РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 июля 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Миначевой В.Ф., при секретаре Яковлеве Л.В., с участием истца Даниелян Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-703/12 по иску Даниелян Татьяны Суреновны к администрации муниципального образования Алексинский район о признании незаконным отказа в назначении пенсии, о признании права на пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему, установил: Даниелян Т.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Алексинский район о признании незаконным отказа в назначении пенсии, о признании права на пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему. В обоснование своих требований указала на то, что 10 апреля 2012 года она обратилась в администрацию муниципального образования Алексинский район с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальной служащей. 20 апреля 2012 года ею получен ответ на заявление № ..., которым отказано в назначении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему на том основании, что она была уволена с муниципальной службы 30.11.2001 года из комитета социальной защиты населения в порядке перевода в .... фонда РФ по городу .... и ..... с формулировкой «по соглашению сторон», что не предусмотрено пунктом 2 ст. 4 Закона Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим ..... и муниципальным служащим в .....» (далее Закон № 610-ЗТО). С данным решением администрации муниципального образования Алексинский район она не согласна, считает отказ незаконен по следующим основаниям. С 12 октября 1976 года по 30 ноября 2001 года она работала на различных должностях муниципальной службы: в ..... ..... в ....., ..... исполкома народных депутатов ....., комитете социальной защиты населения при администрации муниципального образования «.....». Ее стаж муниципальной службы состоит из следующих периодов: с 12.10.1976 по 09.04.1982годы - инспектор ..... .....; с 06.02.1984 по 26.12.1984годы - кассир-счетовод, старший бухгалтер поселкового совета ..... .....; с 16.08.1990 по 01.04.1992годы специалист 2-ой категории .....; с 01.04.1992 по 20.01.1999годы ведущий специалист по назначению и выплате пенсий .....; с 20.01.1999 по 30.11.2001годы ведущий специалист отдела назначения и выплаты пенсий комитета социальной защиты населения г. ..... Стаж муниципальной службы составляет 17 лет 08 месяцев 01 день. Данные должности, предусмотрены Реестром государственных должностей ....., дающих право на государственную пенсию по старости. С ней, как с муниципальным служащим, в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ», Законом Тульской области от 05.02.1998 № 76-ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области» был заключён трудовой договор, которым гарантировались денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные Федеральными законами и Законами Тульской области. В частности она имела право на ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицо, замещавшее муниципальную должность муниципальной службы при наличии минимального муниципального стажа 10 лет и при условии оставления службы и назначения государственной пенсии (Закон Тульской области от 18 июля 1997 № 58-ЗТО). Статья 2 вышеуказанного Закона гарантировала также установление ежемесячной доплаты и в случае, если она освобождалась с муниципальной службы в связи прекращением полномочий, увольнением с государственной службы в случае ликвидации или реорганизации органов государственной власти, сокращением аппарата органов государственной власти, увольнением по соглашению сторон и с выходом на государственную пенсию. Во исполнение Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 года «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» губернатор Тульской области постановлением от 18.10.2001 № 378 и глава города .... и ..... своим постановлением от 20.11.2001 № ..... передали полномочия по назначению и выплате государственных пенсий от комитета социальной защиты населения ..... Управлению Пенсионного фонда по городу .... и ...... Согласно этим постановлениям до 01.12.2001 года должен был быть осуществлён перевод специалистов комитета соцзащиты населения, обеспечивающих организацию назначения и выплаты пенсий, с их согласия, в Управление Пенсионного фонда по пункту 5 ст. 29 КЗОТ РФ. В результате произведенной реорганизации она была уволена 30 ноября 2001 года с муниципальной службы из комитета социальной защиты населения по соглашению сторон в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда РФ. При этом ей было обещано, что за ней сохранится право на муниципальную доплату к государственной пенсии. Она была уверена, что при наступлении пенсионного возраста в соответствии с Законом Тульской области от 18 июля 1997 года № 58-ЗТО ей будет установлена доплата. Однако, 25 июля 2005 года был принят новый Закон Тульской области № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», который изменил условия назначения пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, тем самым, ухудшив их права. В частности, в пункте 2 статьи 4 Закона нет такого основания увольнения с муниципальной службы как «соглашение сторон». В связи с этим ей и было отказано в установлении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. Считает, что решение администрации муниципального образования Алексинского района об отказе ей в установлении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему нарушает ее права и законные интересы, в частности, право на пенсионное обеспечение, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ. Общеобязательная правовая позиция по данному вопросу была высказана в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года. Как указал Конституционный Суд РФ, права на социальное обеспечение и, в частности, пенсионное, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст. 1 (ч.1), 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 55 и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Поскольку она выработала свой муниципальный стаж до 30 ноября 2001 года и уволилась с муниципальной службы в порядке перевода по соглашению сторон, то приобрела право на пенсионное обеспечение, как муниципальный служащий (на момент действия Закона Тульской области от 18.07.1997 3 58-ЗТО). Так как Конституция РФ запрещает ухудшать положение граждан, то полагает, что ей должна быть назначена пенсия, как муниципальному служащему. Просит признать незаконным отказ в назначении ей пенсии за выслугу лет и признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему с 10 апреля 2012 года. В судебном заседании: Истец Даниелян Т.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Просила признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской (муниципальной) службы, исходя из ее обращения, последовавшего 10.04.2012 года. Представитель ответчика – администрации муниципального образования Алексинский район не явился, в своем заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в их отсутствие, заявленные требования не признал. Ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ерохина Н.С. поясняла, что не оспаривает тот факт, что истица имеет стаж муниципальной службы не менее 15 лет и состояла на муниципальной службе на 23.11.1997года и позднее. Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001года № 166-ФЗ определение условий предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ за счет средств субъектов РФ отнесено к ведению субъектов РФ (п.4 ст.7). Аналогичная норма права содержится и в пункте 5 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001года №173-ФЗ. Специальный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих РФ и ее субъектов, на время рассмотрения спора на федеральном уровне отсутствует. В связи с принятием Закона Тульской области от 25 июля 2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» нет оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет, поскольку она уволена с муниципальной службы 30 ноября 2001 года из комитета социальной защиты населения города Алексина и Алексинского района в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Алексину и Алексинскому району Тульской области «по соглашению сторон». В новом Законе № 610-ЗТО нет таких оснований увольнения как «по соглашению сторон». В ранее действовавшем Законе, который прекратил свое действие, данное основание было, но оно не может быть применено к требованиям истца. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Судом установлено, что Даниелян Т.С. является получателем пенсии по старости с 02.04.2012 года, что подтверждается копией пенсионного удостоверения ... от 16.04.2012года. 10.04.2012 года истица обратилась в администрацию муниципального образования Алексинский район с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальный служащий. Письмом ... от 20.04.2012 года администрацией муниципального образования Алексинский район Даниелян Т.С. отказано в назначении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему на том основании, что она была уволена с муниципальной службы 30.11.2001 года из комитета социальной защиты населения в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда РФ по городу .... и ..... с формулировкой «по соглашению сторон», что не входит в перечень оснований, предусмотренных в пункте 2 статьи 4 Закона № 610-ЗТО (л.д.8). Не согласившись с отказом ответчика в назначении пенсии за выслугу лет, истец обратилась в суд с указанным выше иском, полагая, что на 10.04.2012 года она приобрела право на назначение пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее должности государственной (муниципальной) службы, в связи с чем ответчик обязан был назначить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 610-ЗТО. Оценивая доводы Даниелян Т.С. относительно приобретения ею права на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной (муниципальной) службы в указанные истицей периоды в соответствии с Законом № 610-ЗТО, суд находит данные доводы законными по следующим основанием. Законом Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданам и муниципальным служащим в Тульской области» предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет. Статьей 4 указанного Закона № 610-ЗТО установлены условия для назначении пенсии за выслугу лет, а именно: наличие стажа государственной (муниципальной службы) – 15 лет, соответствие основания увольнения перечню оснований, предусмотренных Законом, назначение трудовой пенсии. Согласно представленной трудовой книжке, истица работала: с 12.10.1976 по 09.04.1982годы - инспектором .....; с 06.02.1984 по 26.12.1984годы – кассиром счетовод, старшим бухгалтером поселкового совета .....; с 16.08.1990 по 01.04.1992годы специалистом 2-ой категории .....; с 01.04.1992 по 20.01.1999годы ведущим специалистом по назначению и выплате пенсий ..... городского комитета социальной защиты населения; с 20.01.1999 по 30.11.2001годы ведущим специалистом отдела назначения и выплаты пенсий комитета социальной защиты населения г. ..... В соответствии с подпунктом б пункта 18 статьи 2 Закона Тульской области от 07 октября 2008 года №1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» в стаж муниципальной службы включаются периоды работы (службы) в Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и исполнительных комитетах. Следовательно, периоды работы истца с 12.10.1976 по 09.04.1982годы - инспектор ..... ..... и с 06.02.1984 по 26.12.1984годы - кассир-счетовод, старший бухгалтер поселкового совета ..... ..... подлежат включению в стаж муниципальной службы. Периоды работы истца с 16.08.1990 по 01.04.1992годы специалист 2-ой категории .....; с 01.04.1992 по 20.01.1999годы ведущий специалист по назначению и выплате пенсий Алексинского городского комитета социальной защиты населения; с 20.01.1999 по 30.11.2001годы ведущий специалист отдела назначения и выплаты пенсий комитета социальной защиты населения г. .... также подлежат включению в стаж муниципальной службы согласно раздела 2 Реестра должностей муниципальной службы в Тульской области (приложение к Закону Тульской области от 17 декабря 2007 года №931-ЗТО «О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области»), в соответствии с которыми указанные должности относятся к группе старших и младших должностей службы в местных администрациях соответственно. Таким образом, суммарный стаж муниципальной службы истца на момент ее обращения к ответчику о назначении пенсии за выслугу лет 10.04.2012 года составлял более 15 лет, а именно 17 лет 08 месяцев 01 день, что не оспаривалось ответчиком. Согласно записи в трудовой книжке Даниелян Т.С. от 30.11.2001 года была уволена из комитета социальной защиты населения по соглашению сторон в порядке перевода в Управление пенсионного фонда РФ по городу .... и ..... в соответствии с подпунктами 1,5 статьи 29 КЗоТ РФ. Пункт 2 статьи 4 Закона № 610-ЗТО в качестве дополнительного условия назначения пенсии за выслугу лет предусматривает перечень оснований увольнения с муниципальной службы, дающих право на назначение данной пенсии, и, действительно, такого основания, как увольнение по соглашению сторон не содержит. Однако, ответчиком при отказе истцу в назначении муниципальной пенсии не было принято во внимание, что Закон № 610-ЗТО был принят 25 июля 2005 года, в то время как на дату увольнения истца с муниципальной службы 30.11.2001 года действовал Закон Тульской области от 18.07.1997 года № 58-ЗТО «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области», утративший силу с принятием Закона № 610-ЗТО. Закон № 58-ЗТО также как и Закон № 610-ЗТО, наряду с условием наличия определенного стажа государственной службы, содержал перечень оснований прекращения государственной службы, дающих право на назначение доплаты к государственной пенсии. Согласно пункту 2 Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячных доплат к государственным пенсиям» (приложение к Закону № 58-ЗТО), доплата к пенсии устанавливается государственным служащим уволенным, в том числе и по соглашению сторон. Следовательно, на момент увольнения Даниелян Т.С. с муниципальной службы основанием ее увольнения соответствовало перечню оснований, дающих право на пенсию за выслугу лет. Тот факт, что Закон № 58-ЗТО прекратил свое действие 25.07.2005 года (до назначения Даниелян Т.С. пенсии по старости) в связи с принятием Закона № 610-ЗТО, исключившего увольнение по соглашению сторон из числа оснований, дающих право на пенсию за выслугу лет, не может лишить истца приобретенных прав и снижать уровень его социальной защищенности. Данную правовую позицию в своем Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года изложил Конституционный Суд Российской Федерации. Таким образом, все условия для назначения пенсии за выслугу лет Даниелян Т.С. были соблюдены. На момент обращения к ответчику за назначением пенсии за выслугу лет истец имела стаж муниципальной службы более 15 лет, в настоящее время продолжает работать в должности заместителя начальника отдела назначения, перерасчета пенсий в УПФ РФ (ГУ) в городе .... и ....., 02.04.2012 года истцу была назначена пенсия по старости. Доводы представителя ответчика по доверенности Ерохиной Н.С., изложенные ранее в судебном заседании о том, что к возникшим по настоящему делу спорным правоотношениям не применимо положение статьи 2 Закона № 58-ЗТО, прекратившего свое действие 25.07.2005 года, признаются судом необоснованными по тем основаниям, что принятие новых или изменение действующих законодательных и иных нормативно – правовых актов, в том числе и принятие Закона № 610-ЗТО, исключившего увольнение по соглашению сторон из числа оснований, дающих право на пенсию за выслугу лет, не может лишить истца приобретенных прав и снижать уровень его социальной защищенности. Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60. 67 ГПК РФ и вышеприведенных норм материального права, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Даниелян Т.С. о признании за ней права на назначение пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему с момента первоначального ее обращения, а именно с 10 апреля 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Даниелян Татьяны Суреновны удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Алексинский район в назначении Даниелян Татьяне Суреновне пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской (муниципальной) службы. Признать за Даниелян Татьяной Суреновной, .... года рождения, уроженки ....., право на назначение пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской (муниципальной) службы, исходя из ее обращения, последовавшего 10 апреля 2012 года. Обязать администрацию муниципального образования Алексинский район назначить Даниелян Татьяне Суреновне пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской (муниципальной) службы с 10 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий