Дело №2-370/12 решение от 04.05.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2012 года г.Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретаре Кривицкой А.С.,

с участием представителя истца Вшевцова Е.П.,

представителя ответчика по доверенности Львовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-370/12 по иску Вшевцовой Валентины Васильевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области об обязании произвести перерасчет пенсии, установить пенсию и взыскать задолженность по пенсии,

установил:

Вшевцова В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области (далее УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе) об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскать задолженность по пенсии в размере 349658 рублей, установить пенсию на 31.12.2011 года в сумме 11683 руб. 26 коп.

В обосновании заявленных требований указала на то, что она является получателем трудовой пенсии по старости с 07.01.1988 года, получает пенсию в размере 7092 рубля 15 копеек. До выхода на пенсию работала в районах Крайнего Севера имела календарный стаж 12 лет 7 месяцев, 29 дней. На момент выхода на пенсию ее общий стаж до 1991 года составлял 30 лет 10 месяцев 25 дней.

Считает, что УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе не применил к получаемой пенсии положения закона № 4520-1 от 19.02.1993 года «О компенсациях и льготах для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях», в результате чего пенсия длительное время выплачивается не в полном объеме.

В УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе за перерасчетом она не обращалась, поскольку не знала о существовании Федерального закона № 146 от 22.07.2008 года который вступил в силу 01.01.2009 года. Полагает, что согласно данного закона она имеет право на включение в общий стаж работы до 1991 года дополнительный стаж 1,5 года за одного ребенка, для расчета по валоризации с 01.01.2010 года и дополнительный стаж работы 3 года за двух детей - для расчета пенсии с НКП с 01.01.2002 года. Указный закон не был применен к расчету суммы пенсии, хотя в справке о получаемой пенсии указан общий трудовой стаж 23 года 0 месяцев 9 дней.

Также, в связи с работой в районах Крайнего Севера пенсия устанавливается женщинам, имеющим двух и более детей по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если женщины проработали не мене 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет приравненных к ним местностях. Полагает, что имеет право на получение пенсии по статье «Работа в районах Крайнего Севера» и получать к пенсии, согласно ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2002 года, повышенный коэффициент 1,7.

По нормам закона, при досрочном выходе на пенсию, имеет право на получение пенсии, как работавший в районах Крайнего Севера.

Считает, что УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе проигнорировал данный закон, не применив его нормы к повышению пенсии, нарушил инструкцию пенсионного фонда РФ о проведении расчета. Расчет произведен не верно, сумма прибавки снизилась на 551 рубль 69 копеек и составляет 1504 рубля.

Валоризация проведена на 14 месяцев позднее - не с 01.01.2010 года, а с 01.03.2011 года без выплаты добавки к пенсии по валоризации за этот срок.

С учетом всех нарушений, допущенных со стороны УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе, полгает недоплата составляет 349658 рублей.

Просит обязать УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе произвести перерасчет пенсии с 01.01.2010 года, обязать выплатить не полученную пенсию в сумме 349658 руб., установить пенсию на 31.12.2011года в сумме 11683, 26 руб.

В судебном заседании:

Истец Вшевцова В.В. не явилась, о месте и времени слушания дела судом извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Вшевцов Е.П. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что положения Федерального закона № 146-ФЗ от 22.07.2008 года распространяет свое действие на истицу, так как выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов, производится за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В виду того, что Вшевцова В.В. имеет двух детей, то к общему стажу 29 лет необходимо прибавить 3 года за периоды по уходу за двумя детьми. В ст. 25 закона № 4520-1-ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» указывается, что женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Следовательно, данный закон распространяет свое действие на истицу. Истица в УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе представляла все необходимые документы. Считает, что УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе должно было вызвать лицо и объяснить как закон должен применяться и сделать соответствующие исчисления и перерасчеты. В заявлении от 10.10.2011 года истица хотела выяснить, имеется ли у УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе заявление от нее относительно данного вопроса. В ответе от 14.10.2011 года УПФ РФ в г. Алексин и Алексинском районе конкретного разъяснения не дали. 23.03.2002 года истица обращалась с заявлением о разъяснении норм Закона РФ от 20.11.1990 года N340-5 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Полагает, что истцу не доплатили пенсию в размере 349658 рублей, на 31.12.2011 года ее пенсия должна составлять 11683 рубля 26 копеек, с 01.01.2002 года согласно ФЗ № 173 и ст. 25 закона № 4520-1 она должна получать пенсию как работавшая в районах Крайнего Севера. Расчет произведен истцом по годам, с учетом инфляции.

Представитель ответчика Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинский район Тульской области по доверенности Львова М.С. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, считая их необоснованными и незаконными. В обоснование своих возражений пояснила, что истец является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 07.01.1988 года по Закону СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях». До 01.01.2002 года правоотношения по установлению пенсий регулировались Законом РФ от 20.11.1990 года. N340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с введением нового правового регулирования с 01.01.2002года, согласно нормам Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» повышенное отношение заработков за работу на Крайнем Севере предусмотрено для женщин, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет, проработали не менее 12 календарных лет и проживают в районе Крайнего Севера на 01.01.2002года. Согласно ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 независимо от места жительства применяется повышенное отношение для женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет на Крайнем Севере и имеют страховой стаж 20 лет. Календарная продолжительность стажа истицы в районах Крайнего Севера составляет 12 лет.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991года, определенного в соответствии с п. 2 и 3 ст. 30.1.

При определении общего трудового стажа для исчисления валоризации применяются правила подсчета стажа, аналогичные правилам при осуществлении оценки пенсионных прав (п. 2 ст. 30.1). Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Расчетный размер пенсии определен согласно п. 3 ст. 30, т.к. этот вариант является наиболее выгодным для истца. Периоды ухода за детьми не включены в стаж, т.к. при подсчете трудового стажа по п. 3 ст. 30 данные периоды не подлежат включению в стаж. Федеральный закон от 21.03.2005 года № 8-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по- старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» предусматривает возмещение ПФР расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов. При расчете страховой части в счет периода по уходу за детьми включена сумма возмещения.

Оценка пенсионных прав по иному варианту - п. 4 ст. 30 (предусматривает включение отпусков по уходу за ребенком в стаж) - является невыгодной для истца.

Расчет пенсии, приведенный истцом, является незаконным и неправильным по мнению ответчика. Представителем ответчика представлены варианты расчета пенсии.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся истицы.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 25 Закона РФ от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» по состоянию на 01.01.2002 года предусматривала право на досрочную пенсию женщинам, имеющим 2 и более детей, по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера.

Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ в редакции на дату перерасчета пенсии 01.01.2002 года предусмотрены различные варианты подсчета расчетного пенсионного капитала и расчетного размера пенсии.

Согласно п/п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет (для мужчин) по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно 25 лет.

Судом установлено, что с 07.01.1988 года Вшевцовой В.В. назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях.

Федеральным законом от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции на дату перерасчета пенсии 01.01.2002г.) предусмотрены различные варианты подсчета расчетного пенсионного капитала и расчетного размера пенсии. Согласно ст. 30 Закона №173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала определяется с учетом расчетного размера трудовой пенсии, размер базовой части трудовой пенсии, величина Т - ожидаемый период выплаты.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК (стажевый коэффициент) х ЗР/ЗП (отношение заработков) х СЗП (1671 руб.).

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона №173-ФЗ для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002года в районах Крайнего Севера (п. 2 ст. 28), в которых установлены районные коэффициенты, отношение заработков учитывается в повышенном размере. П/п. 2 п. 1 ст. 28 предусмотрено назначение пенсии женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет. Данная норма не может быть применена к расчету пенсии истицы, т.к. на 01.01.2002года она не проживала в районах Крайнего Севера (согласно пенсионному делу №... в 1988года - пенсия назначалась в ...).

Лицам, указанным в абзаце первом п/п. 6 п. 1 ст. 28 Закона №173-ФЗ (в том числе лицам, указанным в п/п. 6 п. 1 ст. 28), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами Крайнего Севера. П/п. 6 п. 1 ст. 28 Закона №173-ФЗ предусматривает право на пенсию женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет на Крайнем Севере и имеют страховой стаж 20 лет. По данному пункту невозможно применить повышенное отношение заработков, т.к. истица не выработала 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (календарная продолжительность 12 лет).

С 01.01.2010года в части определения повышенного отношения заработков в данном случае в Закон №173-ФЗ не внесено изменений.

Оценка пенсионных прав истца по Закону №173-ФЗ (в редакции после 01.01.2010года) произведена по п. 3 ст. 30. Стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. При исчислении стажа по п. 3 ст. 30 общий трудовой стаж истицы равен 20 лет. Отношение заработков ограничено предельно допустимым 1,2.

Статьей 28 пункта 27 Федерального закона от 24 июля 2009г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в Федеральный закон от 17.12.2001года №173-ФЗ внесены дополнения, касающиеся возможности повышения расчетного пенсионного капитала с учетом стажа до 01.01.1991года (валоризация). С 01.01.2010года оценка пенсионных прав граждан была произведена с учетом сумм валоризации на основании ст.ст. 29.1, 30, 30.1 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991года, определенного в соответствии с п. 2 и 3 ст. 30.1.

При определении общего трудового стажа для исчисления валоризации применяются правила подсчета стажа, аналогичные правилам при осуществлении оценки пенсионных прав (п. 2 ст. 30.1). Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по п. 3 ст. 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Для истца стаж составляет 20 лет.

Сумма валоризации с учетом стажа до 01.01.1991года составляет 30% (10% + 20%).

Нормы Федерального закона от 21.03.2005года №8-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан», предусматривающие возмещение ПФР расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, применены при расчете пенсии. Страховая часть пенсии рассчитана с учетом сумм возмещения.

Итоговый размер пенсии равен 7333,99 руб. Расчет пенсии по данному варианту проверен судом, нарушений законодательства не обнаружено.

Вариант оценки пенсионных прав по п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ предусматривает иной порядок оценки трудового стажа, в т.ч. и в целях расчета валоризации. Расчетный размер трудовой пенсии определяется из среднемесячного заработка и стажевого коэффициента.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 4 ст. 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, в которую включаются, в т.ч. периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в т.ч. периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Стаж по данному варианту составляет 31 год. Стажевый коэффициент применяется в повышенном размере и равен 0,66. Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 лет для женщин, не может превышать сумму, равную 617 рублей 12 копеек. Валоризация составит 41% (10% + 31%).

Итоговый размер пенсии по данному варианту 5051,52руб. Расчет пенсии по данному варианту проверен судом, нарушений законодательства не обнаружено.

Расчет пенсии по п. 4 ст. 30 приведет к нарушению прав истца, т.к. его пенсия уменьшится. Ухудшение положения гражданина недопустимо в силу статей 1 ч. 1, 18, 39 (ч. 1) и 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Вшевцовой В.В. не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Вшевцовой Валентины Васильевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области об обязании произвести перерасчет пенсии, установить пенсию и взыскать задолженность по пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья