РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 сентября 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Лизговко И.В., при секретаре Юдиной Э.И., с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности Шушлебиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1081/12 по иску Скачкова Олега Васильевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца, установил: Скачков О.В., являясь ветераном уголовно-исполнительной системы, имея ведомственные награды, обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца, указав в обоснование заявленных требований, что 01.08.2012 года он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» установленного образца. 06.08.2012 года он получил отказ в присвоении звания «Ветеран труда», так как согласно документам, подтверждающим его трудовой стаж, общий трудовой стаж составляет 28 лет 3 месяца 18 дней, что соответствует требованиям Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», но учитывая, что военной службе не предшествовали или за ней также не следовали периоды работы, отличные от службы, в настоящее время не представляется возможным положительно решить вопрос о присвоении звания «Ветеран труда». Считает решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным. Полагает, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», отказывая ему в присвоении звания «Ветеран труда», незаконно ссылается на ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как страховой стаж при присвоении звания «Ветеран труда» согласно Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» во внимание не берется, а сам порядок присвоения звания «Ветеран труда» изложен в статье 2 указанного закона. Просит обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца. В судебном заседании: Скачков О.В. не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия, указал, что настаивает на удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что 28.02.2007 года принят закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и постановление администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда». Условиями присвоения звания «Ветеран труда» признаны наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных знаний СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1.01.2002 года Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости мужчинам необходимо было иметь трудовой стаж (то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении) не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью, причем действие данного Закона от 20.11.1990 года № 340-1 не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет. Указанным Законом определялся также и трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии за выслугу лет. До изменения пенсионного законодательства наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». Военная служба, а также другая приравненная к ней служба, предусмотренная Законом от 12.02.1993 года № 4468-1, после 1.01.2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Считает, что заявленные истцом требования являются не основанными на законе. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца. Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1, п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области № 797-ЗТО от 28.02.2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается территориальным органом исполнительной власти области по социальному развитию при обращении лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» с письменным заявлением и документами, подтверждающими награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО). Таким образом, закон Тульской области фактически повторяет основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». Судом установлено, что приказом МВД СССР от ... № ... Скачков О.В. награжден медалью «За безупречную службу III степени», приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ... № ... награжден медалью «Ветеран уголовно-исполнительной системы» (л.д. 16). С 01.08.2009 года Скачкову О.В. назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается удостоверением УФСИН России по Тульской области № ... (л.д. 11). Выслуга лет по состоянию на 31.07.2009 года составляет в календарном исчислении ..., в льготном исчислении ..., для выплаты единовременного пособия ..., что подтверждается выпиской из приказа № ... УФСИН России по Тульской области (л.д. 15). Скачков О.В. 01.08.2012 года в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», однако письмом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» № С-222 от 06.08.2012 года ему было отказано. Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Действие данных нормативно-правовых актов распространяется на указанные в них категории граждан. Военнослужащие отнесены к категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (то есть пенсию за выслугу лет) в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определяя юридическое содержание термина «военнослужащие», ст. 2 названного федерального закона, относит к их числу граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 5 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги. Таким образом, выслуга лет в силу действующего законодательства является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, к числу которых относится и истец. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на момент его обращения в орган социальной защиты населения и необоснованном ограничении его права со стороны ГУ ТО «УСЗН Алексинского района». Согласно п. 2 постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», территориальным органом департамента социального развития выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Скачкова О.В. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца. Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Скачкова Олега Васильевича удовлетворить. Признать право Скачкова Олега Васильевича на присвоение звания «Ветеран труда» и получение удостоверения «Ветеран труда» установленного образца. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить Скачкову Олегу Васильевичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: