РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 июля 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Стрыгиной Л.А., при секретаре Галтакове Р.К., с участием помощника Тульского природоохранного прокурора Тульской области ............., представителя ответчика администрации муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области по доверенности ............., представителя третьего лица ООО «Дом - Сети» генерального директора ............, представителя третьего лица администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области по доверенности ..........., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-753/12 по иску Тульского природоохранного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистку и обезвреживание сборов загрязняющих веществ, установил: Тульский природоохранный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области (далее администрация МО Шелепинское) об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистку и обезвреживание сборов загрязняющих веществ. В обоснование заявленных требований указал, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, водного законодательства ООО «Дом-Сети». Эксплуатацию системы водоотведения н..............., н............... осуществляет ООО «Дом-Сети». В соответствии с Уставом ООО «Дом-Сети», утвержденным решением единственного участника от ............. ............., одним из основных видов деятельности общества является сбор, очистка и распределение воды, удаление сточных вод. В соответствии с договором аренды имущественного комплекса объектов водоснабжения, водоотведения на территории МО Шелепинское от ............. ............., заключенного между администрацией МО Шелепинское и ООО «Дом-Сети», обществу передано во временное владение и пользование имущество, для осуществления производственной деятельности (объекты коммунальной инфраструктуры). В ходе проверки проведено обследование канализационной системы (канализационные коллекторы) н..............., н..............., установлено, что сточные воды из канализационных коллекторов сбрасываются на рельеф местности без очистки с последующим попаданием в водный объект - ручей без названия, впадающий в ............... Очистные сооружения разрушены, не функционируют. По результатам химических анализов, отобранных в ходе проверки Считают, что законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения по организации деятельности по сбросу в водные объекты стоков на территории муниципального образования. Установлено, что администрацией МО Шелепинское ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации водоотведения на территории н..............., н................ Отсутствие очистки сточных вод создает угрозу поступления опасных в эпидемиологическом отношении стоков из коллектора на рельеф местности с дальнейшим попаданием в ручей без названия, впадающий в ............... Данные стоки могут явиться источником микробного и химического загрязнения почвы, подземных вод, водного объекта. Ссылаясь на ст.ст. 22, 45 ГПК РФ, ст.ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды», прокурор просит суд обязать администрацию МО Шелепинское организовать водоотведение на территории данного муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории н..............., н............... и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). В судебном заседании: Представитель истца помощник Тульского природоохранного прокурора ............. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Представитель администрации МО Шелепинское ............. заявленные требования признал в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173, 221 ГПК ему разъяснены и понятны. Представитель третьего лица ООО «Дом - Сети» генеральный директор ............ пояснил, что считает требования Тульского природоохранного прокурора законными и обоснованными. Представитель третьего лица администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области по доверенности ........... просила в заявленных требованиях отказать в полном объеме, пояснила, что для реализации полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Алексинского района и администрацией МО Шелепинское был заключен договор ............. от ............. «О передаче в безвозмездное пользование МО Шелепинское недвижимого имущества», в том числе и очистных сооружений. В соответствии со ст. 695 ГК РФ администрация МО Шелепинское, обязана поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. Договором безвозмездного пользования ............. от ............. также предусмотрена обязанность администрации МО Шелепинское своевременно производить текущий и капитальный ремонт используемого имущества. Таким образом, на основании вышеуказанного договора, а также в силу закона обязанность по содержанию спорного имущества лежит на администрации МО Шелепинское. Очистные сооружения были преданы администрации МО Шелепинское на основании акта приема - передачи, который подписан сторонами по сделке, в акте отражена балансовая стоимость, остаточная стоимость, износ, что определяет состояние переданного имущества. Кроме того, между администрацией МО Шелепинское и ООО «Дом-Сети» заключен договор аренды недвижимого имущества (в том числе и на очистные сооружения). Данным договором орган местного самоуправления определил гарантирующую организацию. Данные действия со стороны администрации МО Шелепинское свидетельствуют, что администрация приняла меры к обеспечению граждан услугами по отведению в рамках полномочий определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Целью деятельности ООО «Дом - Сети» является подача воды и ее канализирование для населения. Общество является той коммерческой организацией, которая в силу ст. ст. 539-548 ГК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, обязана заключить публичный договор с проживающими в жилом фонде гражданами. Данная организация как исполнитель предоставляет коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, и является получателем денежных средств по оказываемым услугам по водоотведению. У общества на основании договора возникли обязательства по управлению и содержанию переданного имущества. Согласно п.п. 6.1.1. п.6 договора аренды, ООО «Дом-Сети» обязано согласовывать с администрацией производство неотделимых улучшений и реконструкцию арендуемого имущества, капитальный ремонт, сроки и объемы текущего ремонта, в связи с чем она считает, что именно на ООО «Дом -Сети» лежит обязанность по осуществлению работ по водоотведению. Выслушав объяснения сторон по делу, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Представителю ответчика администрации МО Шелепинское ............., разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, а именно, что при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу положений п. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Анализируя заявленные исковые требования с учетом норм действующего гражданского законодательства, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 ч. 1; ст. 7 ч. 1; ст. 18; ст. 19 ч.ч. 1, 2 Конституции Российской Федерации). В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ следует, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ч.1 ст.34 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в том числе относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования Алексинский район ............. от ............. на руководителей муниципальных учреждений здравоохранения, образования, возложена обязанность заключить с ............. договоры на услуги водоснабжения, водоотведения, вывоз твердых бытовых отходов с ООО «Дом – Сети». ............. администрацией МО Алексинский район, в лице главы администрации ............., действующего на основании Устава, с одной стороны, и администрация МО Шелепинское, в лице главы администрации ............., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили договор, согласно которого администрация МО Шелепинское получила в безвозмездное пользование для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения недвижимое имущество, включающее в себя: в н............... ООО «Дом – Сети» переданы водопровод, водонапорная башня, артскважина с павильоном над скважиной, очистные сооружения, в н............... – водопровод, канализационные сети, водонапорная башня, артскважина, очистные сооружения, срок действия договора – до ............. (п.1.4.), что подтверждается договором о передаче в безвозмездное пользование МО Шелепинское недвижимого имущества ............. от ............. и актом приема – передачи от .............. ............. администрацией МО Алексинский район, в лице главы администрации ............., действующего на основании Устава, с одной стороны, и администрация МО Шелепинское, в лице главы администрации ............., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили дополнительное соглашение, согласно которого срок действия договора ............. от ............. продлен до ............., что подтверждается дополнительным соглашением ............. от .............. ............. администрацией МО Шелепинское, в лице главы администрации ............., действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО «Дом-Сети», в лице генерального директора ............, действующего на основании устава, с другой стороны, заключен договор, согласно которого ООО «Дом-Сети» передано во временное владение и пользование имущество для осуществления производственной деятельности (объекты коммунальной инфраструктуры), согласно акта приема – передачи, что подтверждается договором аренды имущественного комплекса объектов водоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования Шелепинское Алексинского района от ............. .............. Согласно акта приема – передачи муниципального имущества, подлежащего передаче ООО «Дом – Сети» от ............. в н............... ООО «Дом – Сети» переданы водопровод, водонапорная башня, артскважина с павильоном над скважиной, очистные сооружения, в н............... – водопровод, канализационные сети, водонапорная башня, артскважина, очистные сооружения. В соответствии с п.2.2. Устава ООО «Дом-Сети», утвержденного решением единственного участника от ............. ............., одним из основных видов деятельности общества является сбор, очистка и распределение воды, удаление сточных вод. Статьей 60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы в том числе запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). В соответствии с ч.1, 2 ст.39 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Так ............. помощником Тульского природоохранного прокурора ............. совместно с ведущими инженерами Тульского отдела ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ..........., ............, представителем ООО «Дом – Сети» начальником ЖЭУ .............., произведено обследование канализационной системы н............... и н..............., эксплуатируемых ООО «Дом – Сети» на основании договора аренды ............. от ............., в ходе обследования установлено, что в канализационных коллекторах прорывов и аварийных сбросов не обнаружено, сточные воды сбрасываются на рельеф местности без очистки, очистные сооружения разрушены, что подтверждается актами проверки от .............. Согласно характеристики очистных сооружений ООО «Дом – Сети» на канализационных сетях муниципальных образований Авангардское, Шелепинское, обслуживаемых ООО «Дом – Сети», дислоцированы 4 единицы очистных сооружений в населенных пунктах: .............., не эксплуатирумые, переданные в аренду ООО «Дом – Сети». В судебном заседании участниками процесса не оспаривалось, что на момент приема – передачи в ООО «Дом-Сети» очистные сооружения находились и в настоящее время находятся в нерабочем состоянии, сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод производится на рельеф. ............. по техническому заданию Тульской природоохранной прокуратуры ............. от ............. филиалом ЦЛАТИ по Тульской области были отобраны пробы воды в ООО «Дом – Сети» в нескольких населенных пунктах. Так в н............... сточная без очистки сбрасывается на рельеф, по результатам химических анализов сточная вода характеризуется неудовлетворительными органолептическими показателями, далее сточная вода сбрасывается в ручей, по результатам химических анализов сточная вода не оказывает отрицательного влияния на гидрохимическое состояние водного объекта, в н..............., выпуск сточных вод без очистки на рельеф и далее в ручей, сточная вода на выпуске характеризуется неудовлетворительными органолептическими показателями, влияние на гидрохимическое состояние ручья не прослеживается, что подтверждается заключением филиала ЦЛАТИ по Тульской области, протоколами ............., 139 от ............., актами отбора проб сточной и природной воды ............., 145 от .............. Учитывая, что признание иска представителем ответчика администрации МО Шелепинское ............., не противоречит закону, совершено в интересах сторон, лицом, наделенным таким правом, не нарушает интересов иных лиц, руководствуясь ч. 2 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ, суд принимает признание представителем ответчика администрации МО Шелепинское ............. иска Тульской природоохранной прокуратуры. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований Тульского природоохранного прокурора. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Статьей 333.19 Н РФ предусмотрено, что при подаче искового заявления неимущественного характера организацией уплачивается государственная пошлина в размере 4 000 рублей. Таким образом, суд взыскивает с ответчика администрации МО Шелепинское государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 рублей. Руководствуясь положениями ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Тульского природоохранного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области организовать водоотведение на территории данного муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории населенного пункта .............., населенного пункта .............. и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). Взыскать с администрации муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья
проб сточных вод установлено, что они характеризуются неудовлетворительными органолептическими показателями: запах - от 4 до 5 баллов специфический, цвет - серый, прозрачность - от 2 до 10 см, высокая концентрация взвешенных веществ - от 42 до 94 мг/дм3. Выявлены превышения предельно допустимой концентрации сточных вод для сброса в водоток рыбохозяйственного значения по БПК5, ионуаммония, ионунитритов, нефтепродуктам, АПАВ, железу общему составили от 2,2 до 39 ПДК, что свидетельствует о загрязнении окружающей среды неочищенными сточными водами.