2010/09/15/Решение по гражданскому делу/pjg2/12/



Дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Алексеевка

Белгородской области 22 января 2010 года

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Рыжих А.И.,

при секретаре Петренко Ю.И.,

с участием истицы Штень М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штень М.А. к Карпенко Т.В., Штень О.В. о признании принявшей наследство и признании права собственности на квартиру.

у с т а н о в и л :

По договору приватизации от 10.02.1993 года Штень М.А. была передана в собственность трехкомнатная квартира №... по ул. ... в г. Алексеевка Белгородской области. Приватизация проводилась с учетом четырех членов семьи: Штень М.А. – истицы по делу, Карпенко Т.В., Штень О.В. - ответчиков, которые на момент приватизации являлись несовершеннолетними и Штень В.А., умершим 21.04.2008 года. После его смерти открылось наследство на ? долю в праве собственности на указанную квартиру. Наследниками первой очереди являются истица и ответчики. Однако ответчики не претендуют на причитающиеся им доли в праве собственности на квартиру в порядке приватизации и в порядке наследования после смерти Штень В.А..

Дело инициировании иском Штень М.А., которая просит признать ее принявшей наследство после смерти супруга – Штень В.А. и признать за ней право собственности (3/4 - как участнику приватизации и ? - по праву наследования) на трехкомнатную квартиру №..., расположенную по адресу: Белгородская область, г. Алексеевка, ул. ..., площадью 60,2 кв.м., в т.ч. жилой – 39,1 кв.м.

В судебном заседании истица Штень М.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчики Карпенко Т.В., Штень О.В. в судебное заседание не явились, предоставили письменные заявления о рассмотрении дела без их участия и об отказе от своих долей, положенных им в порядке приватизации и в порядке наследования после смерти отца Штень В.А. в пользу истицы (заявления приобщены к материалам дела).

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав объяснения истицы, суд признает исковые требования Штень М.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.2 п. 1,3 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1 (с последующими изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями) указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению.

Как следует из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородской области от 10.02.1993 года, предприятие «Монолит» в лице МП «Агентство» передало в собственность Штень М.А. квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 59,3 кв.м., в т.ч. жилой – 38,2 кв.м. по адресу: г. Алексеевка, ул. .... Количество членов семьи – 4 человека.

На момент оформления договора приватизации от data года в квартире проживали и были зарегистрированы: Штень М.А., Штень В.А., Штень (Карпенко) Т.В., Штень О.В., что повреждается справкой ООО «Жилкомсервис» от 09.12.2009 года.

Штень (Карпенко) Т.В. и Штень О.В. на момент оформления договора приватизации от 10.02.1993 года являлись несовершеннолетними. В соответствии с п.7 Пленума ВС РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи, согласно ст. 53 ЖК РСФСР имеют равные права, вытекающие из договора найма. В случае приватизации занимаемого помещения они наравне с совершеннолетними членами семьи вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Таким образом, Штень М.А., Штень В.А., Штень (Карпенко) Т.В., Штень О.В. на момент оформления договора приватизации от 10.02.1993 года должно принадлежать по ? доле в праве на спорную квартиру.

В ч.1 ст. 450, ч.1 ст. 452 ГК РФ указано, что изменение договора возможно по соглашению сторон. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор.

В настоящее время внести изменение в договор в части перераспределения долей в пользу истицы по соглашению сторон не представляется возможным, поскольку один из участников договора приватизации – Штень В.А. умер 21.04.2008 года, что подтверждается свидетельством о смерти.

После его смерти открылось наследство на принадлежавшее ему день смерти имущество, в т.ч. на ? долю в праве собственности на квартиру.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим наследникам в соответствии с завещанием или законом.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч.1 ст.1112 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или закону.

Данных, подтверждающих, что Штень В.А. оставил завещание, суду не представлено. Следовательно, наследование осуществляется по закону.

Наследниками первой очереди по закону после его смерти, согласно ч.1 ст. 1142 ГК РФ, являются его жена Штень М.А. (истица) и дети Карпенко Т.В. и Штень О.В. (ответчики), что подтверждается свидетельством о браке и свидетельствами о рождении ответчиков.

Других наследников первой очереди не имеется.

Частью 1 ст. 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч.1 ст.1153 ГК РФ).

Наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследованию по закону (ч.1 ст. 1157, ч.1 ст. 1158 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что истица фактически приняла наследство после смерти мужа, т.к. совершила установленные законом действия в течение шести месяцев.

Ответчики Карпенко Т.В. и Штень О.В. на момент рассмотрения дела являются совершеннолетними и заявили об отказе от причитающихся им долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Алексеевка, ... в порядке приватизации и в порядке наследования после смерти отца в пользу истицы, что подтверждается их письменными заявлениями, представленными в суд.

Таким образом, за истицей Штень М.А. следует признать право собственности на трехкомнатную квартиру №..., расположенную по адресу: Белгородская область, г. Алексеевка, ул. ... (3/4 - как участнику по договору приватизации от 10.02.1993 года и ? - по праву наследования по закону после смерти мужа).

Согласно справки Алексеевского БТИ от 25.11.2009, квартира №... по ул. ... в г. Алексеевка имеет общую площадь – 60,2 кв.м., в т.ч. жилую – 39,1 кв.м. и имеет кадастровый номер №....

Расходы, понесенные истицей по оплате госпошлины, компенсации не подлежат, поскольку она от их взыскания отказалась.

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Штень М.А. к Карпенко Т.В., Штень О.В. о признании принявшей наследство и признании права собственности на квартиру признать обоснованными и удовлетворить.

Признать Штень М.А., <...> принявшей наследство, открывшееся после смерти мужа Штень В.А., умершего 21.04.2008 года и признать за ней право собственности на трехкомнатную квартиру №..., расположенную по адресу: Белгородская область, г. Алексеевка, ..., общей площадью – 60,2 кв.м., в т.ч. жилой – 39,1 кв.м., кадастровый номер 31:23:00 00 000:0000:003245-00/001:0001/А/0084 (3/4 доли - как участнику по договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородской области от 10.02.1993 года и ? доля - по праву наследования по закону после смерти мужа).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Алексеевский районный суд.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Белгородского областного суда, а при несогласии с принятым решением в Верховный суд РФ) в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения.

Судья подпись Рыжих А.И.