решение по гр.делу №2-752/12 от 24.07.2012 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Стрыгиной Л.А.,

при секретаре Галтакове Р.К.,

с участием помощника Тульского природоохранного прокурора Тульской области ФИО3,

представителя ответчика главы администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области ФИО4,

представителя третьего лица ООО «Дом-Сети» генерального директора ФИО5,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-752/12 по иску Тульского природоохранного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистку и обезвреживание сборов загрязняющих веществ,

установил:

Тульский природоохранный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области (далее - администрация МО Авангардское) об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистку и обезвреживание сборов загрязняющих веществ.

В обоснование заявленных требований указал, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, водного законодательства ООО «Дом-Сети». Эксплуатацию системы водоотведения н.<адрес>, н.<адрес> осуществляет ООО «Дом-Сети».

В соответствии с Уставом ООО «Дом-Сети», утвержденным решением единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ , одним из основных видов деятельности общества является сбор, очистка и распределение воды, удаление сточных вод.

В соответствии с договором аренды имущественного комплекса объектов водоснабжения, водоотведения на территории МО Авангардское от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между администрацией МО Авангардское и ООО «Дом-Сети», обществу передано во временное владение и пользование имущество, для осуществления производственной деятельности (объекты коммунальной инфраструктуры).

В ходе проверки проведено обследование канализационной системы (канализационные коллекторы) н.<адрес>, н.<адрес>, установлено, что сточные воды из канализационных коллекторов сбрасываются на рельеф местности без очистки с последующим попаданием в водные объекты – <адрес>. Очистные сооружения разрушены, не функционируют.

По результатам химических анализов отобранных в ходе проверки
проб сточных вод установлено, что они характеризуются неудовлетворительными органолептическими показателями: запах - от 4 до 5 баллов специфический, цвет - серый, прозрачность - от 2 до 10 см, высокая концентрация взвешенных веществ - от 42 до 94 мг/дм3. Выявлены превышения предельно допустимой концентрации сточных вод для сброса в водоток рыбохозяйственного значения по БПК5, иону аммония, иону нитритов, нефтепродуктам, АПАВ, железу общему,- составили от 2,2 до 39 ПДК, что свидетельствует о загрязнении окружающей среды неочищенными сточными водами.

Считают, что законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения по организации деятельности по сбросу в водные объекты стоков на территории муниципального образования.

Таким образом установлено, что администрацией МО Авангардское ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации водоотведения на территории н.<адрес>, н.<адрес>.

Отсутствие очистки сточных вод создает угрозу поступления опасных в эпидемиологическом отношении стоков из коллектора на рельеф местности с дальнейшим попаданием в <адрес>. Данные стоки могут явиться источником микробного и химического загрязнения почвы, водных объектов, подземных вод.

Ссылаясь на ст.ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды», прокурор просит суд обязать администрацию МО Авангардское организовать водоотведение на территории данного муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории н.<адрес>, н.<адрес> и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В судебном заседании представитель истца помощник Тульского природоохранного прокурора ФИО3 заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика глава администрации МО Авангардское ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что ответственность за выявленные нарушения законодательства должна нести как администрация муниципальное образование Авангардское, муниципальное образование Алексинский район и ООО «Дом – Сети».

Представитель третьего лица ООО «Дом - Сети» генеральный директор ФИО5 пояснил, что считает требования Тульского природоохранного прокурора законными и обоснованными.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области по доверенности ФИО6 просила в заявленных требованиях отказать в полном объеме, пояснила, что для реализации полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Алексинского района и администрацией МО Авангардское был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в безвозмездное пользование МО Авангардское недвижимого имущества», в том числе и очистных сооружений. В соответствии со ст. 695 ГК РФ администрация МО Авангардское обязана поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ также предусмотрена обязанность администрации МО Авангардское своевременно производить текущий и капитальный ремонт используемого имущества. Таким образом, на основании вышеуказанного договора, а так же в силу закона обязанность по содержанию спорного имущества лежит на администрации МО Авангардское.

Очистные сооружения были преданы администрации МО Авангардское на основании акта приема - передачи, который подписан сторонами по сделке, в акте отражена балансовая стоимость, остаточная стоимость, износ, что определяет состояние переданного имущества.

Кроме того, между администрацией МО Авангардское и ООО «Дом-Сети» заключен договор аренды недвижимого имущества (в том числе и на очистные сооружения). Данным договором орган местного самоуправления определил гарантирующую организацию. Данные действия со стороны администрации МО Авангардское свидетельствуют, что администрация приняла меры к обеспечению граждан услугами по отведению в рамках полномочий определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Целью деятельности ООО «Дом - Сети» является подача воды и ее канализирование для населения. Общество является той коммерческой организацией, которая в силу ст. ст. 539-548 ГК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, обязана заключить публичный договор с проживающими в жилом фонде гражданами. Данная организация как исполнитель предоставляет коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, и является получателем денежных средств по оказываемым услугам по водоотведению. У общества на основании договора возникли обязательства по управлению и содержанию переданного имущества. Согласно п.п. 6.1.1. п.6 договора аренды, ООО «Дом-Сети» обязано согласовывать с администрацией производство неотделимых улучшений и реконструкцию арендуемого имущества, капитальный ремонт, сроки и объемы текущего ремонта, в связи с чем она считает, что именно на ООО «Дом -Сети» лежит обязанность по осуществлению работ по водоотведению.

Выслушав объяснения сторон по делу, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 ч. 1; ст. 7 ч. 1; ст. 18; ст. 19 ч.ч. 1, 2 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ следует, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.34 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В свою очередь в силу ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в том числе относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Алексинский район, в лице главы администрации ФИО7, действующего на основании Устава, с одной стороны, и администрация МО Авангардское в лице главы администрации ФИО4, действующей на основании Устава, - с другой стороны, заключили договор, согласно которого администрация МО Авангардское получила в безвозмездное пользование для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения недвижимое имущество, включающее в себя: в н.<адрес> ООО «Дом – Сети» переданы водопровод, артскважина с железобетонной оградой, очистные сооружения, в н.<адрес> – водопровод, водонапорная башня, очистные сооружения, срок действия указанного договора – до ДД.ММ.ГГГГ (п.1.4.), что подтверждается Приложением к договору о передаче в безвозмездное пользование МО Авангардское недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема – передачи.

Согласно п.2.2. вышеуказанного Договора ссудополучатель, которым является администрация МО Авангардское, обязуется своевременно производить текущий и капитальный ремонт используемого Имущества.

В соответствии со ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Авангардское, в лице главы главы администрации ФИО4 с одной стороны, и ООО «Дом – Сети» в лице генерального директора ФИО5, - с другой стороны, заключили договор, согласно которого ООО «Дом – Сети» передано во временное владение и пользование имущество для осуществления производственной деятельности, так в н.<адрес> переданы водопровод, очистные сооружения, артскважина с железобетонной оградой, в н.<адрес> – водопровод, что подтверждается договором аренды недвижимого муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Срок аренды со дня заключения договора до проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Алексинский район.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Авангардское и ООО «Дом – Сети» также заключали договоры аренды недвижимого муниципального имущества, согласно которых по акту приема –передачи вышеуказанное имущество передано ООО «Дом –Сети» во временное пользование и владение для осуществления производственной деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Авангардское и ООО «Дом – Сети» заключен договор, согласно которого ООО «Дом – Сети» приобрело право на заключение договора аренды муниципального имущества, а именно на объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные по адресу: <адрес>, МО Авангардское.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Авангардское и ООО «Дом – Сети» заключен договор, в соответствии с которым ООО «Дом – Сети» приняло во временное владение и пользование указанное выше имущество для осуществления производственной деятельности, срок аренды установлен на срок 360 дней с момента заключения договора, что подтверждается договором аренды имущественного комплекса объектов водоснабжения, водоотведения на территории МО Авангардское от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акта приема – передачи муниципального имущества, подлежащего передаче ООО «Дом – Сети», в н.<адрес> обществу переданы водопровод, канализационные сети, очистные сооружения, водонапорная башня, артскважина с железобетонной оградой, в н.<адрес> – водопровод, канализационные сети.

В судебном заседании участниками процесса не оспаривалось, что между сторонами вышеуказанного договора аренды до настоящего времени продолжаются, то есть договор пролонгирован на неопределенный срок.

Пунктом 4.1.3. договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией МО Авангардское и ООО «Дом – Сети», предусмотрена обязанность Арендодателя-Администрации МО Авангардское - проводить капитальные ремонты имущества, переданного в аренду, на общую сумму <данные изъяты> рублей в соответствии со сметами.

В судебном заседании участники процесса не оспаривали, что очистные сооружения, расположенные в н.<адрес> и в н.<адрес>, нуждаются в капитальном ремонте.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Алексинский район, в лице главы администрации ФИО7, действующего на основании Устава, с одной стороны и администрация МО Авангардское в лице ФИО4, действующей на основании Устава, - с другой стороны, заключили дополнительное соглашение, согласно которого срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.2.2. которого ссудополучатель, которым является администрация МО Авангардское, обязуется своевременно производить текущий и капитальный ремонт используемого Имущества.

Таким образом, на основании договоров, а так же в силу закона обязанность по содержанию спорного имущества лежит на администрации МО Авангардское Алексинского района Тульской области.

В соответствии с п.2.2. Устава ООО «Дом-Сети», утвержденного решением единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ , одним из основных видов деятельности общества является сбор, очистка и распределение воды, удаление сточных вод.

Статьей 60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы в том числе запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с ч.1, 2 ст.39 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ помощником Тульского природоохранного прокурора ФИО3 совместно с ведущими инженерами Тульского отдела ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ФИО8, ФИО9, представителем ООО «Дом – Сети», произведено обследование канализационной системы н.<адрес> и н.<адрес>, эксплуатируемой ООО «Дом – Сети» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования установлено, что в канализационных коллекторах прорывов и аварийных сбросов не обнаружено, сточные воды сбрасываются на рельеф местности и далее в <адрес> и <адрес> без очистки, очистные сооружения разрушены, что подтверждается актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно характеристики очистных сооружений ООО «Дом – Сети» на канализационных сетях муниципальных образований Авангардское, обслуживаемых ООО «Дом – Сети», дислоцированы 4 единицы очистных сооружений в населенных пунктах: Авангард, Сенево, Шелепино, Александровка, не эксплуатируемые, переданные в аренду ООО «Дом – Сети».

Сторонами не оспаривалось, что в настоящее время очистные сооружения в н.<адрес> и н.<адрес> находятся в нерабочем состоянии, сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод производится на рельеф.

ДД.ММ.ГГГГ по техническому заданию Тульской природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ филиалом ЦЛАТИ по Тульской области были отобраны пробы воды в ООО «Дом – Сети» в нескольких населенных пунктах, так в н.<адрес> сточная вода без очистки сбрасывается на рельеф и далее в <адрес>, по результатам химических анализов сточная вода характеризуется неудовлетворительными органолептическими показателями, по результатам химических анализов сточная вода не оказывает отрицательного влияния на гидрохимическое состояние <адрес>, в н.<адрес>, сточная вода сбрасывается в <адрес> без очистки, сточная вода на выпуске характеризуется неудовлетворительными органолептическими показателями, влияние на гидрохимическое состояние <адрес> не прослеживается, что подтверждается заключением филиала ЦЛАТИ по Тульской области, протоколами от ДД.ММ.ГГГГ, актами отбора проб сточной и природной воды от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что на основании договоров, заключенных с Администрацией МО Алексинский район и с ООО «Дом-Сети», а также в силу закона обязанность по содержанию спорного имущества лежит на администрации МО Авангардское Алексинского района Тульской области, суд приходит к выводу о обоснованности исковых требований Тульского природоохранного прокурора и их удовлетворении.

Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Статьей 333.19 НК РФ предусмотрено, что при подаче искового заявления неимущественного характера организацией уплачивается государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

Таким образом, суд взыскивает с ответчика администрации МО Авангардское государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области организовать водоотведение на территории данного муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории населенного пункта Авангард, населенного пункта <адрес> и их обезвреживание исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Взыскать с администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200