Р Е Ш Е Н И Е 19 июля 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Старцевой С.П., при секретаре Гусевой Ю.Н., с участием: помощника Алексинского межрайонного прокурора Кадникова А.Е., представителя ответчика ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» по доверенностям Смирновой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-820/12 по иску Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, а именно работников ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» к ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, у с т а н о в и л : Алексинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, а именно работников ОАО «Спецобслуживание г.Алексина» обратился в суд с иском к ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране труда, проведенной прокуратурой района в ОАО «Спецобслуживание г. Алексина», выявлены грубые нарушения законодательства РФ, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 1.1 устава ОАО «Спецобслуживание г. Алексина», Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ. По состоянию на 13.06.2012 года в ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» работает 120 человек. Количество рабочих мест в ОАО «Спецобслуживание ....» 155. Однако, в нарушение требований ст.22, ч.2 ст. 212 ТК РФ в ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) создает угрозу производственного травматизма. В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202 -1 «О прокуратуре РФ» (в редакции от 07.02.2011 г.) предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих, организаций. Просил обязать ОАО «Специальное обслуживание города Алексина» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании: Помощник Алексинского межрайонного прокурора Кадников А.Е. поддержал заявленные исковые требования и просил удовлетворить по изложенным основаниям, уточнив требования в части сроков проведения аттестации рабочих мест – не позднее 8 месяцев. Представитель ответчика по доверенности Смирнова О.Л. не возражала против удовлетворения заявленных требований. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В силу ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 ч. 1; ст. 7 ч. 1; ст. 18; ст. 19 ч.ч. 1, 2 Конституции Российской Федерации). Ст. 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица, и локальными нормативными актами (ст. 22 ТК РФ). В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Частью 2 ст.212 ТК РФ в качестве одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда закреплена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по- охране труда. На основании ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий - по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342 (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.06.2011г. № 20963) утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 1 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Пункт 4 вышеназванного «Порядка проведения аттестации рабочих мест» указывает, что аттестации подлежат все рабочие места. Аналогичные требования содержались в п. 1 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007 года (утратил силу 31.08.2011 г.). Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 года №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», зарегистрированного в Минюсте РФ 9 июня 2011 года № 20963 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению. Введен в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, с 1.09.2011 года. В п. 1 и 2 Порядка указано, что порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4 Порядка). Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (п. 6 Порядка). Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Согласно п. 1.1 устава ОАО «Спецобслуживание г. Алексина», Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными нормативными актами Российской Федерации. Согласно п. 1.2 Устава ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства РФ. По состоянию на 15.06.2012 года в ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» работает 120 человек. Количество рабочих мест в ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» по штату 155, что подтверждается справкой о численности от 15.06.2012 года. Как установлено судом ОАО «Специальное обслуживание г.Алексина» включено в Единый государственный реестр юридических лиц по месту нахождения данного юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ ... от 15.05.2012 года, свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 71 ... от 18.03.2009 года, свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе серии 71 ... от 18.03.2009 года. Следовательно, являясь юридическим лицом, в соответствии с действующим законодательством и указанными выше нормами закона, руководитель ОАО «Специальное обслуживание города Алексина», являясь работодателем, обязан был провести аттестацию рабочих мест в установленные законом сроки. Как установлено в ходе судебного заседания, и не отрицалось представителем ответчика, в ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, что является нарушением требований ст. 22, ч.2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и создает угрозу производственного травматизма. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Статьей 333.19 Н РФ предусмотрено, что при подаче искового заявления неимущественного характера для организации уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей, которую суд взыскивает с ответчика ОАО «Специальное обслуживание города Алексина». Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом вышеприведенных норм, и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, а именно работников ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» к ОАО «Спецобслуживание г. Алексина» об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 39, 173,194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Алексинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать ОАО «Специальное обслуживание города Алексина» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок не позднее 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ОАО «Специальное обслуживание города Алексина» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья