Дело № 2-381/2011г. именем Российской Федерации пгт. Алексеевское 23 сентября 2011г. Республики Татарстан Алексеевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего федерального судьи Н.Ю. Мишаниной, при секретаре А.А. Зверевой, с участием: истца О.В. Лукшиной, её представителя Т.М. Беспаловой, представителя ответчика И.А. Пузыревой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.В. Лукшиной к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию и об обязании назначить пенсию с ..., УСТАНОВИЛ О.В. Лукшина ... обратилась с заявлением в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ (далее УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, считая, что специальный стаж её работы, дающий право на получение досрочной пенсии, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составляет 30 лет. Решением от ... ...а. УПФР отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что у неё специального стажа только ... лет и ... дней. О.В. Лукшина обратилась в суд с иском к УПФР, требуя признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, и обязать УПФР назначить ей пенсию с момента возникновения права – ... Включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы: – с ... по ... в должности терапевта-стоматолога здравпункта ... молочно-консервного комбината в льготном исчислении, из расчета за 1 год работы 1 год 3 месяца – 7 месяцев 23 дня; – с ... по ... в должности в должности терапевта-стоматолога здравпункта ... молочно-консервного комбината в льготном исчислении, из расчета за 1 год работы 1 год 3 месяца – 1 год 1 месяц 23 дня. – с ... по ..., с ... по ... – прохождение курсов повышения квалификации в льготном исчислении – 3 месяца 12 дней. Иск обосновала тем, что ответчик незаконно не включил ей специальный стаж работы, дающий право на получение досрочной пенсии, вышеуказанные периоды. Согласно её трудовой книжке, с ... по ... она постоянно, без перерывов работала в здравпункте ... молочно-консервного комбината в должности терапевта-стоматолога. Их здравпункт был оборудован медицинской техникой необходимой для оказания стоматологической и терапевтической помощи работникам комбината. ... МКК не является лечебно-профилактическим учреждением, но здравпункт в его составе таковым является. Не смотря на то, что в трудовой книжке весь период с ... по ... указан как работа в условиях здравпункта, Пенсионный фонд исключил из этого периода 1 год 9 месяцев 15 дней по той причине, что в штатных расписаниях и других кадровых документах в период с ... по ... и с ... по ... - не прослеживается наличие здравпункта в ... МКК. Поскольку в данные периоды она фактически осуществляла медицинскую деятельность в условиях полного рабочего дня, то считает, что данные периоды подлежит зачету в стаж работы по специальности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. Здравпункт, в котором она все это время работала, существовал постоянно. Кроме того считает, что ответчиком необоснованно не включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации, поскольку в эти периоды ей начислялась заработная плата, с которой производились соответствующие отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд. Поскольку специальный стаж её работы на день обращения за пенсией в календарном исчислении составил 25 лет 2 дня, а в льготном исчислении, из расчета – за один год работы один год и три месяца, – 29 лет 9 месяцев 19 дней, считает, что право на пенсию у неё возникло с ... В судебном заседании истец О.В. Лукшина и её представитель Т.М. Беспалова поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Алексеевском районе РТ И.А. Пузырева иск не признала, поддержав доводы, указанные в Решении УПФР от ... ...а. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, допросив свидетелей, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан. Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подп.20 п.1 ст.27 (ранее – подп.11 п.1 ст.28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п.2 ст.27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью». Согласно п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения...» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Как следует из материалов дела, в спорные периоды О.В. Лукшина работала в должности терапевта-стоматолога здравпункта, входящего в состав Алексеевского молочно-консервного комбината. В соответствии с приведенными выше Списками, действовавшими ранее и действующими в настоящее время, для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения необходимо наличие двух условий: выполнение работы по должности, поименованной в Списке, а также то, чтобы эта работа протекала в учреждении здравоохранения. Должность, в которой О.В. Лукшина работала в спорные периоды, предусмотрена Списками, и ответчиком не оспаривается. Ответчик оспаривает лишь то обстоятельство, что в спорные периоды в структуре предприятия не прослеживается наличие таких подразделений как здравпункт или медпункт, остальные периоды работы Лукшиной в ... молочно-консервном комбинате в должности терапевта-стоматолога этого же здравпункта включены Пенсионным фондом, поскольку согласно кадровым документам медпункт был на предприятии. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования» от 23.06.1994 за № 130 в целях повышения медицинского контроля за состоянием здоровья трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи были утверждены: Положение о медико-санитарной части (Приложение 1); Положение о враче-терапевте участковом цехового врачебного участка (Приложение 2); Положение о врачебном здравпункте (Приложение 3); Положение о враче здравпункта (Приложение 4); Положение о фельдшерском здравпункте (Приложение 5); Положение о фельдшере здравпункта (Приложение 6). Ранее действовал Приказ Министерства здравоохранения СССР от 3.01.1978 № 12 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта». Согласно Примечанию к единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 № 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Таким образом, здравпункты (независимо от того являются они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями организаций) отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения. Как усматривается из материалов гражданского дела, отказного пенсионного дела, личных карточек ф.Т-2, трудовой книжки, показаний свидетелей ... и ..., работавших в спорные периоды в ... молочно-консервном комбинате, в спорные периоды времени истец работала в фельдшерском здравпункте (здравпункте), который являлся структурным подразделением Алексеевского молочно-консервного комбината. Данное структурное подразделение было создано с самого начала деятельности предприятия с целью сохранения здоровья работников для оказания доврачебной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стоматологической и терапевтической помощи и функционирует постоянно. Таким образом, задачи и функции, которые выполнялись и выполняются здравпунктом Алексеевского молочно-консервного комбината, полностью совпадают с задачами и функциями, которые установлены для фельдшерского здравпункта в соответствии с Положением о нем, утвержденным названным выше Приказом Минздравпрома от 23.06.1994 № 130, и определены в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Поэтому суд считает, что оспариваемые ответчиком периоды работы О.В. Лукшиной должны быть засчитаны в её специальный стаж, поскольку работа О.В. Лукшиной в спорные периоды была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения, при этом истец работала на полную ставку, полный рабочий день. В том, что в спорные периоды в структуре предприятия не прослеживается наличие таких подразделений как здравпункт или медпункт (документы в архиве предприятия не сохранились), вины истца нет, в связи с чем данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. О возможности выбора лицом, обращающимся за назначением пенсии, применить тот или иной нормативный акт, действовавший в спорные периоды работы, идет речь и в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 г. независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»). После 1 ноября 1999г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»). Поэтому вышеуказанные периоды работы О.В. Лукшиной – с ... по ... и с ... по ... подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы, поскольку работа истца протекала как в городе, так и в сельской местности. Решением УПФР в специальный стаж О.В. Лукшиной также не были включены периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с ... по ... и с ... по ... Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение также в льготном исчислении как за 1 год 1 год и 3 месяца. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. С учетом приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств дела у суда не имеется оснований для отказа О.В. Лукшиной в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Поскольку с учетом включенных периодов требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж (30 лет) у истца имеется, подлежат удовлетворению и требования О.В. Лукшиной о возложении на ответчика обязанности назначить ей трудовую пенсию с момента возникновения такого права, т.е. с 19.03.2011г. (ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому суд присуждает с ответчика в пользу истца ... рублей уплаченной госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск О.В. Лукшиной удовлетворить. Возложить на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в ... РТ обязанность включить О.В. Лукшиной в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы: – с ... по ... в должности терапевта-стоматолога здравпункта ... молочно-консервного комбината в льготном исчислении, из расчета за 1 год работы 1 год 3 месяца, – 7 месяцев 23 дня; – с ... по ... в должности в должности терапевта-стоматолога здравпункта ... молочно-консервного комбината в льготном исчислении, из расчета за 1 год работы 1 год 3 месяца – 1 год 1 месяц 23 дня. – с ... по ..., с ... по ... – прохождение курсов повышения квалификации в льготном исчислении – 3 месяца 12 дней. Обязать УПФР в Алексеевском районе РТ назначить О.В. Лукшиной пенсию с ... Взыскать с УПФР в Алексеевском районе РТ в пользу О.В. Лукшиной судебные расходы возврат госпошлины в сумме ... (...) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан, с подачей жалобы в канцелярию Алексеевского районного суда РТ, в течение 10 дней со следующего дня после объявления мотивированного решения суда. Председательствующий Н.Ю. Мишанина