Дело № ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алексеевка 30 мая 2011 г.
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Н.
при секретаре Тесленко Т.Н.
с участием заявителя Зенина С.И., представителя ФБУ ИК – 4 УФСИН России по Белгородской области Саламахина А.П., действующего на основании доверенности
в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по заявлению Зенина С.И. об оспаривании действий ( бездействий) администрации ФБУ ИК – 4 УФСИН России по Белгородской области,
УСТАНОВИЛ:
Зенин С.И. отбывает наказание в участке колонии - поселения ФБУ ИК – 4 УФСИН России по Белгородской области.
Дело инициировано заявлениями Зенина С.И., который считает, что администрация колонии лишает его права на телефонные переговоры, получение медицинской помощи, а также своевременного освидетельствования МСЭ, также считает незаконным постановление начальника ФБУ ИК – 4 от 13.04.2011 года и просит, в порядке ст. 80 УИК РФ признать постановление начальника ИУ от 13.04.2011 года о переводе в безопасное место незаконным и отменить.
В судебном заседании Зенин С.И. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель органа, чьи действия обжалуются ФБУ ИК – 4 УФСИН России по Белгородской области Саламахин А.П. заявленные требования не признал и просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает заявленные требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 92 п.1 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.
Пункты 85 и 87 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденного Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года № 205 предусматривающие, что предоставление телефонного разговора продолжительностью, не превышающей 15 минут, производится по письменному заявлению осужденного, в котором указывается адрес, номер телефона абонента; реализация права на телефонные разговоры осуществляется, как правило, в нерабочее время в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях учреждений, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых переговоров, фактически воспроизводят положения частей 1 и 5 статьи 92 УИК РФ.
В судебном заседании установлено, что в участке колонии – поселение ИК – 4, где отбывает наказание Зекнин С.И.отсутствует переговорный аппарат, однако нарушений прав Зенина С.И. не установлено. Зениным С.И. не представлено доказательств, которые бы подтверждали, что Зенин С.И. обращался с письменным заявлением, в котором указывал адрес, номер телефона абонента и продолжительность разговора, а администрация ИК – 4 не реализовала право Зенина С.И. на телефонные разговоры.
С 4.02.2011 года по 14.02.2011 год Зенин С.И. содержался в карантинном отделении.
Доводы заявителя о том, что он содержался в карантинном отделении на незаконном основании, так как карантинное отделение находится на территории колонии общего режима, а он уже переведен в колонию – поселение не соответствуют фактическим обстоятельствам и закону.
Согласно ст. 79 ч.2 УИК РФ осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток.
В соответствии с главой 2 п. 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений после полного обыска осужденные проходят медицинский осмотр и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток.
Зенин С.И. находился в карантинном отделение 10 суток, что соответствует Правилам и ст. 79 УИК РФ.
Доводы заявителя о несоответствии помещения карантинного отделения требованиям быта не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Постановлением от 13 апреля 2011 года начальника ФБУ ИК – 4 Зенин С.И. переведен в безопасное место на девяносто суток.
Статья 13 УИК РФ не только провозглашает, но и детально регламентирует право осужденных на личную безопасность.
При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Начальник учреждения, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
11 апреля 2001 года от Зенина С.И. поступило заявление на имя начальника ФБУ ИК-4 с просьбой содержать его в безопасном месте в связи с конфликтной ситуацией на колонии- поселении.
По данному заявлению проводилась проверка и вынесено заключение, согласно которого для обеспечения личной безопасности осужденного Зенина С.И., его необходимо поместить в безопасное место.
Доводы заявителя о том, что он не указал с кем у него конфликтная ситуация и поэтому его не могут содержать в безопасном месте не соответствуют закону.
Согласно Правил внутреннего распорядка исправительный учреждений глава 25. 171 при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц он вправе обратиться по данному вопросу с устным или письменным заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения, которое обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Проверкой проведенной по заявлению Зенина С.И. установлено, что между Зенининым С.И. и осужденными колонии – поселения сложились неприязненные отношения с основной массой осужденных колонии – поселения в связи с неуживчивостью Зенина С.И..
Принятие решения о переводе осужденного в безопасное место относится к компетенции начальника учреждения. Перевод такого лица в безопасное место производится по постановлению начальника ИУ на срок не свыше 90 суток ( глава 25 п.п. 172, 174 Правил.)
Следовательно, помещение Зенина С.И. в безопасное место соответствует требованиям закона и не нарушает прав последнего.
Доводы Зенина С.И. о незаконном его содержании в камере № ... штрафного изолятора не соответствуют Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которых помимо других помещений в этих целях могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и ЕПКТ (глава 25 п.п. 175 Правил).
Доводы Зенина С.И. о том, что в колонии – поселения должны быть собственные камеры штрафного изолятора являются надуманными.
Приказом Министерства юстиции РФ № 226 от 24.07.2009 года в целях улучшения условий размещения отдельных категорий осужденных и совершенствования структуры учреждений ФСИН, установлен лимит наполнения в ИК – 4 общего режима (г.Алексеевка, Управления ФСИН по Белгородской области) 919 мест, включая участок колонии – поселения на 36 мест.
Исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В целях обеспечения возможности отбывания осужденными лишения свободы в регионе по месту жительства и сокращения числа перевозок осужденных в одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.
Законодатель не указывает, что при создании участка колонии – поселения в колонии общего режима необходимо оборудовать отдельные камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа и ЕПКТ.
Что касается требований Зенина С.И., о признании незаконными бездействий администрации исправительного учреждения по не направлению его на МСЭ и неоказанию своевременной медицинской помощи, то данные требования подлежат удовлетворению.
Статья 12 п. 7 и статья 98 ч.2 УИК РФ закрепляют за осужденными право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
12.01.2011 года Зенин С.И. направлен на медико – социальную экспертизу, организацией, оказывающей лечебно – профилактическую помощь – ФБУ ИК -5 УФСИН России по Белгородской области, однако до настоящего времени администрация ФБУ ИК-4 в нарушении п.п. 6 и 7 Инструкции «О порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико – социальной экспертизы», утвержденной Минюстом РФ 23.08.1999 года № 18/39-1010, не представило в территориальное бюро МСЭ личное дело, характеристику, медицинскую карту (историю болезни), направление на МСЭ и заявление Зенина С.И., что является нарушением права Зенина С.И. на пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 12 п.6 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико – санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно – поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях и лечебно –профилактических учреждениях уголовно – исполнительной системы, осужденные могут получать необходимое лечение в лечебно – профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.(п.124 главы 19 Правил).
С 22.02.2011 года по15.03.2011 года Зенин С.И. находился на лечении в хирургическом отделении Алексеевской ЦРБ. При выписке ему рекомендовано лечение по назначению ангиохирурга.
16 марта 2011 года выдана путевка для направления больных в консультативную поликлинику.
29 марта 2011 года выдано врачебное заключение ангиохирурга в котором рекомендовано Зенину С.И. УЗДС и повторная консультация к ангиохирургу, неврологу после дообследования.
Однако до настоящего времени Зенину С.И. не предоставлена возможность повторной консультации ангиохирурга, что нарушает права осужденного Зенина С.И.
Доводы представителя ответчика об отсутствии транспорта для доставки Зенина С.И. в больницу не могут служить основанием для не предоставления последнему медицинской помощи, поскольку лица, осужденные к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии – поселении, другие осужденные, подозреваемые и обвиняемые, не содержащиеся под стражей ( охраной), получают медицинскую помощь в ЛПУ по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами РФ. А поскольку отсутствует возможность получения консультации и лечения у врача ангиохирурга по месту отбывания наказания, то администрация исправительного учреждения обязана предоставить возможность Зенину С.И. своевременного лечения у врача ангиохирурга г. Белгорода.
Нахождение Зенина С.И. в безопасном месте в камере штрафного изолятора не является основанием для отказа в медицинском обследовании.
Из акта, составленного 8.04.2011 года видно, что Зенин С.И. отказался лечения, назначенного врачом неврологом и врачом фтизиатром. Врач фтизиатр назначил флюорографическое и лабораторное исследование, однако исходя из направления Зенин С.И. проходил флюорографическое обследование от 17.12.2010 года, на момент предложенного обследования еще не прошло 6 месяцев ( п.45 Порядка организации медицинской помощи, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу). Кроме того остался неопровергнутым довод Зенина С.И. о прохождении им флюорографического обследования при прибытии в колонию – поселение ФБУ ИК - 4.
Из представленных рапорта и акта не видно, что Зенин С.И. отказался от лечение после беседы, в которой в доступной форме разъяснены возможные последствия отказа от предлагаемых лечебно – диагностических мероприятий.( п. 39 вышеназванного Порядка).
Также из акта и рапорта не следует, что Зенин С.И. отказался от поездки на обследование к врачу ангиохирургу и МСЭ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявления Зенина С.И. об оспаривании действий администрации ФБУ ИК – 4 УФСИН России по Белгородской области признать частично обоснованным и удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) администрации ФБУ ИК – 4 УФСИН России по Белгородской области по не направлению Зенина С.И. на МСЭ и не оказанию Зенину С.И. своевременной медицинской помощи.
Обязать администрацию ФБУ ИК – 4 УФСИН России по Белгородской области направить Зенина С.И. на медико – социальную экспертизу и предоставить возможность обследования и лечения у врача ангиохирурга.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Алексеевский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения, путем подачи кассационной жалобы.
Судья Е.Н.Кузнецова