2011/05/25/Решение по гражданскому делу/г20561/



Дело № ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2011 года Белгородская область, г. Алексеевка

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Н.

при секретаре Тесленко Т.Н.

с участием истицы Лагуткиной Н.А., представителя ответчика - администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области главного специалиста отдела по реформированию и модернизации ЖКХ комитета по управлению муниципальной собственностью Фадеевой С.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагуткиной Н.А. к администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о предоставлении жилищных субсидий на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Лагуткина Н.А. проживала в республике Саха (Якутия) в поселке Жиганск по улице <...>. В 1999 году переехала на постоянное место в г. Алексеевка Белгородской области. В связи с переездом Лагуткина Н.А. освободила жилое помещение и передала в Администрацию улуса Жиганск республики Саха ( Якутия).

Дело инициировано иском Лагуткиной Н.А., которая просила обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области предоставить жилищные субсидии на приобретение жилья с составом семьи 3 человека согласно списка очередности граждан выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в течении двух месяцев, а также обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в течение 15 дней выделить необходимые денежные средства или субвенции Администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области для предоставления истице жилищных субсидий на приобретение жилья, поскольку она длительное время стоит на очереди на получение жилья под номером 1.

В судебном заседании Лагуткина Н.А. свои исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Фадеева С.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно, представили письменное возражение, просят в иске отказать.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав стороны, суд признает исковые требования Лагуткиной Н.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 г. устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Вышеназванный закон (ст.1) предусматривает, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем ст. 2 Федерального закона устанавливает очередность предоставления жилищных субсидий.

Истица имеет право как «пенсионер с учетом стажа работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на получение жилищной субсидии, согласно Федерального закона №125-ФЗ и относится в третьей очереди граждан, которым предоставляются жилищные субсидии.

Порядок реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153.

Согласно Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 гражданам - участникам подпрограммы, выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты) в порядке установленной очередности в пределах выделяемых средств федерального бюджета на эти цели субъектами Российской Федерации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» средства Федерального бюджета на социальные выплаты гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Распределение лимитов средств Федерального бюджета на эти цели по субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 16 июля 2003 года № 433, пропорционально численности граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 Правил формирование списков граждан-участников подпрограммы по категории выезжающих (выехавших) из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по дате подачи заявлений гражданами в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Закона № 125-ФЗ от 25.10.2002г, а также в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879.

Лагуткина Н.А. воспользовалась предоставленным ей законодателем правом в рамках подпрограммы реализовать право на получение жилищного сертификата (субсидии), путем подачи заявления, на получение жилищных субсидий предоставляемых гражданам, прибывшим из районов Крайнего Севера и приравненные к ним местностей, в органы местного самоуправления для включения её в сводный список граждан – участников подпрограммы.

В судебном заседании установлено, что истица состоит в списке администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области на получение жилищной субсидии под №1 в списке №2 по категории «пенсионеры» с 1999 года, всего на 2011 год в списке состоит три человека, что подтверждается заявлением истицы и списком граждан выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года имеющих право на получение жилищных субсидий по Алексеевскому району Белгородской области по состоянию на 01.05.2011г.

Администрация муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области своевременно предоставили необходимые документы для включения истицы в сводную очередь граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Белгородской области, что подтверждается списком граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей включена в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Белгородской области по состоянию на 01.01.2011 года, что подтверждается сообщениями администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области за 1999-2011 года и списками граждан к ним.

На сегодняшний день Лагуткина Н.А., как пенсионер с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей включена в сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Белгородской области по состоянию на 01.01.2011 года и находится под номером 126 в очереди на получение жилищной субсидии, что подтверждается списком очередников.

Суд считает обоснованным и основанным на законе довод представителя ответчика Фадеевой С.А., о том, что социальная выплата в рамках подпрограммы истице может быть предоставлена в порядке установленной очередности в пределах выделяемых Белгородской области средств Федерального бюджета на эти цели.

Доводы Лагуткиной Н.А. о том, что администрация муниципального района не предоставила сведения Департаменту строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства Белгородской области и её не включили в сводный список граждан претендующих на получение жилищной субсидии гражданам выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Истцом не представлены убедительные доказательства о нарушении её Конституционных прав, поскольку существо права Лагуткиной Н.А. на получение жилищной субсидии ответчиками нарушено не было, исковые требования истицы касаются лишь порядка реализации данного права.

Жилищные субсидии по своей правовой природе относятся к социальным выплатам.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения и порядок реализации, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 38-О, Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 561-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.03.2010 N 386-О-О).

Порядок предоставления жилищных субсидий регламентирован федеральным законодательством, финансирование подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», осуществляется за счет средств федерального бюджета и исполняется государством, органы исполнительной власти субъекта РФ уполномочены согласно п.24 Правил осуществлять лишь формирование списков граждан, участников подпрограммы и принимать решения о предоставлении жилищных субсидий путем распределения, выделенных на Белгородскую область по распоряжению Правительства РФ от 06.04.2011г. № 582-р жилищных сертификатов, согласно очередности предоставления жилищных субсидий.

На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Лагуткиной Н.А. надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лагуткиной Н.А. к администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о предоставлении жилищных субсидий на приобретение жилья признать необоснованными и отказать в их удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней, через Алексеевский районный суд путем подачи кассационной жалобы.

Судья Е.Н. Кузнецова