Дело № ... ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Алексеевка Белгородской области 21 июля 2011 года Алексеевский районный суд Белгородской области в составе: Председательствующего судьи Рыжих А.И. при секретаре Петренко Ю.И., с участием представителя истца – старшего помощника Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Долгополова С.В., представителей ответчика – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Башлай Ю.Н. действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года и Евдокимовой Г.М. – действующей на основании доверенности от 10.06.2011 года, представителя ответчика – Управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Харлановой О.А., действующей на основании доверенности от 18.07.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, Управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «Теплинская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Алексеевской межрайонной прокуратурой Белгородской области проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства образовательных и общеобразовательных учреждений района, в результате которой установлено, что муниципальное образовательное учреждение «Теплинская основная общеобразовательная школа» не оборудовано кнопкой экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации). Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просившего суд обязать ответчиков осуществить мероприятия по оборудованию поста охраны МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации). В обоснование исковых требований прокурор сослался на то, что отсутствие кнопки экстренного вызова милиции в МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» Алексеевского района препятствует оперативному контролю за состоянием антитеррористической защищенности данного объекта, угрожает нарушению прав воспитанников и работников, находящихся в здании школы на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях, что противоречит основным принципам по противодействию терроризма (ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму»). В судебном заседании представитель истца – старший помощник Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Долгополов С.В. исковые требования поддержал и уточнил: просил суд обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области инициировать включение в бюджет на 2012 год денежные средства по оборудованию поста охраны МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» кнопкой экстренного вызова наряда милиции; обязать Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области после поступления денежных средств на расчетный счет заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» кнопкой экстренного вызова наряда милиции; обязать МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» обеспечить доступ рабочих для оборудования поста охраны кнопкой экстренного вызова наряда милиции. Представители ответчика – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Башлай Ю.Н. и Евдокимова Г.М иск не признали и просили в удовлетворении исковых требований отказать. Евдокимова Г.М., которая занимает должность начальника управления финансов и бюджетной политики администрации Алексеевского района, дополнительно пояснила, что Алексеевский район является дотационным, денежные средства из областного бюджета на эти цели не выделены, а собственных средств у района нет. Бюджет муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» утвержден решением Совета депутатов Алексеевского района и г. Алексеевки. Произвольно вносить изменения в бюджет нельзя, т.к. это является нарушением бюджетного законодательства. Все средства расходуются по назначению. Чтобы установить тревожную кнопку во всех школах района нужно внести изменения в местный бюджет и перераспределить денежные средства средств за счет других получателей бюджетных средств. А в этом случае будет нарушено бюджетное законодательство. Без финансирования останутся другие значимые статьи расходов. Представитель ответчика – Управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Харланова О.А. иск не признала и просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика – МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия. Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в ред. от 03.05.2011 года, правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7). К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические (п. 21). Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз (п.22). Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (п.40). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2010 года № 1639, в части соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Требование о необходимости установки средств тревожной сигнализации они не содержат. Объяснениями представителей ответчиков подтверждается и не оспаривается представителем истца, что в МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» организована круглосуточная охрана, имеется телефонная связь, установлена автоматическая пожарная сигнализация, чердачные помещения закрыты, территория школы огорожена, проезд по ее территории закрыт. Указанные меры также относятся к комплексу мероприятий по антитеррористической защищенности учреждения. Подключение АПС (автоматической пожарной сигнализации) к пульту Единой дежурной диспетчерской службы «ЕДДС-01» входит в комплекс мероприятий по инженерно-технической защите, позволит своевременно реагировать на чрезвычайные ситуации и является мерой экстренного вызова специальных служб альтернативной кнопке тревожной сигнализации, подключенной на пульт централизованной охраны ФГУП «Охрана» МВД России по Белгородской области. Согласно Устава МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа», данное учреждение является бюджетной некоммерческой организацией (п.1.8), учредителем которого выступает администрация муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области в лице Управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области (п.1.5). Имущество закрепляется на праве оперативного управления и является собственностью администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью и ЖКХ. МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением, поскольку его финансирование осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося. В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой в пределах доверенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета, лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Из материалов дела следует, что МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» своих денежных средств не имеет, платные услуги не оказывает, предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельностью не занимается. Следовательно, финансирование установки кнопки экстренного вызова милиции (кнопки тревожной сигнализации) может осуществляться только за счет бюджета муниципального района (местного бюджета) и в пределах средств, выделяемых учредителю на эти цели. Судом установлено, что в целях развития межведомственного взаимодействия в организации работы по предупреждению преступлений и правонарушений на территории Белгородской области, Постановлением Правительства Белгородской области № 152-пп от 07.07.2006 года утверждена комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы, в соответствии с которой предусмотрены мероприятия по оборудованию постов охраны дошкольных, общешкольных, общеобразовательных и учебных заведений средствами экстренного вызова милиции (пп.1.4, 1.10 приложения № 1). Срок выполнения указанной программы не истек. Данной программой рекомендовано главам местного самоуправления муниципальных образований в области разработать и принять аналогичные программы для городов, районов, городских и сельских поселений с соответствующим финансовым обеспечением. С учетом вышеуказанных рекомендаций, постановлением главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области № 447 от 24.04.2009 года (в ред. постановления администрации МР № 908 от 16.08.2010 года) утвержден План мероприятий по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Алексеевского района на 2009-2012 годы. Постановлением главы администрации Алексеевского района мероприятия и источники финансирования по оборудованию постов охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции не предусмотрены. Доводы прокурора о том, что Постановлением Правительства Белгородской области предусмотрены мероприятия по оборудованию постов охраны дошкольных, общешкольных, общеобразовательных и учебных заведений средствами экстренного вызова милиции, а ответчик администрация не принимают мер к установлению этой кнопки, что противоречит закону, не основаны на материалах дела. Постановлением Правительства Белгородской области № 152 – пп от 07.07.2006 года рекомендовано главам местного самоуправления муниципальных образований в области разработать и принять аналогичные программы для городов, районов, городских и сельских поселений с соответствующим финансовым обеспечением. Данное постановление не обязывает глав администрации принять аналогичные постановления. Постановление главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области № 447 от 24.04.2009 года (в ред. постановления администрации МР № 908 от 16.08.2010 года) никем не оспорено, не изменено и не отменено. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов право и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) – ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. Местный бюджет утверждается муниципальным Советом Алексеевского района на каждый год и является правовым актом представительного органа местного самоуправления, что предусмотрено ст.11 Бюджетного кодекса РФ и Уставом муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области (п.п. 9,13). Суд считает, что вопросы бюджетного финансирования находятся в рамках публичного, а не гражданского права, поскольку правоотношения в этой сфере основаны на властном подчинении их субъектов (п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд не может обязать внести изменения в бюджет района. В этом случае будет нарушено бюджетное законодательство. Без финансирования могут остаться другие значимые статьи расходов. Суд не может принять решение об обеспечении одних прав граждан за счет нарушения закона и ущемления других получателей бюджетных средств, деятельность которых также направлена, в итоге, на обеспечение иных прав и свобод граждан. С учетом положений ст. 132 Конституции Российской Федерации во взаимодействии со ст. ст. 10, 12 Конституции РФ, предусматривающих, что органы местного самоуправления в качестве органов законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий самостоятельны, и суд не вправе вмешиваться в их деятельность. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что применение гражданско-правового метода воздействия в виде возложения судом обязанности на администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области запланировать на 2012 год денежные средства по оборудованию поста охраны МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» кнопкой экстренного вызова милиции, на Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области при поступлении денежных средств обязанности заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» кнопкой экстренного вызова милиции, и на МОУ «Теплинская основная общеобразовательная школа» обеспечить доступ рабочих по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции, при отсутствии данных об источниках и сроках финансирования привело бы к декларативности и неисполнимости судебного решения, что противоречит требованиям статей 195, 196, 198 ГПК РФ. В соответствии с требованиями, изложенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при его исполнении. Из ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что судебное разбирательство, охватывает также стадию исполнения окончательных и обязательных судебных решений. В данном случае, требования прокурора заявлены таким образом, что неясно каким образом, и могут ли вообще эти требования в итоге быть исполнены, т.к. их реальное исполнение невозможно. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, Управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «Теплинская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий признать необоснованным и в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Алексеевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья подпись Рыжих А.И.