2010/08/13 Решение по гражданскому делу /gr082/18/



Дело №...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2010 года г. Алексеевка Белгородской области

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.

при секретаре Литовкиной Г.И.,

с участием представителя ответчика – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Фадеевой С.А., действующей на основании доверенности №... от *дата* года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веретенниковой П.С. к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании права на получение единовременной денежной компенсации на приобретение жилого помещения, принудительном обязании перечисления единовременной денежной компенсации и признании отказа в перечислении денежной компенсации незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Веретенникова П.С. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны В., умершего *дата* года.

Веретенникова П.С. проживает в однокомнатной квартире общей площадью 35 кв.м, в том числе жилой площадью 20 кв.м, расположенной по адресу: Белгородская область, г. Алексеевка, ....

Постановлением администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области ... Веретенникова П.С. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в отдельный список льготной очередности ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Администрацией муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области в перечислении денежных средств в сумме 925000 рублей на лицевой счет Веретенниковой П.С. отказано.

Дело инициировано иском Веретенниковой П.С., которая, считая действия администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области незаконными, просила суд «признать за ней – вдовой инвалида Великой Отечественной войны право на получение единовременной компенсации в сумме 925000 рублей в натуральном виде; обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области в принудительном порядке перечислить на лицевой счет Веретенниковой П.С. единовременную компенсацию в течение 5 дней и сообщить в письменном виде о перечислении заявителю; признать решение главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области от *дата* года №... об отказе в перечислении единовременной компенсации на лицевой счет вдовы недействительным».

В судебное заседание истица Веретенникова П.С. и ее представитель по нотариально удостоверенной доверенности В.Т.Н. не явились по уважительной причине в связи с состоянием здоровья (истица - инвалид 2 группы) и необходимостью ухода, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Письменное заявление приобщено к материалам дела.

Представитель ответчика – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Фадеева С.А исковые требования Веретенниковой П.С. не признала и просила суд в иске отказать по тем основаниям, что предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья носит исключительно целевой характер и по закону не может быть перечислена на лицевой счет истицы. Кроме того, денежные средства для обеспечения жильем Веретенниковой П.С. на казначейский счет администрации не поступали, а в случае поступления – перечисление денежной выплаты возможно только на расчетный счет продавца продаваемого жилого помещения, что будет являться целевым использованием (по назначению) федеральных денежных средств. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации №... от *дата* года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от *дата* №...)в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *дата* г. №...ФЗ «О ветеранах».

Согласно пункта 3 ст.23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» от *дата* года №...ФЗ, введенной Федеральным законом от *дата* года №...ФЗ, (в ред. Федерального закона от *дата* №...ФЗ) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеют перечисленные категории граждан, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения жилищной комиссии от *дата* года (протокол №...) вынесено постановление главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области №... от *дата* года, которым вдова инвалида Великой Отечественной войны Веретенникова П.С. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в отдельный список льготной очередности ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета. В списке льготной очередности Веретенникова П.С. значится под номером 67 (по дате и времени подачи заявления *дата* года 09 часов 10 минут).

В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах», введенного Федеральным законом от *дата* №...ФЗ, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Право Веретенниковой П.С. на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения разъяснено в письме главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области №... от *дата* года.

*дата* года от Веретенниковой П.С. в лице ее представителя В.Т.Н. поступило заявление об отказе от льготной очереди на предоставление ей жилья с просьбой о перечислении единовременной денежной компенсации в сумме 925000 рублей вместо жилья на лицевой счет №... в Алексеевском отделении Сбербанка России №....

Письмом главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области №... от *дата* года на вышеуказанное заявление даны разъяснения, не противоречащие действующему законодательству.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от *дата* года №... утверждены, согласно Приложению к нему, размеры средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второе полугодие 2010 года для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с указанным Приложением утверждена, в частности, средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Белгородской области 25 700 рублей. Расчет сторон о размере единовременной денежной выплаты 925200 рублей произведен верно ( 25700руб.х36 кв.м=925200).

Список-заявка о финансировании приобретения жилья ветеранам Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после *дата* года по Алексеевскому району и г. Алексеевка Белгородской области за август 2010 года №... подтверждает, что заявка на финансирование единовременной денежной выплаты вдове инвалида Великой Отечественной войны Веретенниковой П.С. на сумму 925200 рублей сделана *дата* года (в списке-заявке фамилия Веретенниковой П.С. под №...).

Таким образом, право истицы как вдовы инвалида Великой Отечественной войны на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения предусмотрено Федеральным законом «О ветеранах», ответчиком признано и не нарушено.

Требования истицы в части возложения обязанности на «администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области в принудительном порядке перечислить на лицевой счет Веретенниковой П.С. единовременную компенсацию в течение 5 дней и сообщить в письменном виде о перечислении заявителю» необоснованны, поскольку обеспечение мерами социальной поддержки, в том числе предоставление единовременной денежной выплаты, осуществляются из средств федерального бюджета посредством предоставления субъектам РФ субвенций и носит строго целевой характер. В соответствии с п.п. 4 -6 ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии с Федеральным законом от *дата* №...ФЗ (ред. от *дата*) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», таблицей 22 распределены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на 2010 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от *дата* года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от *дата* года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов»: в том числе Белгородской области выделяется 36409,4 тыс.руб.

Поскольку определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11 ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» в ред. Федерального закона от *дата* N 327-ФЗ), принято постановление Правительства Белгородской области от *дата* года №...пп в редакции постановления от *дата* года №...пп и от *дата* года №...пп «О предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории ... ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», пункт 7 которого предусматривает, что органы местного самоуправления :

- в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от *дата* года N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст. 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21), Федеральным законом от *дата* года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области;

(в ред. постановления правительства Белгородской области от *дата* N 22-пп)

- производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области;

- открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

- обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. По желанию граждан на основании соглашения, заключенного между гражданином и органом местного самоуправления, может предоставляться за счет бюджетных средств Российской Федерации безвозмездная субсидия для приобретения или строительства жилых помещений;

- представляют в департаменты финансов и бюджетной политики, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и в управление социальной защиты населения области ежеквартальный отчет об использовании средств субвенций и информацию, содержащую сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от *дата* года N 614, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Все вышеуказанные действия ответчиком выполняются.

Истица и ее представитель не представили ответчику никаких документов, подтверждающих намерение приобрести либо построить жилье ( договор купли-продажи квартиры либо жилого дома, мены на квартиру или жилой дом большей площади, разрешение на строительство жилого дома и т.д.).

Истица ошибочно полагает, что право на получение единовременной денежной компенсации предполагает использование денежных средств на ремонт жилья и другие цели, тогда как по закону обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеет строго целевой характер.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется - исходя из специфики конкретных правоотношений - законодателем.

Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, истице право на предоставление ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется, заявка на поступление средств из федерального бюджета сделана и, следовательно, ее права, закрепленные в конституционных нормах, Федеральном законе «О ветеранах» и Указе Президента РФ, на которые она ссылается в обоснование своей позиции, не нарушены.

Фактически же, требуя признать за ней право на перечисление денег на ее лицевой счет, истица предлагает распространить действие права на иные цели. Разрешение этого вопроса – прерогатива законодателя.

Суд приходит к выводу, что право истицы на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в сумме 925000 рублей признано и не нарушено, поэтому не подлежит защите в судебном порядке в соответствии со ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Веретенниковой П.С. к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании права на получение единовременной денежной компенсации на приобретение жилого помещения, принудительном обязании перечисления единовременной денежной компенсации и признании отказа в перечислении денежной компенсации незаконным признать необоснованным и в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Алексеевский районный суд.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Белгородского областного суда, а при несогласии с принятым решением – в Верховный Суд Российской Федерации) в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения.

СУДЬЯ СЛЕПЦОВА Е.Н.