Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2010 года г. Алексеевка Белгородской области
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего - судьи Кощиенко М. Ф.;
при секретаре Веретенниковой Т. В.,
с участием:
прокурора Коротких В. Н., истца Гребенникова В. М., его представителя Гребенникова В. Д., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, представителя ответчика администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Фадеевой С. А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах Гребенникова В.М. к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Гребенников В. М., <...>, является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы, проживает один в части жилого дома, общей площадью – 43,1 кв. м, жилой – 31,6 кв. м, подаренном им сыну Гребенникову Д. В. по договору дарения от 16 августа 2007 года.
Гребенников В. М. обратился в администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения, ссылаясь на то, что произвел отчуждение принадлежавшей ему на праве собственности части жилого дома вынужденно, вследствие невозможности содержания ветхого строения. Ему было отказано со ссылкой на ст. 51 и ст. 53 Жилищного кодекса РФ в виду того, что он ухудшил свои жилищные условия путем отчуждения пригодного для проживания жилого строения.
Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора, заявленного в интересах Гребенникова В. М., который просит признать незаконным решение от 12.04. 2010 года об отказе в признании Гребенникова В.М. нуждающимся в жилом помещении и постановке его на учет. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что действия по отчуждению принадлежащего на праве собственности жилья Гребенников совершил до вступления в силу Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Гребенников на момент обращения с заявлением о постановке на жилищный учет в собственности жилья не имеет и не является нанимателем жилья по договору социального найма, проживает в части дома, принадлежащего его сыну, не являясь членом его семьи. Полагает, что к нему требования ст. 53 Жилищного кодекса РФ не применимы, поскольку обеспечение жильем ветеранов регламентировано специальным законом - ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании прокурор, истец Гребенников В.М. и его представитель Гребенников В. Д. иск поддержали.
Гребенников В. М. пояснил, что ранее правом на получение жилья за счет средств государства не пользовался. Принадлежавшую ему часть построенного им в 1980 году жилого дома он в 2007 году подарил сыну, так как ему стало тяжело содержать дом, требующий ремонта. В доме отсутствуют удобства (нет канализации, водопровода), требуется ремонт кровли. Ему воду привозят в канистрах. Зимой он проживает в квартире у внука, а летом – в доме. Узнал про Указ Президента о предоставлении жилья ветеранам войны и решил воспользоваться правом на получение жилья за счет средств федерального бюджета.
Гребенников В.Д., представляющий интересы истца, пояснил, что истец подарил свое жилье сыну не в целях намеренного ухудшения своих жилищных условий, а потому что в силу возраста уже не мог поддерживать дом в надлежащем состоянии. В настоящее время в подаренном доме он проживает только летом из-за отсутствия в доме удобств. По улице, на которой находится дом, центрального водопровода нет. Колодца во дворе также нет. Оборудовать дом горячим и холодным водоснабжением, канализацией нет технической и финансовой возможности. Кроме того, дополнительные неудобства создает месторасположение дома – на 2 метра ниже дороги. Проживание истца, являющегося инвалидом Великой Отечественной войны, в таких условиях невозможно.
Фадеева С. А., представляющая интересы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», иск не признала, считает решение жилищной комиссии об отказе Гребенникову В. М. в постановке на жилищный учет законным и обоснованным. Отчужденное им жилье ветхим не является. С момента отчуждения прошло менее пяти лет. По решению организационного комитета по проведению областного благотворительного марафона «Внимание и заботу – ветеранам Великой Победы» от 20 мая 2010 года Гребенникову В.Д. была оказана единовременная денежная помощь в размере 10000 руб. на ремонт жилья.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
ФЗ «О ветеранах» (ст.ст. 14, 15), Указ Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 10) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусматривают обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета участников и инвалидов Великой Отечественной войны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок постановки на очередь на получения жилья и предоставления жилья регулируются жилищным законодательством, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 5 Жилищного кодекса РФ). Они являются едиными для всех граждан, в том числе, и для участников и ветеранов Великой Отечественной войны.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года. В данном случае необходимость признания их малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
Гребенников В. М. является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии 1-А № 264361, выданном 19 ноября 1997 года л.д.9). Ранее он не получал меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Указанные факты ответчик не оспаривает.
Судом установлено, что на момент обращения с заявлением в администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Гребенников В. М. не имел жилого помещения в собственности, а также на условиях социального найма.
В 2007 году Гребенников В. М. произвел отчуждение принадлежавшей ему на праве собственности части жилого дома, общей площадью 43,1 кв. м, расположенного в г. Алексеевка Белгородской области, ул. ... своему сыну Гребенникову Д. В. по договору дарения от 16 августа 2007 года л.д.13-14). Право собственности Гребенникова Д. В. на эту часть дома зарегистрировано 03.10.2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №... л.д. 15). При этом Гребенников В. М. продолжает проживать в подаренном жилом помещении.
Таким образом, он совершил действия, в результате которых ухудшил свои жилищные условия сознательно и которые привели к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.
При намеренном ухудшении гражданином своих жилищных условий наступают последствия, предусмотренные ст. 53 Жилищного кодекса РФ – такие граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ и с учетом требований части 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ к таковым действиям приравниваются и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Со дня отчуждения Гребенниковым В. М. своего жилого помещения прошло менее пяти лет.
Жилое помещение, отчуждение которого он произвел, имеет общую площадь 43,1 кв. м., жилую – 31,6 кв.м, что превышает учетную норму, установленную в Алексеевском районе и г. Алексеевке Белгородской области равной 15 кв. м общей площади.
Жилое помещение, которое истец передал в собственность сыну, не является не пригодным к проживанию.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
Исходя из п. 7 Положения признание жилого помещения, не пригодным для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Межведомственная комиссия, созданная органом местного самоуправления, вправе принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В полномочия суда не входит оценка пригодности жилого помещения для проживания в нем граждан.
Актом межведомственной комиссии №... от 25.08. 2010 года установлено, что часть дома, подаренная истцом сыну и в которой он продолжает проживать, пригодна для проживания.
Из акта межведомственной комиссии, объяснений истца, его представителя, показаний свидетеля Гребенникова Д. В. (собственника части дома) следует, что домовладение ветхим не является, а нуждается в ремонте.
Такие основания как необходимость в ремонте жилого помещения, возраст, инвалидность не предусмотрены законом в качестве оснований для признания жилого помещения, не пригодным для проживания.
Отсутствие в доме канализации и водопровода также не является основанием для признания жилого помещения, не пригодным для проживания. Согласно п.12 Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан (п. 33 Положения). Доказательств наличие таковых факторов суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что решение администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области от 12.04. 2010 года об отказе в признании Гребенникова В.М. нуждающимся в жилом помещении и постановке его на учет, соответствует положениям жилищного законодательства. Указанным решением права истца Гребенникова В. М. не нарушены и оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах Гребенникова В.М. к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении признать не обоснованным и в его удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алексеевский районный суд.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.
Судья: М. Ф. Кощиенко