ СПО ТО «....» на дневной форме обучения с 01.09.2011 года, дата окончания 30.06.2012 года, что подтверждается справкой от 11.03.2012 года, и имеет регистрацию по месту пребывания: .... на срок с 29.09.2010 года по 29.08.2013 года, что подтверждается свидетельством .... (л.д.69).

Из протокола .... от 29.09.2011года заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО город Алексин Алексинского района следует, что семья Решатковой М.С. из 3-х человек признана нуждающей в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 82).

Постановлением администрации МО город Алексин Алексинского района от 06.10.2011 года .... семья Решатковой М.С. состоящая из трех человек: ее и детей, признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Семья Решатковой М.С. включена в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 21, 59).

Из сообщения главы администрации МО город Алексин Алексинского района от 21.11.2011года № .... усматривается, что согласно книги регистрации и списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, семья Решатковой М.С. в порядке общей очереди числится под № .... (л.д. 22). ....

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР). Законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).

Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании обучения в учреждениях среднего профессионального образования обеспечиваются вне очереди благоустроенными жилыми помещениями, которые должны им предоставляться по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч. 2 ст. 8 Закона).

Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Судом установлено, что истица имеет гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучалась в профессиональном лицее .... и в профессиональном лицее .... (получила дипломы), то есть закончилось ее пребывание в учреждении профессионального образования и, следовательно, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан, которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Решаткова М.С. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поставлена на учет как малоимущая. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.

В соответствии с п.1 ст. 3 Закона Тульской области от 12.11.2007года № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» (с изменениями от 04.10.2010г.) к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В статье 4 Закона Тульской области от 12.11.2007года № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» (с изменениями от 04.10.2010г.) указан порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Граждане, указанные в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона, в целях реализации их права на получение жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма обращаются с заявлением по месту жительства.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При этом в определении от 07.06.2011 N 746-О-О "По жалобе гражданина ... на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным выше категориям гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Решением Собрания представителей муниципального образования .... от 28.09.2005 .... «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в ... ...., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Как установлено в судебном заседании квартира, в которой зарегистрирована истица с детьми по адресу: .... имеет площадь 28,1 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрированы 6 человек, то есть менее учетной нормы предоставления жилого помещения на одного человека.

Таким образом, закрепленное за истцом жилое помещение по площади значительно менее учетной нормы, занято несколькими семьями, в том числе лицом, лишенным родительских прав в отношении истца. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у истца фактической возможности проживать с членами своей семьи в закрепленном жилом помещении.

Как установлено в судебном заседании, у Решатковой М.С. имущества, принадлежащего на праве собственности не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 75-77), а также, что отсутствует закрепленное жилое помещение, соответствующее установленным социальным нормам.

Суд приходит к выводу о том, что Решаткова М.С. вправе претендовать на внеочередное получение жилого помещения, поскольку она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в улучшении жилищных условий.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на администрацию района не за счет собственных средств, а за счет средств бюджета субъекта федерации, как это и предусмотрено ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования, что не противоречит положениям ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч. 2 ст. 8 Закона).

В соответствии с п.1 ст. 3 Закона Тульской области от 12.11.2007 N 902-ЗТО (ред. от 30.09.2011) "О жилищном фонде Тульской области" к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Государственными заказчиками по размещению государственного заказа по приобретению жилых помещений для формирования жилищного фонда социального использования Тульской области, наймодателями по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Тульской области, органами, уполномоченными на принятие решений об отнесении переданных им в оперативное управление находящихся в собственности Тульской области жилых помещений к жилищному фонду социального использования Тульской области, передачу жилых помещений жилищного фонда социального использования Тульской области в собственность граждан, для категории граждан, указанных в пункте 1 статьи 3 Закона о жилищном фонде области, является (в ред. Постановлений администрации Тульской области от 21.07.2010 N 666, от 22.03.2011 N 212) комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Кроме того, суд учитывает, что представители ответчиков не возражали против удовлетворения заявленных Решатковой М.С. исковых требований.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Решатковой М.С. обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Решатковой Марии Сергеевны к администрации муниципального образования Алексинский район, Управлению Федерального казначейства, Министерству образования и культуры по Тульской области, комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении жилого помещения вне очереди, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Алексинский район включить Решаткову Марию Сергеевну с семьей в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением вне очереди по договору социального найма за счет фонда Тульской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья