РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 мая 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Лизговко И.В., при секретаре Галтакове Р.К., с участием истца Орлова Ю.В., представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности ............., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-522/12 по иску Орлова Юрия Викторовича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать соответствующее удостоверение установленного образца, у с т а н о в и л: Орлов Ю.В., имея право выхода на пенсию по выслуге лет, ведомственные медали, обратился к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что общий трудовой стаж заявителя не соответствует требованиям закона от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Не согласившись с отказом, Орлов Ю.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать соответствующее удостоверение установленного образца. В обоснование своих требований сослался на то, что в его случае выполнены условия, предусмотренные законом для возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку в соответствии с положениями ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», он имеет право выхода на пенсию по выслуге лет, а также награжден медалями. В судебном заседании: Истец Орлов Ю.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» по доверенности ............. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что 28.02.2007 года принят закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и постановление администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда». Условиями присвоения звания «Ветеран труда» признаны наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных знаний СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1.01.2002 года Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости мужчинам необходимо было иметь трудовой стаж (то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении) не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью, причем действие данного Закона от 20.11.1990 года № 340-1 не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет. Указанным Законом определялся также и трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии за выслугу лет. До изменения пенсионного законодательства наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». В настоящее время в трудовой стаж засчитывается военная служба, а также другая приравненная к ней служба, предусмотренная Законом от 12.02.1993 года № 4468-1, после 1.01.2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Считает, что заявленные истцом требования являются не основанными на законе. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Согласно ст. 1, п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 797-ЗТО от 28.02.2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст. 1 названного закона Тульской области право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается территориальным органом исполнительной власти области по социальному развитию при обращении лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» с письменным заявлением и документами, подтверждающими награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО). Таким образом, закон Тульской области фактически повторяет основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». Судом установлено, с ............. Орлов Ю.В. является получателем пенсии за выслугу лет, общая продолжительность службы составляет 20 лет 02 мес.05 дней, при назначении пенсии включены периоды военной службы – с ............. по ............. и службы в УВД Тульской области – с ............. по ............., что подтверждается справкой УМВД России по Тульской области .................. от .............. За время службы Орлов Ю.В. приказом УВД Тульской области .................. л/с от ............. награжден медалью «За отличие в службе» III степени, приказом УВД Тульской области .................. л/с от ............. награжден медалью «За отличие в службе» II степени, что подтверждается удостоверением УВД Тульской области. Таким образом, Орлов Ю.В. награжден ведомственными знаками отличия, что ответчиком не оспаривалось. ............. Орлов Ю.В. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из письма ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» № .................. от ............. Орлову Ю.В. по результатам рассмотрения его заявления сообщено, что поданные им документы не свидетельствуют о наличии условий для присвоения ему звания «Ветеран труда». А именно, военная служба, а также другая приравненная к ней служба, предусмотренная Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», после 01.01.2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года (ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, п. 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении). Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Действие данных нормативно-правовых актов распространяется на указанные в них категории граждан. Военнослужащие отнесены к категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (то есть пенсию за выслугу лет) в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определяя юридическое содержание термина «военнослужащие», ст. 2 названного федерального закона, относит к их числу граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 5 закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги. Таким образом, выслуга лет в силу действующего законодательства является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, к числу которых относится и истец. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на момент его обращения в орган социальной защиты населения и необоснованным ограничения его прав со стороны ГУ ТО «УСЗН Алексинского района». Согласно п. 2 постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», территориальным органом департамента социального развития выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ и приведенных норм материального права, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Орлова Ю.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать соответствующее удостоверение установленного образца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Орлова Юрия Викторовича удовлетворить. Признать право Орлова Юрия Викторовича на присвоение звания «Ветеран труда» и получение удостоверения «Ветеран труда» установленного образца. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить Орлову Юрию Викторовичу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: