Решение от 16.10.2012г. №2-1173



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2012 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Старцевой С.П.,

при секретаре Гусевой Ю.Н.,

с участием:

истца Кирвалидзе Д.Г.,

представителя ответчика Управления ПФ РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области по доверенности Львовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1173/12 по иску Кирвалидзе Давида Гурамовича к Управлению ПФ РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о признании незаконным решения о перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

Кирвалидзе Д.Г. обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о признании незаконным решения о перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что с 23.05.2012 года является получателем трудовой пенсии по старости. В настоящее время размер пенсии составляет .... руб.

В июле 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете
страховой части трудовой пенсии на основании справки о заработной плате от 26.07.2012 года ..., выданной ФГУП .... за период с сентября 1982 года по декабрь 1986 года в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона № 173- ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях».

В решении об отказе в перерасчете пенсии № 18 от 07.08.2012 года указано, что причиной для отказа является отсутствие у истца права на перерасчет на основании п. 6 Соглашения от 16.06.1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав в области пенсионного обеспечения.

С указанным решением он не согласен. Структурными элементами Соглашения от 16.06.1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав в области пенсионного обеспечения являются статьи и пункты статей. Ответчик, отказывая в перерасчете пенсии, ссылается на п. 6 Соглашения, которого нет в данном документе.

Полагает, что имелось ввиду положение п. 3 ст. 6 Соглашения от 16.06.1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав в области пенсионного обеспечения: «Для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения».

Согласно ст. 3 ФЗ от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (06.02.1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

На территории Грузинской ССР он проживал с апреля 1987 года по сентябрь 1989 года.

На момент вступления в силу указанного закона его постоянным местом жительства был .... ..., где был зарегистрирован с октября 1989 года, что подтверждается трудовой книжкой и военным билетом, из которого следует, что на воинский учет он был принят 02.10.1989 года, т.е. до распада СССР. Следовательно, никакого переселения из государства Республика Грузия в государство Российская Федерация не происходило. Он перемещался до 1989 года в пределах одного государства - СССР.

Следовательно, ссылка на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года (вступило в силу 28.06.2002 года), которым урегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Грузия после распада СССР, является незаконной.

Данный вывод следует из статьи 4 Соглашения: «Сторона (РФ) предоставляет на территории своего государства гражданам, переехавшим (приехавшим) из государства другой Стороны (государство - Республика Грузия) на постоянное место жительства, такие же права в области пенсионного обеспечения, как и своим гражданам».

Самостоятельным государством Грузия стала 9.04.1991 года после провозглашения Верховным Советом Республики Грузия государственного суверенитета Грузии и независимости от СССР, приняв Акт о восстановлении государственной независимости Грузии.

Считает, что нормы данного Соглашения на его правоотношения с ответчиком не распространяются. Назначение пенсии в уменьшенном размере противоречит ст.39 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в размере, определенном законом.

Считает, что неправомерные действия ответчика не основаны на Законе и создают препятствия для осуществления указанного права на гарантированное социальное обеспечение по возрасту в том размере, который принят Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Просил признать Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Алексине и Алексинском районе Тульской области об отказе в перерасчете пенсии №18 от 07.08.2012 года незаконным и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Алексине и Алексинском районе Тульской области произвести перерасчет назначенной ему пенсии по старости в соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30.3 Федерального закона № 173- ФЗ от 17.12.2001года «О трудовых пенсиях».

В судебном заседании:

Кирвалидзе Д.Г. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области по доверенности Львова М.С. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Пояснила, что п.п.2 п.1 ст.30.3 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что размер трудовой пенсии застрахованного лица (страховой части трудовой пенсии по старости) подлежит перерасчету в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона №173-Ф3 при установлении ему трудовой пенсии.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что истец до 1990 года проживал в Республике Грузия. Трудовые пенсии гражданам, переселившимся из Республики Грузия на территорию Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997года, вступившего в силу 28.06.2002 года. Указанным соглашением установлен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии.

Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения от 16.05.1997 года для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода) получаемого после переселения.

Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Сведения о заработке истца за полные 60 месяцев, полученном после переселения, отсутствуют.

Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 20.07.2004 года №АС-07-22/1845 статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям не проводилось. В связи с этим расчетный размер трудовой пенсии исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рубль, утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).

Таким образом, исчисление размера трудовой пенсии с учетом заработка, указанного в представленной истцом справке, не предоставляется возможным, так как это противоречит нормам ст. 6 Соглашения от 16.05.1997года.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что требования истца Кирвалидзе Д.Г. подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства, РФ от 24.07.2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

В соответствии с ст. 14 и ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости исчисляется по формуле с учетом страхового (общего трудового) стажа и средней заработной платы.

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно - полезной деятельности до 1.01.2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации.

Из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что страховой стаж может быть подтвержден помимо трудовой книжки так же справками о работе и свидетельскими показаниями.

В соответствии с положениями ст. ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно из трудовой книжки Кирвалидзе Д.Г. с 03.09.1982 года по 28.11.1986 года он работал в ФГУП ..... На территории Грузинской ССР он проживал и работал на .... ГССР с мая 1987 года по июль 1989 года. С 01.12.1990 года по 10.01.1994 года работал в ФГУП «....» в .... ....

02.10.1989 года Кирвалидзе Д.Г. принят на учет в .... РВК ..., что подтверждается его военным билетом.

Согласно документам пенсионного дела Кирвалидзе Д.Г. ... с 23.05.2012 года истцу ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области назначена трудовая пенсия по старости.

Как установлено в судебном заседании, в связи отсутствием сведений о заработке истца за полные 60 месяцев, полученном после переселения в РФ, ГУ Управлением Пенсионного фонда расчетный размер пенсии исчислен из расчета среднемесячного заработка в Российской Федерации, сложившегося в декабре 2001 года, в размере 1671 рубль, т.к. ответчик считает, что согласно Соглашению между Республикой Грузией и Российской Федерацией от 16.05.1997 года, вступившему в силу 28.06.2002года, правовых оснований для исчисления трудовой пенсии по старости истцу по справке о заработной плате за период работы в Российской Федерации с сентября 1982 года по декабрь 1986 года, не имеется.

Согласно пункту 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Приложение к Постановлению Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 года № 16/19па), среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1.01.2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Судом исследована справка о заработной плате Кирвалидзе Д.Г. от 26.07.2012 года ... за период работы с сентября 1983 года по декабрь 1986 года в ФГУП «....». Как следует из данной справки, она выдана на основании лицевых счетов, подписана руководителем и главным бухгалтером ФГУП «....».

Суд приходит к выводу о том, что данная справка соответствует требованиям ст. 102 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» для установления среднего заработка истца Кирвалидзе Д.Г.

Факт работы Кирвалидзе Д.Г. в период с сентября 1983 года по декабрь 1986 года подтверждается также копией трудовой книжки истца.

Суд считает, что доводы ответчика, не принявшего справку о заработной плате для расчета пенсии в связи с тем, что истец является лицом, прибывшим на место жительства в Российскую Федерацию из государства Грузия, являются не состоятельными.

08.12.1991 года в городе Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, согласно которому Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. Для Грузии данное Соглашение вступило в силу 03.12.1993 года.

Истец переехал из Грузии в РФ в декабря 1990 года, как гражданин СССР, никогда не являлся гражданином Республики Грузия, с 1990 года является гражданином Российской Федерации, с 1990 года проживает на территории Российской Федерации.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Международные договоры Российской Федерации, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации»).

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 года № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров - Российской Федерации» толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23.05.1969 года (раздел 3, Статьи 31 - 33). Согласно пункту «B» статьи 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

С 01.01.2001 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Частью 2 ст. 30 указанного закона предусмотрено: расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевой коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше: 1,2.

Это правило было распространено на всех граждан Российской Федерации, достигших пенсионного возраста, независимо от того, на территории какой республики бывшего СССР протекала их трудовая деятельность. Поскольку на дату вступления в силу указанного Федерального закона, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года еще не действовало, то оно и не предусматривало каких-либо иных правил, чем предусмотренные Федеральным законом РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом положений ст. 24 Венской конвенции «О праве международных договоров» от 23.05.1969 года, Соглашение от 16.05.1997 года вступило в законную силу 28.06.2002 года.

Согласно ст. 28 Венской конвенции «О праве международных договоров» от 23.05.1969 года, если такое намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то положения договора не обязательны для участника договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу для указанного участника, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты». В пункте 3 ст. 6 Соглашения от 16.05.1997 года порядок исчисления пенсии связывается с фактом (действием) переселения гражданина государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны. При этом в п. 3 ст. 6 Соглашения от 16.05.1997 года не указано, что оно имеет обратную силу. Следовательно, данное положение не может распространяться на граждан, факт переселения которых имел место до вступления Соглашения от 16.05.1997 года в законную силу.

С учетом вышеизложенного, положение п. 3 ст. 6 Соглашения от 16.05.1997 года не может быть применимо при начислении истцу пенсии, поскольку ответчик не представил доказательств того, что истец являлся гражданином Республики Грузия, а также того, что истец переехал на территорию Российской Федерации после вступления соглашения от 16.05.1997 г. в законную силу.

Суд считает, что Соглашение от 16.05.1997 года распространяет свое действие на правоотношения в сфере пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 28.06.2002 года.

В частности, из расчета заработка, предусмотренного п. 3 ст. 6 Соглашения от 16.05.1997 года, пенсия должна начисляться гражданам государства - Грузии, переселившимся на территорию государства - Российской Федерации после 28.06.2002 года и работавшим после переселения. Специалисты пенсионного фонда необоснованно придают п. 3 ст. 6 Соглашения от 16.05.1997 года обратную силу путем расширительного толкования данной нормы международного права. Этот же заработок может быть учтен при оценке пенсионных прав указанных лиц.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, он обязан исходить из верховенства Конституции и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан Российской Федерации, достигших пенсионного возраста и имеющих право на пенсионное обеспечение по старости. В силу статей 4 ч. 2, 15 ч. 1 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации.

Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельства, что в случае перерасчета пенсии истцу Кирвалидзе Д.Г. с учетом размера заработной платы за период работы с сентября 1982 года по декабрь 1986 года в ФГУП «....», размер ежемесячной пенсии истца увеличится.

Доводы представителя ответчика о том, что при назначении пенсии отношение заработка не должно исчисляться на основании вышеуказанной справки в силу Соглашения от 16.05.1997 г. о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, суд не может принять во внимание, так как они касаются назначения пенсии гражданам Грузии, переселившихся в Россию и претендующих на пенсию в России. На момент назначения пенсии в 2012 году истец являлся гражданином РФ. При назначении пенсии и исчислении ее размера необходимо руководствоваться нормами Закона №173-Ф3.

Истец переехал из Грузинской ССР в Российскую Федерацию как гражданин СССР для прохождения службы в рядах Советской Армии в мае 1980 года. После службы в Армии остался проживать в ... до декабря 1986 года. Истец никогда не являлся гражданином Республики Грузия, является гражданином Российской Федерации, с 1990 года постоянно проживает на территории Российской Федерации.

До переезда в 1988 году в Грузинскую ССР истец имел трудовой стаж и заработок в СССР (России), что позволяет произвести оценку его пенсионных прав с учетом соответствующего заработка на территории России.

Снижение отношения заработков по сравнению с отношением на дату установления пенсии приведет к незаконному ущемлению прав истца в области пенсионного обеспечения. Наличие в Соглашении норм об исчислении заработка для граждан Республики Грузия, претендующих на пенсию после переселения в Российскую Федерацию, не может служит основанием для ухудшения условий реализации права истца на пенсию.

На основании изложенного, и, исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации, исковые требования истца Кирвалидзе Д.Г. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Кирвалидзе Давида Гурамовича к Управлению ПФ РФ (ГУ) В ГОРОДЕ Алексин и Алексинском районе Тульской области о признании незаконным решения о перерасчете пенсии удовлетворить.

Признать решение Управления ПФ РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области об отказе в перерасчете пенсии №18 от 07 августа 2012 года незаконным и обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области произвести перерасчет Кирвалидзе Давиду Гурамовичу трудовой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате за период с сентября 1982 года по декабрь 1986 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья