Решение от 23.07.2012г. №2-760



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2012 года Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Старцевой С.П.,

при секретаре Гусевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело № 2-760/12 по иску Ермошина Александра Федоровича к Администрации муниципального образования Алексинский район о признании права собственности на земельную долю,

установил:

Ермошин А.Ф. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Алексинский район о признании права собственности на земельную долю.

В обоснование своих требований указал, что он свыше пяти лет проработал в должности заместителя руководителя и руководителя администрации города Алексина и Алексинского района. С начала проведения земельной реформы в соответствии с Постановлением главы администрации города Алексина и Алексинского района от 08.10.1992 года № 10-615 (п. 12) в круг его должностных обязанностей входил непосредственный контроль за оформлением правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в Алексинском районе.

Полагает, что в силу п. 2 ст. 3 Закона Тульской области от 07.06.2004 года №452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области» он имеет право на земельный участок, который выделяется однократно бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в размере среднерайонной земельной доли. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование.

Однако, он до настоящего момента не реализовал право на однократное бесплатное получение земельного участка.

05.04.2012 года им было направлено в адрес Администрации МО Алексинский район заявление с просьбой о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства бесплатно на основании Закона Тульской области от 07.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области». Письмом Администрации МО Алексинский район от 28.04.2012 года ему было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием законных оснований для бесплатного приобретения в собственность земельного участка.

Считает действия ответчика незаконными, поскольку они нарушают его права в части установленной законом возможности однократного получения земельного участка в собственность бесплатно.

Просил признать за ним право собственности на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в размере среднерайонной земельной доли.

В судебном заседании:

Ермошин А.Ф. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика по доверенности Ерохина Н.С. не явилась, в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования не признала, просила отказать Ермошину А.Ф. в полном объеме

В письменном возражении указала, что Ермошин А.Ф. обратился в администрацию муниципального образования Алексинский район с заявлением о предоставлении ему земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства на основании п. 2 ст. 3 закона Тульской области от 04.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Письмом администрации муниципального образования Алексинский район от 28.04.2012 года Ермошину А.Ф. было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием законных оснований для бесплатного приобретения в собственность земельного участка.

Отказ администрации муниципального образования Алексинский район был обусловлен тем, что Указом Президента РФ от 07.03.1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» был установлен круг лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так согласно п.7 выше приведенного Указа правом на получение земельных участков обладали руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской федерации, а также руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет.

В соответствии с п.2 ст.3 закона Тульской области от 07.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области» указано, что в случае, если гражданин имел право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно, но не получил его при приватизации земли, ему однократно бесплатно предоставляется земельный участок в размере земельной доли, принятой на момент приватизации земли в сельскохозяйственной организации. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственной организации в постоянное (бессрочное) пользование.

Таким образом, условием предоставления земельного участка из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является наличие у гражданина возникшего права на получение земельного участка.

В соответствии с записями в трудовой книжки за 1988 по 2005 г.г., занимаемые должности не дают права Ермошину А.Ф. на получение земельного участка по основаниям п.2 ст.3 Закона Тульской области от 07.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области». Данное обстоятельство так же подтверждается должностной инструкцией. Кроме того, в соответствии с главой 6 закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991года № 1550, к полномочиям поселкового, сельского совета и поселковой сельской администрации относилось определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории. Таким образом, данные полномочия не входили в должностные обязанности истца.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.2 ст. 3 Закона Тульской области от 07.06.2004 года № 452-ЗТО (ред. от 18.12.2008г.) «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области» в случае, если гражданин имел право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно, но не получил его при приватизации земли, ему однократно бесплатно предоставляется земельный участок в размере земельной доли, принятой на момент приватизации земли в сельскохозяйственной организации. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственной организации в постоянное (бессрочное) пользование.

В случае, если земельный участок предоставляется руководителям и специалистам органов местного самоуправления и органов государственной власти области, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые имели право на получение земельного участка в собственность, но не реализовали это право, то земельный участок предоставляется однократно бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в размере среднерайонной земельной доли. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 года №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, могут получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам - сельским товаропроизводителям.

Пунктом 1 ст.4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Аналогичные положения установлены и земельным законодательством – ст.ст.6 и 7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которым изданные до введения Земельного кодекса РФ и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ применяются в части, не противоречащей ЗК РФ. К земельным отношениям, возникшим до введения в действие ЗК РФ он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.

Судом установлено, что 05.04.2012 года Ермошин А.Ф. обратился в администрацию МО Алексинский район с письменным заявлением, в котором содержится просьба о предоставлении ему земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства однократно бесплатно по среднерайонной норме из земель фонда перераспределения на основании п.2 ст.3 Закона Тульской области от 04.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Письмом № Е-742 от 28.04.2012 года заместителем главы администрации муниципального образования Алексинский район Ермошину А.Ф. разъяснено, что в соответствии с п.7 Указа Президента РФ от 07.03.1996 года №337, от 04.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения», п.2 ст. 3 Закона Тульской области от 07.06.2004 года № 452-ЗТО (ред. от 18.12.2008) «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области», условием предоставления земельного участка из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является наличие у гражданина возникшего права на получение земельного участка. В соответствии с записями в трудовой книжки за 1988 по 2005 г.г., занимаемые им должности не дают ему права на получение земельного участка по основаниям п.2 ст.3 Закона Тульской области от 07.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области».

Как видно из трудовой книжки, выданной 15.03.1971 года, вкладыша в трудовую книжку от 13.06.1997 года, Ермошин А.Ф. с 12.12.1988 года был избран заместителем председателя исполкома городского Совета народных депутатов; 10.12.1991 года в связи с прекращением полномочий Алексинского горисполкома переведен в администрацию г. Алексина и Алексинского района; 10.01.1992 года назначен на должность заместителя главы администрации; 20.03.1995 года назначен на должность первого заместителя главы администрации; 19.06.1996 года переведен на должность руководителя аппарата первого заместителя главы администрации; 13.06.1997 года назначен исполняющим обязанности главы администрации г.Алексина и Алексинского района; 18.12.1997 года по результатам муниципальных выборов вступил в должность главы города Алексина и Алексинского района; 19.12.2001 года на основании решения муниципальной избирательной комиссии г.Алексина и Алексинского района вступил в должность Главы города Алексина и Алексинского района; 04.05.2005 года - главой муниципального образования Алексинский район; 26.11.2005 года полномочия главы муниципального образования Алексинский район прекращены в связи с истечением срока избрания на должность.

Из Функциональных обязанностей заместителя главы администрации г.Алексина и Алексинского района и из Распределения обязанностей главы города Алексина и Алексинского района и должностных лиц администрации города Алексина и Алексинского района не усматривается, что Ермошин А.Ф. являлся специалистом сельскохозяйственного профиля органа местного самоуправления.

Возложение на заместителя главы администрации Ермошина А.Ф. контроля за исполнением постановления № 10-615 от 08.10.1992 года главы администрации г.Алексина и Алексинского района «Об ускорении перерегистрации землепользований всех юридических лиц и граждан» не может служить основанием для признания за ним права собственности на земельную долю, так как данная деятельность не связана с исполнением им обязанностей по сельскохозяйственному профилю.

Согласно п.7 Указа Президента РФ от 07.03.1996 года №337, во взаимосвязи с Законом Тульской области от 07.06.2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области», обязательным условием предоставления земельного участка из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является наличие у гражданина возникшего права на получение земельного участка.

В частности право на получение земельных участков в собственность бесплатно имеют специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления.

В ходе разрешения дела по существу установлено, что у Ермошина А.Ф.не возникло право на земельный пай на основании п.7 Указа Президента РФ от 07 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» в соответствии с которым руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, разрешено получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам - сельским товаропроизводителям.

Анализируя изложенное с учетом вышеприведенных норм материального права, а также установленных в суде фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Ермошина А.Ф. необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

реши л:

в удовлетворении исковых требований Ермошина Александра Федоровича к Администрации муниципального образования Алексинский район о признании права собственности на земельную долю, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200