РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Старцевой С.П., при секретаре Гусевой Ю.Н., с участием: истца Матвеева П.Б., представителя ответчика - Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности Шушлебиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-668/2012 по иску Матвеева Петра Борисовича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания, признании права на присвоение звания «Ветеран Труда» и выдаче соответствующего образца удостоверения, у с т а н о в и л: Матвеев П.Б., проходивший службу в ФС исполнения наказаний Управления по Тульской области, имея выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, являясь получателем пенсии за выслугу лет и медаль «За службу» III степени обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления было отказано по тем основаниям, что заявитель в соответствии с требованиями Закона от 28 февраля 2007года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания ветеран труда» не имеет соответствующего трудового стажа, который составляет 21 год 2 месяца 22 дня. Не согласившись с отказом, Матвеев П.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего образца удостоверения. В обоснование своих требований сослался на то, что в его случае выполнены условия, предусмотренные законом для возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», он является получателем пенсии за выслугу лет с 23 мая 2007 года, а также награжден медалью «За службу» III степени. В судебном заседании: Истец Матвеев П.Б. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района » по доверенности Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что 28 февраля 2007 года принят Закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и постановление администрации Тульской области от 08 мая 2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда». Условиями присвоения звания «Ветеран труда» признаны: наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных знаний СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 01 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ныне действующем Федеральном законе от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. В соответствии со статьями 3, 10, 77, 88, 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости мужчинам необходимо было иметь трудовой стаж (т.е. общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении) - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Причем, действие данного Закона от 20 ноября 1990 года № 340 не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет. Указанным Законом определялся также и трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии за выслугу лет. До изменения пенсионного законодательства, наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». В настоящее время в трудовой стаж засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренные Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1, после 01 января 2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в статьях 10 и 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Учитывая, что общий трудовой стаж истца не соответствует требованиям Закона, поэтому необходимо в удовлетворении требований отказать. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.1, п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия Тульской областной Думой принят Закон Тульской области №797-ЗТО от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст. 1 названного закона Тульской области право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается территориальным органом исполнительной власти области по социальному развитию при обращении лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» с письменным заявлением и документами, подтверждающими: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007года №797-ЗТО). Таким образом, закон Тульской области фактически повторяет основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». В соответствии с этими правовыми актами звание «Ветеран труда» присваивается лицам (применительно к истцу) при наличии в совокупности двух оснований: 1) награждение орденами и медалями, либо удостоенных почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденными ведомственными знаками отличия в труде. 2) наличие трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии: а) по старости; б) за выслугу лет. Судом установлено, что Матвеев П.Б. является получателем пенсии за выслугу лет с 23 мая 2007 года, что подтверждается справкой от 18 апреля 2012года, выданной УФСИН России по Тульской области №.... Данной справкой также подтверждается, что Матвеев П.Б. на 23 мая 2007 года имел трудовой стаж в календарном исчислении – 14 лет 10 месяцев 04 дня, в льготном исчислении – 21 год 02 месяца 22 дня (л.д.12). За время службы в уголовно-исполнительной системе с 17 августа1994 года по 22 мая 2007 года Матвеев П.Б. награжден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 декабря 2002 года №1817-к медалью «За службу» III степени, что подтверждается соответствующим удостоверением и свидетельством о перемене фамилии от 14 февраля 2003 года (л.д.13,14). Таким образом, Матвеев П.Б. награжден ведомственным знаком отличия в труде, что ответчиком не оспаривалось. 03 апреля 2012 года Матвеев П.Б. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района» №М-123 от 10 апреля 2012 года Матвеев П.Б. по результатам рассмотрения его заявления сообщено, что поданные им документы не свидетельствуют о наличии условий для присвоения ему звания «Ветеран труда». А именно, военная служба в силу положений ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит включению в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10, 11 названного закона, п. 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Согласно представленным документам, подтверждающим трудовой стаж, общий трудовой стаж составляет 21 год 4 месяца 22 дня, что не соответствует требованиям Закона от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (л.д.10). Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Действие данных нормативно-правовых актов распространяется на указанные в них категории граждан. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - отнесены к категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (то есть пенсию за выслугу лет) в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определяя юридическое содержание термина «военнослужащие» статья 2 названного федерального закона, относит к их числу граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 5 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги. Таким образом, выслуга лет в силу действующего законодательства является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 (в редакции от 10 декабря 2010года), к числу которых относится и истец. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения Матвееву П.Б. звания «Ветеран труда» на момент его обращения в орган социальной защиты населения и необоснованном ограничении его права со стороны ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района». Согласно п.2 постановления Администрации Тульской области от 8 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», территориальным органом департамента социального развития выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60,67 ГПК РФ и вышеприведенных норм материального права, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Матвеева П.Б. о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» с момента первоначального его обращения, а именно с 03.04.2012 года и получение соответствующего образца удостоверения «Ветеран труда». Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Матвеева Петра Борисовича удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» об отказе в присвоении Матвееву Петру Борисовичу звания «Ветеран труда». Признать право Матвеева Петра Борисовича на присвоение звания «Ветеран труда» и получение удостоверения «Ветеран труда» установленного образца, исходя из его обращения, последовавшего 03 апреля 2012 года. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» выдать Матвееву Петру Борисовичу удостоверение «Ветеран труда» установленного образца. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца. Судья