Дело № ... РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июля 2011 г. г. Алексеевка Белгородской области Алексеевский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего - судьи Чуприна Н.П. при секретаре Моисеевой Н.М. с участием: помощника Алексеевского межрайонного прокурора Торохова Р.П. представителей ответчиков – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»- Васильченко М.А., действующего на основании доверенности, управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Харченко А. А., действующей на основании доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» к Муниципальному образовательному учреждению Ильинская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области о понуждении к совершению действий, установил: Алексеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в образовательных и общеобразовательных учреждениях района, в результате которой установлено, что МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа не оборудована кнопкой экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации). Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, который просит суд обязать ответчиков осуществить мероприятия по оборудованию поста охраны МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа средствами экстренного вызова милиции, полагая, что отсутствие кнопки экстренного вызова милиции ( далее - КЭВМ) препятствует оперативному контролю за состоянием антитеррористической защищенности данного объекта, угрожает нарушению прав учащихся и работников, находящихся в здании школы на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.(ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму»). В судебном заседании прокурор уточнил требования, указав, какие конкретно обязательства следует возложить на каждого из ответчиков по выполнению мероприятия по оборудованию поста охраны МОУ Ильинская СОШ средствами экстренного вызова милиции, а именно: обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» запланировать на 2012 год денежные средства по оборудованию поста охраны МОУ Ильинская СОШ кнопкой экстренного вызова милиции; обязать управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» при поступлении денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МОУ Ильинская СОШ кнопкой экстренного вызова милиции; обязать МОУ Ильинская СОШ обеспечить доступ рабочих по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции. Представитель ответчика – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» -Васильченко М.А. иск не признал, пояснил, что муниципальный район «Алексеевский район и город Алексеевка» является дотационным, своих средств на оборудование КЭВМ в школьных и дошкольных учреждениях не имеет. Финансирование образовательных учреждений - школ и детских садов производится из средств местного бюджета. Из-за отсутствия средств районной программой установка КЭВМ не запланирована. Общая сумма только на установку кнопки в школах и дошкольных учреждениях района составить 49 миллионов рублей. В 2009-2010 г.г. мероприятия по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях финансировались из местного бюджета и в школах и детских садах, расположенных в г. Алексеевка, были установлены КЭВМ. На 2011 год средства на оборудование КЭВМ в школах области местным бюджетом не предусмотрены. Представитель ответчика – управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» - Харченко А. А. иск не признала. Пояснила, что, выделенные на образование местным бюджетом средства не достаточны для оборудования в МОУ Ильинская СОШ кнопки экстренного вызова милиции. При выделении средств на целевое использование по установке КЭВМ она будет установлена. Представитель ответчика МОУ Ильинская СОШ в судебное заседание не явился. Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Алексеевского межрайонного прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 октября 2009 года, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7). К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические (п. 21). Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз (п.22 ). Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (п.40). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9.12. 2010 года № 1639, в части соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Требование о необходимости установки средств тревожной сигнализации они не содержат. КЭВМ – одна из мер, направленная на быстрое оповещение (подачу сигнала) спецслужб при наличии опасности. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании и представитель истца- Торохов Р.П., пояснивший, что при установке КЭВМ в сельской местности сигнал поступает на пульт централизованного наблюдения «Сокол» в г. Белгороде, оттуда по телефонной связи в дежурную часть районного отдела внутренних дел, где данное сообщение фиксируется и принимается решение о направлении работников милиции к месту вызова. Как следует из объяснений представителя ответчика- Харченко А.А. и не оспаривается прокурором, что в МОУ Ильинская СОШ организована круглосуточная охрана, имеется телефонная связь, установлена автоматическая пожарная сигнализация, чердачные помещения закрыты, территория школы огорожена и проезд по ее территории закрыт. Указанные меры также относятся к комплексу мероприятий по антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения. Согласно Уставу МОУ Ильинская СОШ является образовательным учреждением, бюджетной, некоммерческой организацией в форме муниципального учреждения (п.1.4, 1.8). Учредителем его является муниципальный район «Алексеевский район и город Алексеевка» в лице управления образования и науки муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» (п. 1.5 Устава). Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления и является собственностью муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка». МОУ Ильинская СОШ - бюджетное учреждение, его деятельность финансируется по нормативам на одного учащегося (п.п. 5.4Устава). В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Как пояснила представитель ответчика –Управления образования и науки Харченко А.А. школы никакой деятельности, приносящей прибыль не ведут, финансирование производится только за счет средств бюджета. Следовательно, финансирование установки КЭВМ может осуществляться только за счет бюджета муниципального района (местного бюджета) и в пределах средств, выделяемых учредителю на эти цели. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов право и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) – ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. Местный бюджет утверждается муниципальным Советом Алексеевского района на каждый год и является правовым актом представительного органа местного самоуправления, что предусмотрено ст.11 Бюджетного кодекса РФ и Уставом муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области (п.п. 9,13). Суд считает, что вопросы бюджетного финансирования находятся в рамках публичного, а не гражданского права, поскольку правоотношения в этой сфере основаны на властном подчинении их субъектов (п. 3 ст.2 ГК РФ). Возможность применения гражданско-правового метода воздействия в виде возложения на администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» обязанности запланировать на 2012 год средства на оборудование поста охраны МОУ Ильинская СОШ кнопкой экстренного вызова милиции прокурором не обоснована. С учетом положений ст. 132 Конституции РФ во взаимодействии со ст. ст.10 и 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления в качестве органов законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий самостоятельны и суд не вправе вмешиваться в их деятельность. Установлено, что в целях развития межведомственного взаимодействия в организации работы по предупреждению преступлений и правонарушений на территории Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 07.07. 2006 года № 152-пп утверждена комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы, в соответствии с которой предусмотрены мероприятия по оборудованию постов охраны дошкольных, общешкольных, общеобразовательных и учебных заведений средствами экстренного вызова милиции (КТС) в сроки 2006-2012 г.г.(п. 1.4.1.10 приложения №1). Данной программой рекомендовано главам местного самоуправления муниципальных образований в области разработать и принять аналогичные программы для городов, районов, городских и сельских поселений с соответствующим финансовым обеспечением. С учетом рекомендаций указанного Постановления постановлением главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» от 24 апреля 2009 года № 447 (в ред. постановления администрации МР от 16.08. 2010 года № 908) утвержден план мероприятий по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Алексеевского района на 2009-2012 годы. Постановлением главы администрации Алексеевского района мероприятия и источники финансирования по оборудованию постов охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции не предусмотрены. Возложение обязанности на администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» запланировать на 2012 год денежные средства по оборудованию поста охраны МОУ Ильинская СОШ кнопкой экстренного вызова милиции, а на управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» при поступлении денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МОУ Ильинская СОШ кнопкой экстренного вызова милиции, на МОУ Ильинская СОШ обеспечить доступ рабочих по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции при отсутствии данных об источниках и сроках финансирования привело бы к декларативности и неисполнимости судебного решения, что противоречит нормам статей 195, 196, 198 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд решил: Иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», Муниципальному образовательному учреждению Ильинская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области о понуждении к совершению действий признать необоснованным и в его удовлетворении отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алексеевский районный суд. Судья подпись. Чуприна Н.П.