Дело №
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2010 года г. Алексеевка Белгородской области
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.
при секретаре Литовкиной Г.И.,
с участием истца Измайлова В.И., представителя ответчика – государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе и г. Алексеевка Белгородской области – Самойленко И.А., действующей на основании доверенности № 920 от 01.03.2010 года, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика – Управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области» – Кременцовой О.Ю., действующей на основании доверенности № 1Б-737 от 29.04.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Измайлова В.И. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе и городе Алексеевка Белгородской области о признании права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Измайлов В.И. в период с 18.10.1984 года по 17.10.1986 года проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР. С 15.08.1987 года он работал военным руководителем в Красненской-2 средней школе Алексеевского района Белгородской области, с 28.09.1991 года по настоящее время – учителем трудового обучения.
Дело инициировано иском Измайлова В.И., который, считая, что он имеет стаж педагогической деятельности 25 лет, в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании», Списком учреждений и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, просил суд включить в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18 октября 1984 года по 17 октября 1986 года и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Алексеевскому району и г. Алексеевка Белгородской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения.
В судебном заседании истец Измайлов В.И. иск поддержал, дополнительно суду пояснил, что с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии он не обращался, ему устно было отказано и разъяснено, чтобы обращался в суд.
Представитель ответчика – государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе и г. Алексеевка Белгородской области – Самойленко И.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях образования. На данный момент у истца отсутствует необходимый 25-летний педагогический стаж. Просит суд в иске Измайлова В.И. отказать. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика – Управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области»– Кременцова О.Ю., действующая на основании доверенности, иск признала, суду пояснила, что на 15 августа 2010 года с учетом службы в армии педагогический стаж учителя Измайлова В.И. составляет 25 лет 2 дня. Просила суд иск удовлетворить.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд считает иск частично обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 25.07.2002 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичная норма установлена и в ст. ст. 80, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ».
Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ, что указано в п. З ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжке АТ-IV № 1606100 и военном билете ГЖ № 208488, что Измайлов В.И. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 18.10.1984 года по 17.10.1986 года; с 15.08.1987 года он работал военным руководителем в Красненской-2 средней школе Алексеевского района Белгородской области, с 28.09.1991 года по настоящее время – учителем трудового обучения.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, Измайлов В.И. в Управление Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе и г. Алексеевка Белгородской области не обращался, и на момент рассмотрения дела необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности ( в том числе с учетом службы в составе Вооруженных Сил СССР ) отсутствует, так как период его работы с 15.08.1987 года по 28.09.1991 года в качестве военного руководителя не входил в Перечень должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет ( Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397) и не может быть засчитан в педагогический стаж с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П.
Оснований для признания права истца на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности на данный момент не имеется.
Требования истца о включении периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18 октября 1984 года по 17 октября 1986 года в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР с 18.10.1984 года по 17.10.1986 года, т.е. в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 г. № 30, нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», применяются в части, не противоречащей указанным законам.
Суд считает, что исключение службы в составе Вооруженных Сил СССР в связи с распадом Советского Союза и изменением политической обстановки в стране в последующих Списках, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года № 463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года № 781 и Правилах исчисления не должно повлиять на реализацию права истца на досрочную трудовую пенсию по старости, и поэтому, с учетом изложенного, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18.10.1984 года по 17.10.1986 года должен быть учтен по списку 1959 года при подсчете специального педагогического стажа.
Ссылка ответчика на то, что постановление № 1397 от 17.12.1959 года отменено 01.10.1993 года, обоснованна, однако в свете положений пункта 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П « По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания ( ИЛ ТУМЭН) Республики Саха ( Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», предусматривающих сохранение у граждан ранее приобретенного права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права; пунктов 2, 3, 4 Определения Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые могут быть применены в данном случае по аналогии ( ст. 6 ГК РФ) и в которых указано, что право граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми ( или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным актам, к работам с тяжелыми условиями труда ( в частности, включены в Список № 2 1956 года) и до 1 января 1992 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте; истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 ( части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение ( статья 39, часть 1 Конституции РФ); и на основании пункта 9 Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суд, исходя из принципа равноправия и гарантированности социального обеспечения, учитывает конкретные обстоятельства дела ( работу истца по профессии педагога (учителя), наличие непрерывного трудового стажа).
Таким образом, суд считает, что невключение периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный педагогический стаж противоречит действительному смыслу и предназначению норм пенсионного права, создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Измайлова В.И. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе и городе Алексеевка Белгородской области о признании права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью признать частично обоснованным и удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе и городе Алексеевка Белгородской области включить период службы в составе Вооруженных Сил СССР Измайлова В.И. с 18 октября 1984 года по 17 октября 1986 года в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В остальной части иска Измайлова В.И. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе и городе Алексеевка Белгородской области о признании права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Алексеевский районный суд.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Белгородского областного суда, а при несогласии с принятым решением – в Верховный Суд Российской Федерации) в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения.
СУДЬЯ СЛЕПЦОВА Е.Н.