РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 июля 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Старцевой С.П., при секретаре Гусевой Ю.Н., с участием: представителя истца помощника Алексинского межрайонного прокурора ФилипповаС.Н., представителя третьего лица ОАО «Муниципальная Управляющая Компания города Алексина» по доверенности Ананьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-710/12 по иску Алексинского межрайонного прокурора в интересах Матвеева Александра Дмитриевича к администрации муниципального образования Алексинский район об обязании установить приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении, у с т а н о в и л: Алексинский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд в интересах Матвеева А.Д. с иском к администрации МО г. Алексин Алексинского района об обязании установить приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении. В обоснование заявленных требований указал, что Алексинской межрайонной прокуратурой проведена проверка обращения Матвеева А.Д. о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Матвеев А.Д. в соответствии с договором социального найма жилого помещения .... от 19.09.2011 г. является нанимателем квартиры по адресу: ...., ...., ..... Данное жилое помещение постановлением главы города Алексина и Алексинского района от 18.06.1999 г. № 6-513 «О приеме жилого фонда в муниципальную собственность» - жилой дом № ...., в том числе квартира № ...., приняты в муниципальную собственность администрации МО Алексинский район. Договором № 65 от 01.01.2011 г., заключенным между администрацией МО Алексинский район и администрацией МО город Алексин Алексинского района квартира № .... передана в муниципальную собственность администрации МО город Алексин Алексинского района. Матвеев А.Д. в 2011 году обращался в администрацию МО город Алексин Алексинского района по вопросу оснащения занимаемой в соответствии с договором социального лайма .... от 19.09.2011 г. квартиры приборами учета холодного и горячего водоснабжения. Органом местного самоуправления заявителю было отказано в установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов по причине обязанности нанимателя самостоятельно производить текущий ремонт внутри квартирного инженерного оборудования, в том числе не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, предусмотренной пп. «е» п. 4 типового договора социального найма жилого помещения. Однако, как следует из Приложения № 8 к Постановлению Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» оснащение жилого помещения приборами учета горячего и холодного водоснабжения не входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилья. Просит суд обязать администрацию муниципального образования город Алексин Алексинского района установить приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: ...., нанимателем которого является Матвеев А.Д.. Определением Алексинского городского суда Тульской области от 13.06.2012 г. произведена замена ненадлежащего ответчика- администрация муниципального образования г.Алексин Алексинского района на надлежащего- администрацию муниципального образования Алексинский район. Определением суда от 27.06.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «Муниципальная Управляющая Компания города Алексина». В судебном заседании: Представитель истца помощник прокурора Филиппов С.Н. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в иске обстоятельствам. Представитель ответчика администрации муниципального образования Алексинский район по доверенности Ерохина Н.С. не явилась, в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что Матвеев А.Д. в соответствии с договором социального найма жилого помещения .... от 19.09.2011г. является нанимателем квартиры по адресу: ..... Указанный жилой дом, в том числе квартира № .... постановлением главы города Алексина и Алексинского района от 18.06.1999 г. № 6-513 «О приеме жилого фонда в муниципальную собственность» был принят в муниципальную собственность администрации муниципального образования Алексинский район. В силу ч.5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009г. до 1 июля 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. В соответствии с п. 5 договора социального найма жилого помещения .... от 19.09.2011г., заключенного между администрацией муниципального образования Алексинский район и Матвеевым А.Д., наймодатель обязан: принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. Приложением № 8 к Постановлению Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилого фонда. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации замена индивидуальных приборов учета (квартирных счетчиков), обслуживающих одну квартиру и не являющимися общим имуществом многоквартирного дома, не относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения. А, следовательно, замена таких приборов учета относится к текущему ремонту. В связи с чем, замена, установка и опломбировка приборов учета производится за счет средств жильцов (п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда). Таким образом, поскольку индивидуальные приборы учета не входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и относятся к внутриквартирному инженерному оборудованию, их установка не относится к работам по капитальному ремонту. В связи с чем, у администрации муниципального образования Алексинский район не возникает обязательств по установке, ремонту и замене данного оборудования. Просит отказать в заявленных исковых требованиях в полном объеме. Представитель третьего лица ОАО «Муниципальная Управляющая Компания города Алексина» по доверенности Ананьева А.В. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Указала, что установка приборов учета холодного и горячего водоснабжения возложена на собственников жилых помещений. Квартира, которая предоставлена Матвееву А.Д. по договору социального найма, принадлежит администрации МО Алексинский район, которая и обязана установить в квартире приборы учета холодной и горячей воды. Суд с учетом мнения присутствующих лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему. Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как установлено ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма. В силу ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В соответствии со ст.65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Согласно ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения. В судебном заседании установлено, что Матвеев А.Д. в соответствии с договором социального найма жилого помещения .... от 19.09.2011 г., заключенного с муниципальным образованием Алексинский район, является нанимателем квартиры по адресу: ...., ...., .... (л.д.12-13). Данное жилое помещение постановлением главы города Алексина и Алексинского района от 18.06.1999 г. № 6-513 «О приеме жилого фонда в муниципальную собственность» - жилой дом № ...., в том числе квартира № ...., принят в муниципальную собственность администрации МО Алексинский район, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования Алексинский район (л.д.15). Договором .... от 01.01.2011 г., заключенным между администрацией МО Алексинский район и администрацией МО город Алексин Алексинского района квартира № .... передана в муниципальную собственность администрации МО город Алексин Алексинского района (л.д.16-21). Согласно решению №7(41).2 от 31 мая 2012 года «О заключении соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования город Алексин Алексинского района органам местного самоуправления муниципального образования Алексинский район», органу местного самоуправления муниципального образования Алексинский район переданы, в том числе, полномочия: по владению, пользованию и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования г. Алексин Алексинского района; по организации на территории муниципального образования город Алексин Алексинского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (л.д.31,32). В ходе разрешения дела установлено, что Матвеев А.Д. в 2011 году обращался в администрацию МО город Алексин Алексинского района по вопросу оснащения занимаемой в соответствии с договором социального лайма .... от 19.09.2011 г. квартиры приборами учета холодного и горячего водоснабжения. Органом местного самоуправления заявителю было отказано в установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов по причине обязанности нанимателя самостоятельно производить текущий ремонт внутри квартирного инженерного оборудования, в том числе не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, предусмотренной пп. «е» п. 4 типового договора социального найма жилого помещения. Как следует из Приложения № 8 к Постановлению Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» оснащение жилого помещения приборами учета горячего и холодного водоснабжения не входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилья. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями муниципальными унитарными предприятиями. В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Таким образом, обязанность по оснащению многоквартирных домов индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, возложена на собственников жилых домов, в данном случае на муниципальное образование Алексинский район. Доводы представителя ответчика администрации МО Алексинский район по доверенности Ерохиной Н.С. о том, что индивидуальные приборы учета не входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и относятся к внутриквартирному инженерному оборудованию, и их установка не относится к работам по капитальному ремонту, являются не состоятельными, так как противоречат действующему законодательству. Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах Матвеева А.Д. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах Матвеева Александра Дмитриевича к администрации муниципального образования Алексинский район об обязании установить приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении. Обязать администрацию муниципального образования Алексинский район установить приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: ...., нанимателем которого является Матвеев Александр Дмитриевич. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья