Дело № ... РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 июля 2011 г. г. Алексеевка Белгородской области Алексеевский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего - судьи Кощиенко М. Ф.; при секретаре Заярном А. М., с участием: помощника Алексеевского межрайонного прокурора Боденко А. Н., представителей ответчиков – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Евдокимовой Г. М., действующей на основании доверенности № 1951 от 10. 06.2011 года, управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Овчаренко С.Н., действующего на основании служебного положения, и Харченко А. А., действующей на основании доверенности №08-1279 от 07. 07. 2011 года, муниципального дошкольного образовательного учреждения Мухоудеровский детский сад Алексеевского района Белгородской области Харченко А. А., действующей на основании доверенности № 21 от 06.07. 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Мухоудеровский детский сад» Алексеевского района Белгородской области о понуждении к совершению действий, установил: Алексеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в образовательных и общеобразовательных учреждениях района, в результате которой установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) «Мухоудеровский детский сад» не оборудовано кнопкой экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации). Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, который просит суд обязать ответчиков осуществить мероприятия по оборудованию поста охраны МДОУ «Мухоудеровский детский сад» средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации). В обоснование своих доводов прокурор сослался на то, что отсутствие кнопки экстренного вызова милиции ( далее - КЭВМ) в МДОУ «Мухоудеровский детский сад» Алексеевского района препятствует оперативному контролю за состоянием антитеррористической защищенности данного объекта, угрожает нарушению прав воспитанников и работников, находящихся в здании детского сада на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях, что противоречит основным принципам по противодействию терроризма (ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму»). В судебном заседании прокурор иск поддержал, при этом уточнил свои требования, указав, какие конкретно обязательства следует возложить на каждого из ответчиков по выполнению мероприятия по оборудованию поста охраны МДОУ «Мухоудеровский детский сад» средствами экстренного вызова милиции, а именно: обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» запланировать на 2012 год денежные средства по оборудованию поста охраны МДОУ «Мухоудеровский детский сад» кнопкой экстренного вызова милиции; обязать управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» при поступлении денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МДОУ «Мухоудеровский детский сад» кнопкой экстренного вызова милиции; обязать МДОУ «Мухоудеровский детский сад» обеспечить доступ рабочих по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции. Представитель ответчика – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» - Евдокимова Г. М. иск не признала, пояснила, что муниципальный район «Алексеевский район и город Алексеевка» является дотационным, своих средств на оборудование КЭВМ в дошкольных учреждениях не имеет. Мухоудеровский детский сад финансируется только из средств местного бюджета. Из-за отсутствия средств районной программой установка КЭВМ не запланирована. В 2009-2010 г.г. мероприятия по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях финансировались из местного бюджета и в школах и детских садах, расположенных в г. Алексеевка, были установлены КЭВМ. На 2011 год средства на оборудование КЭВМ в детских садах местным бюджетом не предусмотрены. Местный бюджет формируется в соответствии с бюджетным законодательством. Работа над бюджетом на 2012 год начнется с сентября текущего года. Представители ответчика – управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» - Овчаренко С. Н. и Харченко А. А. иск не признали, просили суд в иске отказать. В обоснование своих возражений начальник управления Овчаренко С. Н. пояснил, что, выделенные на образование местным бюджетом средства не достаточны для оборудования в МДОУ «Мухоудеровский детский сад» кнопки экстренного вызова милиции. При выделении средств на целевое использование по установке КЭВМ она будет установлена. Иные меры по антитеррористической и противокриминальной защищенности МДОУ «Мухоудеровский детский сад» выполнены: территория детского сада огорожена, проезд по его территории запрещен, чердачные помещения закрыты, установлен круглосуточный пост охраны, имеется телефонная связь. К сентябрю 2011 года в детском саду будет установлена АПС (автоматическая пожарная сигнализация). Представитель ответчика МДОУ «Мухоудеровский детский сад» – Харченко А. А. с иском не согласна, пояснила, что учредителем средства на установку КТС не выделены, внебюджетных средств учреждение не имеет. Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Алексеевского межрайонного прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7). К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические (п. 21). Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз (п.22 ). Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (п.40). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9.12. 2010 года № 1639, в части соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Требование о необходимости установки средств тревожной сигнализации они не содержат. Из показаний свидетеля Нарожной Н. И., старшего инспектора юридического отделения Управления МЧС по Белгородской области, следует, что КЭВМ обеспечивает вызов и прибытие спецслужб к месту их вызова быстрее, чем телефонная связь. Специалист Бабуцких В. В. пояснил, что при установке КЭВМ в сельской местности сигнал поступает на пульт централизованного наблюдения «Сокол» в г. Белгороде, оттуда по телефонной связи в дежурную часть районного отдела внутренних дел, где данное сообщение фиксируется и принимается решение о направлении работников милиции к месту вызова. Кнопка экстренного вызова милиции может быть установлена наряду с автоматической пожарной сигнализацией. Из указанных объяснений видно, что КЭВМ – одна из мер, направленная на быстрое оповещение (подачу сигнала) спецслужб при наличии опасности. Объяснениями представителей ответчиков, что прокурором не оспаривалось, подтверждается, что в МДОУ «Мухоудеровский детский сад» организована круглосуточная охрана, имеется телефонная связь, проводятся работы по установке автоматической пожарной сигнализации, чердачные помещения закрыты, территория детского сада огорожена и проезд по ее территории закрыт. Указанные меры также относятся к комплексу мероприятий по антитеррористической защищенности детского дошкольного учреждения. Согласно Уставу Мухоудеровский детский сад является дошкольным образовательным учреждением, некоммерческой организацией в форме муниципального учреждения (п.1.5). Учредителем его является муниципальный район «Алексеевский район и город Алексеевка» в лице управления образования и науки муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» (п. 1.2 Устава). Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления и является собственностью муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка». МДОУ «Мухоудеровский детский сад» - бюджетное учреждение, его деятельность финансируется по нормативам на одного ребенка, установленным в бюджете, на основании договора между учреждением и учредителем (п.п. 7.1,7.3 Устава). В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Как следует из объяснений представителей ответчиков Мухоудеровский детский сад своих средств не имеет. Следовательно, финансирование установки КЭВМ может осуществляться только за счет бюджета муниципального района (местного бюджета) и в пределах средств, выделяемых учредителю на эти цели. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов право и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) – ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. Местный бюджет утверждается муниципальным Советом Алексеевского района на каждый год и является правовым актом представительного органа местного самоуправления, что предусмотрено ст.11 Бюджетного кодекса РФ и Уставом муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области (п.п. 9,13). Суд считает, что вопросы бюджетного финансирования находятся в рамках публичного, а не гражданского права, поскольку правоотношения в этой сфере основаны на властном подчинении их субъектов (п. 3 ст.2 ГК РФ). Возможность применения гражданско-правового метода воздействия в виде возложения на администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» обязанности запланировать на 2012 год средства на оборудование поста охраны МДОУ «Мухоудеровский детский сад» кнопкой экстренного вызова милиции прокурором не обоснована. С учетом положений ст. 132 Конституции РФ во взаимодействии со ст. ст.10 и 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления в качестве органов законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий самостоятельны и суд не вправе вмешиваться в их деятельность. Установлено, что в целях развития межведомственного взаимодействия в организации работы по предупреждению преступлений и правонарушений на территории Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 07.07. 2006 года № 152-пп утверждена комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы, в соответствии с которой предусмотрены мероприятия по оборудованию постов охраны дошкольных, общешкольных, общеобразовательных и учебных заведений средствами экстренного вызова милиции (КТС) в сроки 2006-2012 г.г.(п. 1.4.1.10 приложения №1). Данной программой рекомендовано главам местного самоуправления муниципальных образований в области разработать и принять аналогичные программы для городов, районов, городских и сельских поселений с соответствующим финансовым обеспечением. С учетом рекомендаций указанного Постановления постановлением главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» от 24 апреля 2009 года № 447 (в ред. постановления администрации МР от 16.08. 2010 года № 908) утвержден план мероприятий по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Алексеевского района на 2009-2012 годы. Постановлением главы администрации Алексеевского района мероприятия и источники финансирования по оборудованию постов охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции не предусмотрены. Возложение обязанности на администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» запланировать на 2012 год денежные средства по оборудованию поста охраны МДОУ «Мухоудеровский детский сад» кнопкой экстренного вызова милиции, а на управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» при поступлении денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МДОУ «Мухоудеровский детский сад» кнопкой экстренного вызова милиции, на МДОУ «Мухоудеровский детский сад» обеспечить доступ рабочих по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции при отсутствии данных об источниках и сроках финансирования привело бы к декларативности и неисполнимости судебного решения, что противоречит требованиям статей 195, 196, 198 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд решил: Иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Мухоудеровский детский сад» Алексеевского района Белгородской области о понуждении к совершению действий признать необоснованным и отклонить. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алексеевский районный суд. Судья М. Ф. Кощиенко