2010/11/18 Приговор в отношении Т./у104/18/



Дело № ...

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алексеевка

Белгородской области 18 ноября 2010г.

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Коротких Н.Ф.

при секретаре Ночевка Н.В.

с участием государственного обвинителя Алексеевской межрайонной прокуратуры Салиева И.О.

защитника Конопля Н.А.

представившего удостоверение № 154 и ордер № 014761

а также потерпевшего Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке уголовное дело по обвинению Ткаченко С.А., <данные изъяты>, ране судимого:

-27.08.2004 г. по ст.ст. 158 ч.2 п. «А», 158 ч.2 п.п. «А,Б,В», 166 ч.2 п. «А», 69 ч.3, 73 УК РФ к трем годам шести месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком два года;

-26 октября 2005 г. с учетом постановления президиума Белгородского облсуда от 07 декабря 2006 года по ст.ст. 228 ч.1, 228.1 ч.1, 64, 30 ч.3-228.1 ч.2 п. «Б», 64, 69 ч.3 УК РФ на срок один год 10 месяцев с присоединением наказания по приговору от 27 августа 2004 г. к трем годам семи месяцам лишения свободы. Освобожден 25 марта 2009 года по отбытию наказания;

- 08 апреля 2010 года по ст. 161 ч.2 п. «Г», 64 УК РФ к исправительным работам сроком на один год шесть месяцев с удержанием 10 % в доход государства,

в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.1 УК РФ, -

Установил:

Ткаченко С.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека при таких обстоятельствах.

07 июля 2010 года в период времени с 21 часа 40 минут до 21 часа 48 минут Ткаченко С.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения в домовладении П. в селе М. Алексеевского района Белгородской области, на почве возникших неприязненных отношений, умышленно нанес один удар ножом Т., причинив тем самым колото-резаное ранение в левой подмышечной области, проникающее в плевральную полость, левосторонний гемоторакс, которые повлекли за собой вред здоровью опасный для жизни человека и причинили тяжкий вред здоровью.

В судебном заседании Ткаченко С.А. вину признал частично, пояснив, что во время распития спиртных напитков потерпевший Т. схватил со стола нож и замахнулся на Ткаченко С.А., который отклонился, в результате чего нож оставил на его теле ранение в виде царапины. После этого Ткаченко вырвал у него нож и нанес удар им Т. в область подмышки с левой стороны.

Вина Ткаченко С.А. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека в отношении потерпевшего Т. установлена: показаниями потерпевшего Т., свидетелей Л., Р., П., П.З., Б., В., протоколами осмотра места происшествия, очными ставками, протоколами проверки показаний потерпевшего Т. и свидетеля Л. на месте происшествия, заключениями судебно-медицинской экспертизы, показаниями судебного медицинского эксперта Г., вещественными доказательствами, протоколом явки с повинной Ткаченко С.А.

Так в явке с повинной подсудимый Ткаченко С.А. пояснил, что 07 июля 2010 г. около 21 часа, во время распития спиртных напитков в доме П. в селе М., в ходе возникшей ссоры он ударил ножом в область туловища Т. В содеянном раскаивается. т.1. л.д. 28.

Потерпевший Т. показал, что 07 июля 2010 г. примерно с 16 часов он, а также незнакомые до этого Л., Ткаченко С.А., и знакомые ему П. ее сожитель Р., Л.С. распивали в доме П. спиртные напитки. До этого Т. неоднократно распивал спиртные напитки в доме П. и двери ее дома всегда были открыты для гостей, через некоторое время они все разошлись. Т. вышел тоже и сел около дома. В доме оставалась выписка и закуска. К нему подошел Л. и предложил ему возвратиться в дом и выпить еще. Входная дверь в дом оказалась запертой. Т. постучал в дверь, дверь открыл Ткаченко С.А. и толкнул его рукой в грудь. Вответ на это Т. ударил Ткаченко рукой в лицо. После этого все они зашли в дом и сели за журнальный столик. Рядом с ним сел Л., напротив их – Ткаченко С.А. Л. и Т. выпивали, Ткаченко не пил. Примерно через 20 минут Ткаченко встал и обращаясь к Т. сказал, что он его зарежет. Т. увидел в его левой руке нож из метала серебристого цвета, которым Ткаченко замахнулся на него целясь в грудную клетку. В это время Л., чтобы спасти Т. от удара ножа, схватил его под руку и потянул на себя к выходу, но нож вошел ему в область левой подмышки. Он упал на журнальный столик. Л. пытался его поднять, но так как Ткаченко С.А. стоял с ножом в руке и двигался в их сторону, Л. убежал первым из комнаты, за ним медленно вышел Т.. На улице он потерял сознание. Т. также пояснил, что когда Ткаченко нанес ему удар ножом, он не испытывал к нему неприязни, до этого он его не оскорблял и не угрожал его жизни. В этот вечер нож Т. в руки не брал и ни каких им ударов Ткаченко С.А. не наносил и не пытался этого сделать.

Свидетель Л.подтвердил, что 07 июля 2010 г. он познакомился с Ткаченко С.А. и Т. в доме П., где они распивали спиртные напитки. После этого, минут через 15 он вышел, чтобы сходить к знакомому договориться о работе. Примерно через 20 минут он возвратился и увидел, что около дома на скамейке сидит Т. В ходе разговора они решили возвратиться в дом П. и допить спиртное, они постучали в дверь. Дверь открыл Ткаченко С.А. и спросил, что им нужно. Т. ему ответил, что он не хозяин этого дома и пусть не командует. Ткаченко С.А. не пускал их. Т. сказал Ткаченко, что он заберет свое «пойло». Однако Ткаченко не пускал их, толкнул руками Т. в грудь, тот в ответ ударил его рукой в лицо, отчего у Ткаченко из носа пошла кровь. Т. и Л. прошли в комнату и сели за журнальный столик. Ткаченко также сел напротив их за журнальный столик. После этого Т. и Л. выпивали спиртные напитки, а Ткаченко просто сидел. Прошло примерно 20 минут, Ткаченко встал и сказал Т., что он его зарежет. Л. посмотрел на него и увидел в левой руке нож. Л. увидел, как Ткаченко замахнулся ножом на Т., целясь ударить его в грудь. Л. вскинул и схватил Т. за плечо, потянул его к выходу, чтобы предотвратить удар ножом в грудь. В это время столик опрокинулся и преградил Ткаченко путь. Л. выбежал на улицу и что было потом не видел. Он прибежал в дом матери П. – П.З. и сказал, что в доме ее дочери зарезали человека. Здесь же по телефону он сообщил об этом в милицию. Время было 21 час. 48 минут. После этого он со своим братом вернулись узнать, что было с Т.. Со двора П. с топором в руках вышел Ткаченко С.А. и сказал, чтобы они во двор не входили. Примерно через 10 минут приехали сотрудники милиции и он месте с Ткаченко С.А. был доставлен в отдел милиции для допроса. Кроме того, Л. пояснил, что Т. не угрожал Ткаченко С.А., не брал в руки нож и не наносил удары ножом Ткаченко С.А.

Данные показания потерпевшего Т. и свидетеля Л. были подтверждены ими на очных ставках с Ткаченко С.А. и во время проверки их показаний на месте происшествия. т.1 л.д. 230-233; 168-171, 172-178. т 1 л.д. 127-130; 179-182; 183-186.

Свидетель П. рассказала, что Ткаченко С.А. и Л.С. 07 июля 2010 г. целый день разбирали сарай у ее матери П.З. Вернулись к ней в дом где-то в 18-20 часов и принесли с собой 2,5 л. Пива. Когда они распивали спиртные напитки к ним пришли Т. и Л. после этого она и ее сожитель Р. ушли спать. На столике оставалась выпивка, закуска и кухонный нож из металла стального цвета, единственный в ее доме. Через некоторое время она проснулась от шума. Р. рядом с ней не было. Она вышла во двор и увидела, что Р. находится в саду. В проеме калитки стоял Ткаченко С.А. с топором в руке. На проезжей части стоял Л. и кричал, что Ткаченко зарезал Т. в ее доме. Губа у Ткаченко была разбита. На животе была царапина. При каких обстоятельствах он их получил, ей неизвестно.

Свидетель Р. показал, что 07 июля 2010 г. в доме у него распивали спиртные напитки он, П., Ткаченко С.А., Т.Д. и Л. После этого он и П. ушли спать, остальные остались. Через некоторое время он проснулся от шума. Во дворе он увидел Ткаченко с топором в руках. Он убрал у него топор. Ткаченко сказал ему, что он кого-то зарезал. От Л. Р. узнал, что Ткаченко нанес ножевое ранение Т.. После указанного происшествия Р. ножа в доме не нашел. 08 июля 2010 г. нож металлический из нержавеющей стали был обнаружен сотрудниками милиции в саду за домом.

Свидетель П.З. рассказала, что 07 июля 2010 г. по е просьбе Ткаченко С.А. и Л.С. разбирали у нее сарай. Окончили работу в 18-19 часов и ушли. Примерно в 21 час к ней домой прибежал Л. и начал говорить, что кого-то зарезали. Во дворе дома он сказал, что в доме ее дочери Вики зарезали человека, а также спросил как позвонить в милицию и стал выходить со двора, где встретился с Ткаченко С.А. и бросился бежать в сторону своего дома. Ткаченко С.А. держал руку около губы и сказал, что его ударили в лицо, когда он открывал входную дверь в дом П. Вики. Впоследствии П.З. стало известно, что Ткаченко С.А. ножом порезал Т. Т. и Ткаченко С.А. она охарактеризовала положительно.

Свидетель Б. рассказал, что 07 июля 2010 г. он совместно с В.А.М. примерно с 21 часа до 22 часа шли в клуб с. М.. Возле одного из домов на скамейке увидели Т., который находился в состоянии алкогольного опьянения и стонал. Когда они подошли ближе, то увидели, что у него под левой рукой в подмышечной области имеется рана, из которой сочится кровь. Т. ничего не говорил, а только мычал. Они на попутной автомашине доставили его в сельскую поликлинику.

Свидетель В.А.М. дал аналогичные показания и подтвердил в деталях показания свидетеля Б.

Изложенное объективно подтверждается:

- телефонным сообщением из Алексеевской ЦРБ от 08.07.2010 г. о том, что туда поступил Т. с колотой раной левой подмышечной области. т.1 л.д. 3.

- протоколом осмотра места происшествия от 08 июля 2010 г., в ходе которого на стене коридора дома П. обнаружены пятна крови. т. 1 л.д. 4-8.

- схемой и фототабицей к протолку осмотра места происшествия. т. 1 л.д. 9-13.

- протоколом дополнительного осмотра места происшествия от 08 июля 2010 г. в ходе которого в саду, прилегающему к дому П. обнаружен и изъят нож, которым причинены телесные повреждения Т. т. 1 л.д. 29-33.

- схемой и фототаблицей к протоколу осмотра. т. 1. л.д. 34-39.

- схемой к показаниям П. о расположении лиц, находившихся за столом, подтверждающие показания Т. и Л. т.1 л.д. 81.

- протоколами осмотра предметов от 13 сентября 2010 г., в ходе которого осмотрен нож, которым Ткаченко С.А. нанес ранение Т. т.2 л.д. 10.

- по заключению судебной медицинской экспертизы № 638 от 24 июля 2010 года у Т. имелись: колото-резаное ранение в левой подмышечной области, проникающее в плевральную полость, левосторонний гемоторакс, которые повлекли за собой вред здоровью опасный для жизни человека и причинили тяжкий вред здоровью. Указанные повреждения образовались от травматического воздействия предметом, имеющим характеристики колюще-режущего орудия, незадолго до обращения за медицинской помощью, возможно, в срок и при обстоятельствах. указанных в постановлении. т. 1 л.д. 135-136.

Выводы экспертизы основаны на результатах непосредственного экспертного исследования, научно обоснованы и ее правильность и объективность сомнений у суда не вызывают.

- Заключением судебной криминалистической экспертизы холодного оружия от 14 июля 2010 г. установлено, что представленный нож является кухонным ножом общего назначения и холодным оружием не является, изготовлен заводским способом. Т. 1 л.д. 153-155.

Вышеуказанные заключения дают основания для вывода о том. что размерные характеристики ножа (ширина лезвия у рукоятки 19 мм, в средней части 17 мм) соответствуют тому, что у Т. в левой подмышечной области имелась рваная рана 1х2 см, и могла быть причинена именно данным ножом.

Заключением дополнительной судебно-медицинской экспертизы от 24 сентября 2010 года, согласно которому, взаиморасположение потерпевшего и нападавшего в момент причинения телесного повреждения определить не представляется возможным. но, учитывая показания потерпевшего Т. колото-резаная рана могла быть причинена при указанных им обстоятельствах. телесные повреждения Т. в виде колото-резаной раны могло быть причинено как правой, так и левой рукой. т.2 л.д. 37-39.

Из материалов дела усматривается, что показания потерпевшего и свидетеля Л. последовательны и непротиворечивы. До совершения данного преступления они как с подсудимым, так и между собой знакомы не были. Поэтому суд считает. что у них не было оснований для оговора подсудимого. Показания названных лиц подтверждаются и письменными доказательствами, изложенными в приговоре. При таких обстоятельствах совокупность этих доказательств приводит к достоверному выводу о совершении Ткаченко С.А. преступления, предусмотренного ст. 111 ч.1 УК РФ.

Доводы Ткаченко С.А. о том, что он ударил ножом Т. в ответ на то. когда последний пытался ударить его ножом, при этом нанес ему три царапины в область живота, опровергаются показаниями потерпевшего Т. и свидетеля Л., которые пояснили, что Т. не держал в руках нож, не брал его и ударов им Ткаченко Сергею не наносил. Всея обстановка до совершения преступления непрерывно была в поле зрения Л. Оснований сомневаться в достоверности показаний потерпевшего и свидетеля Л. у суда не имеется. При обстоятельствах, указанных подсудимым, три царапины в области живота не могли быть причинены потерпевшим. Заключением судебно-медицинской экспертизы от 16 июля 2010 г. и показаниями судмедэксперта Г. установлено, что три царапины в области живота и грудной клетки образовались от трех травматических воздействий острым орудием (предметом), имеющим острый край или конец, каковым могли быть острый край шифера, доски, гвоздь и другие.

Расположение телесных повреждений на теле Ткаченко С.А. в виде царапин, не исключает возможности их причинения рукой как постороннего человека, так и собственной рукой. т.1 л.д. 143-144, т.2 л.д. 29-30.

Из исследованных в судебном заседании доказательств видно, что до 07 июля 2010 г. подсудимый и потерпевший никаких отношений не поддерживали. Конфликт между ними возник именно в день случившегося. После нанесения Т. удара кулаком в лицо Ткаченко С.А. этот конфликт дальше не развился. Драка между ними не возникла. При таких обстоятельствах нельзя считать, что Ткаченко С.А. находился в состоянии необходимой обороны. Его действия носили не оборонительный характер, а характер расправы.

Наличной и реальной угрозы посягательства на Ткаченко С.А. со стороны потерпевшего Т. не было. Дача таких показаний подсудимым Ткаченко С.А. вызваны желанием смягчить свою вину.

Оценив каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела, суд квалифицирует действия Ткаченко С.А. по ст. 111 ч.1 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Нанося удар ножом в левую подмышечную область Т. с целью причинения телесных повреждений Ткаченко С.А. сознавал общественную опасность своих действий. Предвидел возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления, то есть действовал с прямым умыслом.

О прямом умысле свидетельствует тяжесть телесных повреждений, причиненных Т. и травмирующее воздействие в жизненно важный орган – грудь.

При назначении наказания Ткаченко С.А. суд учитывает обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, данные о его личности.

Обстоятельством, отягчающим наказание Ткаченко С.А. суд признает рецидив преступлений.

Обстоятельствами, смягчающими наказание – явку с повинной, противоправность поведения потерпевшего.

По месту прежнего отбывания наказания в местах лишения свободы характеризуется отрицательно, неоднократно привлекался к административной ответственности.

Несмотря на наличие обстоятельств, смягчающих наказание, оснований для признания их исключительными и применения ст. 64 УК РФ суд не усматривает.

Ткаченко С.А. совершил тяжкое преступление в период неотбытого наказания по предыдущему приговору за тяжкое преступление, в связи с этим суд назначает ему наказание в виде лишения свободы.

Учитывая, что Ткаченко С.А. совершил преступление в период неотбытого наказания в виде исправительных работ сроком один год шесть месяцев по приговору Октябрьского районного суда от 08 апреля 2010 года, наказание ему назначить с применением ч.1 ст. 71 УК РФ из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Вещественное доказательство – кухонный нож передать по принадлежности П.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд,

Приговорил:

Признать Ткаченко С.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание по этой статье в виде лишения свободы сроком на два года девять месяцев.

С применением правил ст. 70 УК РФ к вновь назначенному наказанию присоединить частично неотбытое наказание по приговору от 08 апреля 2010 года и окончательно назначить Ткаченко С.А. к отбытию наказания в виде лишения свободы сроком на три года в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания Ткаченко С.А. исчислять с 10 июля 2010 года.

Меру пресечения Ткаченко С.А. в виде заключения под стражу оставить без изменения.

Вещественное доказательство – кухонный нож передать по принадлежности П.

Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным Ткаченко С.А. – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В этот же срок осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении жалобы или представления судом кассационной инстанции.

Председательствующий подпись Коротких Н.Ф.