Дело №...
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ08 февраля 2010 года г. Алексеевка Белгородской области
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе :
председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.
при секретаре Литовкиной Г.И.,
с участием заявителя Шелякина К.И. и его представителя Харламова Е.А., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 27.01.2010 года; представителя органа, решение которого оспаривается, - администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Фадеевой С.А., действующей на основании доверенности от 08 февраля 2010 года, заинтересованного лица – Шелякиной Н.В., представителя органа опеки и попечительства – Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Мироненко И.М., действующей на основании доверенности № 604/1 от 12.05.2009 года (срок действия - 3 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шелякина К.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Родители Шелякина К.И. умерли: мать Шелякина О.К. умерла 13.04.1990 года, отец Шелякин И.И. умер 24.02.2001 года. Постановлением главы местного самоуправления Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области от 23 марта 2001 года № 310 попечителем над несовершеннолетним Шелякиным К.И., 1984 года рождения, назначена Шелякина Н.В.
5 августа 2006 года Шелякин К.И. вступил в брак с С. (после заключения брака жене присвоена фамилия Шелякина). От брака имеется дочь Ш.А.,.... Семья Шелякиных К.И. живет на съемной квартире.
До достижения совершеннолетия попечитель Шелякина Н.В. обращалась устно с заявлением в жилищную комиссию для постановки подопечного сироты Шелякина К.И. на учет для получения жилья, однако ей в устной форме было отказано.
До достижения возраста 23 лет орган опеки и попечительства в лице начальника управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» 24.07.2007 года и Шелякин К.И. 17.01.2008 года обращались с заявлением о постановке в льготную очередь на получение внеочередного благоустроенного жилья Шелякина К.И.,ссылаясь на то, что Шелякин К.И. остался без попечения родителей (родители умерли), Шелякин К.И. собственного жилья не имеет.
В ответе от 15.12.2009 года № 3888 на обращение Шелякина К.И. от 24.11.2009 года глава администрации Ф.Сулим (исполнитель Фадеева) в удовлетворении просьбы отказал на том основании, что Шелякину К.И. полных 25 лет, а согласно ст. 3 (п.1) Закона Белгородской области от 25.01.2007 года № 93 принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - с момента возникновения оснований и до 23 лет.
Дело инициировано заявлением Шелякина К.И., который, считая вышеуказанное решение неправомерным, просил суд признать действия органа местного самоуправления незаконными, обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области обеспечить жилым помещением его - сироту, оставшегося без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма на состав семьи 3 человека.
В заявлении об уточнении заявленных требований Шелякин К.И. просит суд признать причину пропуска срока для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте уважительной и восстановить ему пропущенный срок для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте; признать действия органа местного самоуправления по отказу в постановке на учет незаконными, обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области поставить на льготную очередь его - сироту, оставшегося без попечения родителей,.
В судебном заседании заявитель Шелякин К.И. и его представитель Х. заявленные требования с уточнениями поддержали и просили удовлетворить.
Представитель органа, решение которого оспаривается, - администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Фадеева С.А. с заявлением не согласна по тем основаниям, что юридический статус сироты до момента исполнения 23 лет не был заявлен и не подтвержден ни самим Шилякиным К.И., ни его попечителем. Просила суд в удовлетворении заявления отказать. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо Шелякина Н.В. с заявлением согласна и просила суд заявленные требования удовлетворить.
Заинтересованные лица – Шелякин М.И. и Шелякина М.И. в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, с заявлением согласны. Письменные заявления приобщены к материалам дела.
Представитель органа опеки и попечительства Мироненко И.М. с заявленными требованиями согласна и поддерживает, считает, что имеются основания для признания причины пропуска срока для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте уважительной и следует восстановить Шелякину К.И. с 24 сентября 2007 года, т.е. с даты их ходатайства, пропущенный срок для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте и в последующем поставить на учет и обеспечить сироту жильем.
Выслушав объяснения заявителя, представителя органа, решение которого оспаривается, заинтересованного лица, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела по представленным доказательствам, суд считает заявление частично обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ детьми-сиротами признаются лица, возраст которых не достигает 18 лет и у которых умерли оба или единственный родитель.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шелякин К.И. на момент смерти обоих родителей был несовершеннолетним и имел статус ребенка-сироты, следовательно, на него распространялись дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ст. 8 указанного Федерального закона:
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
(в ред. Федерального закона от 08.02.1998 № 17-ФЗ)
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ)
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Статья 2 Закона Белгородской области № 93 от 25 января 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» предоставляет гарантии детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона Белгородской области принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - с момента возникновения оснований и до 23 лет. Законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (администрация соответствующего учреждения, опекун (попечитель), приемные родители, родители-воспитатели), а также лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет представляют в орган местного самоуправления следующие документы:
1) заявление лиц, указанных в абзаце 1 настоящей части;
2) копии документов, подтверждающих статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (акта о подкидывании ребенка; свидетельства о смерти обоих или единственного родителя; решения суда о лишении или ограничении родителей или единственного родителя в родительских правах, о признании родителей или единственного родителя недееспособными или ограниченно дееспособными; о признании родителей или единственного родителя безвестно отсутствующими или умершими; о признании ребенка оставшимся без попечения родителей и другие);
3) копия решения главы местного самоуправления о первичном устройстве ребенка на воспитание и содержание в государственное или муниципальное интернатное или иное учреждение, в приемную семью, семейный детский дом, детский дом семейного типа, под опеку (попечительство);
4) копия паспорта ребенка и копия свидетельства о рождении;
5) сведения о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности или осуществлении сделок по его отчуждению;
6) документы о праве на дополнительную площадь для лиц, принимаемых на учет с учетом этого права.
Документы, указанные в пунктах 3, 5 части 2 настоящей статьи, предоставляются либо непосредственно заявителем, либо соответствующими органами по запросу органов местного самоуправления, осуществляющих учет.
Принятие решения о постановке лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на учет осуществляется в течение 30 дней со дня предоставления всех необходимых документов для постановки на учет.
Судом установлено, что указанные документы попечитель Шелякина Н.В. и заявитель Шелякин К.И. по достижении совершеннолетнего возраста и до достижения 23-летнего возраста в орган местного самоуправления не предоставляли.
При таких обстоятельствах решение и действия органа местного самоуправления по отказу в постановке на учет по заявлению Шелякина К.И. от 24.11.2009 года законны, так как на момент данного письменного обращения Шелякин К.И. достиг возраста 25 лет, срок обращения пропустил.
Судом установлено, что в 2001 году попечитель Шелякина Н.В. до достижения совершеннолетия Шелякина К.И. в устной форме обращалась с заявлением в жилищную комиссию для постановки подопечного сироты Шелякина К.И. на учет для получения жилья без предоставления необходимых документов, и ей было правомерно разъяснено, что постановлением главы местного самоуправления Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области от 23 марта 2001 года № 310 за несовершеннолетним Шелякиным К.И. закреплено право на жилую площадь по адресу: г. Алексеевка, .ул. ...
Однако, учитывая изменение семейного положения заявителя, снятие его с регистрационного учета по вышеуказанной квартире и проживание на частной (съемной) квартире, а также юридическую неграмотность заявителя, и тот факт, что до достижения возраста 23 лет имели место обращения органа опеки и попечительства в лице начальника управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Коломыцкого М.Г. (ходатайство от 24.07.2007 года) и самого Шелякина К.И. (заявление от 17.01.2008 года), суд признает причину пропуска срока для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте уважительной, и считает возможным восстановить Шелякину К.И. с 24 сентября 2007 года ( с даты ходатайства органа опеки и попечительства) пропущенный срок для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте. На администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области следует возложить обязанность после предоставления Шелякиным К.И. всех необходимых документов, предусмотренных законом, решить вопрос о постановке на учет на получение жилья вне очереди сироты Шелякина К.И. в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Белгородской области № 93 от 25 января 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области».
Вопрос о постановке на учет на получение жилья вне очереди относится к компетенции органа местного самоуправления, суд не может подменять указанный орган и выносить соответствующее решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Шелякина К.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления признать частично обоснованным и удовлетворить частично.
Признать причину пропуска срока для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте уважительной и восстановить Шелякину К.И. с 24 сентября 2007 года пропущенный срок для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет на получение жилья вне очереди как сироте.
Обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области после предоставления Шелякиным К.И. всех необходимых документов решить вопрос о постановке на учет на получение жилья вне очереди сироты Шелякина К.И. в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Белгородской области № 93 от 25 января 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области».
В остальной части заявленные требования Шелякина К.И. о признании решения органа местного самоуправления и действий должностных лиц органа местного самоуправления незаконными, о постановке на льготную очередь и обеспечении жильем по договору социального найма признать необоснованными и в удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Алексеевский районный суд.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Белгородского областного суда, а при несогласии с принятым им решением – в Верховный Суд Российской Федерации) в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения.
СУДЬЯ СЛЕПЦОВА Е.Н.