2011/09/19/Решение по гражданскому делу/г210/2/



Дело № ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алексеевка 19 сентября 2011 года

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего - судьи Кощиенко М. Ф.;

при секретаре Заярном А. М.,

с участием истца Жмыхова В. А., представителя третьего лица – ФКУ ИК№4 УФСИН по Белгородской области Шатохина Д. В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жмыхова ФИО8 к Открытому акционерному обществу «Страховая группа МСК» о взыскании страхового возмещения, штрафа по договору обязательного страхования,

установил:

Жмыхов В. А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В соответствии с ФЗ от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" он подлежит обязательному государственному страхованию. В рамках исполнения данного закона на период с 1 января по 31 декабря 2009 года Федеральной Службой исполнения наказаний был заключен Государственный контракт № ... от 24.12. 2008 года по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников Учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ЗАО "Страховая группа Спасские ворота". С апреля 2011 года ЗАО «Страховая группа Спасские ворота» присоединилась к ОАО «Страховая группа МСК». На 2010 год аналогичный контракт был заключен с ООО "Страховая Компания "Согаз-Жизнь". 14 декабря 2009 года при исполнении служебных обязанностей Жмыхов получил травму руки, отнесенному к легкому увечью.

Дело инициировано иском Жмыхова В. А., который просит взыскать с ОАО «Страховая группа МСК»- правопреемника ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» страховое возмещение в размере <данные изъяты> и штраф в размере <данные изъяты> за 123 дня просрочки за период с 05.03.2011года и по день составления искового заявления.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что при исполнении служебных обязанностей 14.12.2009 года он получил травму правой руки и в период с 14 декабря 2009 года по 18 февраля 2010 года проходил амбулаторное лечение у врача-травматолога Алексеевской центральной районной больницы. По заключению Белгородской военно-врачебной комиссии ФБУ ЦМСР УФСИН России по Курской области и в соответствии с разделом 2 (Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года №855) полученная им травма относится к легкому увечью (травме). Полагает, что у него возникло право на получение страхового возмещения в размере 5 окладов денежного содержания, что составляет <данные изъяты>. 03 февраля 2011 года истец направил заявление и пакет документов для выплаты страхового возмещения в адрес ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», которые были получены страховщиком 17.02. 2011 года. 04 марта 2011 года он получил отказ от данной страховой компании в связи с тем, что срок действия контракта закончился 31 декабря 2009 года, а обращение последовало только в 2011 году. Истец считает данный отказ незаконным, так как травма им была получена в период действия государственного контракта, заключенного с ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота». Просит взыскать с ответчика штраф в размере <данные изъяты> за 123 дня просрочки за период с 05.03.2011 года (предельная дата, когда страховая компания должна была произвести выплату страховой суммы) и по 06.07 2011 года(день составления искового заявления).

В судебном заседании истец поддержал свои требования в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Страховая группа МСК» для участия в суд явился. В письменных возражениях на иск, поступивших на электронный адрес суда, представитель ответчика Слепова Е. М., ссылаясь на пункт 9.8 Государственного контракта № ... от 24.12. 2008 года, указывает, что случай признается страховым, если он был заявлен в период действия данного контракта. Однако заявление от истца поступило после окончания государственного контракта, поэтому оснований для осуществления ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» страховой выплаты не имелось. Полагает, что между сторонами имеется спор о праве, поэтому штраф может быть начислен только с момента неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения.

Представитель третьего лица - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Белгородской области Шатохин Д. В. поддержал исковые требования Жмыхова, полагая, что страховое возмещение истцу должна выплатить страховая компания, с которой был заключен Государственный контракт на момент получения истцом травмы, то есть, ответчик как правопреемник ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».

Представитель третьего лица ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на иск указал, что страховой случай следует считать наступившим в период действия договора страхования с ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота».

Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Белгородской области, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования Жмыхова обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

24 декабря 2008 года между Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) и ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" был заключен Государственный контракт № ... обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - Государственный контракт № ... от 24.12.2008 г.).

Указанный государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года (ред. от 11.06.2008 г.) N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-13 (ред. от 11.06.2008 г.) договор страхования заключается в письменной форме на один календарный год. Правоотношения между страхователем и страховщиком возникают после заключения договора страхования.

Согласно условиям Государственного контракта № ... от 24.12.2008 г. ЗАО Страховая группа "Спасские ворота" обязалось оказывать услуги по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в течение 2009 года.

Пунктом 16.1 указанного государственного контракта был определен срок его действия: с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года (включительно).

В соответствии с пунктом 9.8 Государственного контракта № ... от 24.12.2008 г. ответственность Страховщика по выплате страховых сумм распространялась на страховые случаи, заявленные ему (о наступлении которых Страховщику стало известно) со дня вступления в силу и по день окончания срока действия настоящего контракта. Ответственность Страховщика действует в течение срока исковой давности с даты события, по которому заявлено требование о возмещении ущерба, при условии, что оно произошло в период действия договора страхования.

Как следует из материалов дела 14 января 2010 года ФСИН России был заключен Государственный контракт N 10 обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ООО "Страховая компания "Согаз-Жизнь".

Согласно справке № ... от 28.07. 2011 года истец Жмыхов с 08 августа 2008 года по настоящее время проходит службу в качестве сотрудника в Федеральном казенном учреждении исправительная колония № ... Управления Федеральной службы исполнения наказания по Белгородской области (л.д.74).

Служебной проверкой установлен факт получения истцом 14 декабря 2009 года травмы при исполнении служебных обязанностей, что подтверждается заключением от 28 сентября 2010 года (л.д. 64-66).

Согласно справке об обстоятельствах страхового случая от 03 февраля 2011 года, установлено, что Жмыхов 14 декабря 2009 года получил легкое увечье - травму: закрытый перелом правой локтевой кости при исполнении служебных обязанностей (л.д.13).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года (ред. от 11.06.2008 г.) N 52-ФЗ получение застрахованным лицом в период прохождения службы легкого увечья является страховым случаем.

Согласно разделу 2 Перечня увечий, относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и уголовно-исполнительной системы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 г. N 855, к легким увечьям относятся, в частности, закрытые переломы локтевой кости.

В силу частей 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03. 1998 года (ред. от 11.06.2008 г.) № 52-ФЗ размер страховой суммы определяется в отношении сотрудника уголовно-исполнительной системы исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой штатной должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, составляющих оклад месячного денежного содержания. При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы. В случае получения застрахованным лицом в период военной службы легкого увечья, ему выплачивается 5 окладов денежного содержания.

Из справки об обстоятельствах страхового случая, справки ИК №4 о размере денежного содержания Жмыхова В. А. от 03 февраля 2011 года следует, что на период получения увечья в 2009 году размер должностного оклада истца составлял 3 355 рублей, оклад по специальному званию - 2 202 рубля.

Таким образом, истец, как застрахованное лицо имеет право в связи с наступлением вышеуказанного страхового случая получить от страховщика страховое возмещение в размере 27785 рублей (3 355 руб. + 2 202 руб.) x 5).

Из материалов дела и объяснений истца следует, что первоначально им были направлены документы для осуществления страховой выплаты в ООО «Страховая компания «Согаз-Жизнь».

Однако, ООО "Страховая компания "Согаз-Жизнь" письмом от 28 декабря 2010 года возвратило документы и отказало в выплате страхового возмещения, мотивируя свой отказ тем, что страховой случай с истцом произошел 14 декабря 2009 года, то есть, до действия государственного контракта с данной страховой компанией и оснований для осуществления страховой выплаты нет (л.д.11).

03 февраля 2011 года документы для принятия решения о выплате страхового возмещения истцу были направлены в ЗАО Страховая группа "Спасские ворота".

Письмом от 22 февраля 2011 года № ... ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" возвратило Жмыхову документы без рассмотрения в связи с тем, что Государственным контрактом № ... была предусмотрена обязанность Страховщика производить выплаты по страховым случаям, о которых в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» было письменно заявлено до 31 декабря 2009 года (включительно). Поскольку документы поступили после окончания срока действия Государственного контракта, у ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» отсутствуют законные основания для страховой выплаты.

Суд считает, что ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" необоснованно отказало в выплате Жмыхову страхового возмещения.

Единственным основанием для осуществления страховой выплаты сотруднику уголовно-исполнительной системы является наступление страхового случая, предусмотренного законодательством об обязательном страховании сотрудников УИС (то есть дата наступления страхового случая). При этом данный страховой случай должен произойти с сотрудником уголовно-исполнительной системы в течение срока действия договора страхования.

Ссылки ответчика об отсутствии у них оснований к осуществлению выплаты Жмыхову страхового возмещения, исходя из п. 9.8 государственного контракта N 568 юр/08, распространяющего ответственность страховщика лишь на страховые случаи, о которых ему стало известно в период действия контракта, не основаны на законе. Данное условие контракта противоречит началам страхового дела в Российской Федерации.

Статья 10 ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" устанавливает основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы.

Оснований, указанных в Законе и позволяющих освободить ответчика от выплаты страхового возмещения, в ходе рассмотрения дела не выявлено.

Доводы ответчика о том, что страховой случай наступил после 31.12.2009 года, в связи с предоставлением документов в 2011 году, не может быть признан обоснованным, так как основан на неверном толковании норм материального права, поскольку страховым случаем является факт причинения вреда жизни или здоровью застрахованного лица.

Судом установлено, что датой получения травмы и как следствие датой наступления страхового случая является 14 декабря 2009 года, то есть, в период действия договора страхования № ... с ЗАО "СГ "Спасские ворота".

Предоставление документов для решения вопроса о производстве выплаты страховой суммы после истечения срока действия договора страхования действующим законодательством в качестве основания для отказа в такой выплате не предусмотрено.

Страховой случай следует считать наступившим в период действия договора страхования с ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", что является основанием для возложения на правопреемника ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" – ОАО «Страховая группа МСК» обязанности выплаты страхового возмещения. Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что 08.04. 2011 года ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Страховая группа МСК».

Судом установлено, что документы о выплате страхового возмещения поступили в ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" 17 февраля 2011 года, что подтверждается отметкой о регистрации заявления Жмыхова и приложенных к нему документов, вх. № ... (л.д.13-18).

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.03. 1998 года (ред. от 11.06.2008 г.) №52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента суммы за каждый день просрочки.

Таким образом, не позднее 05 марта 2011 года ЗАО "Страховая Группа "Спасские ворота" обязано было произвести выплату страхового возмещения истцу.

Поэтому за период с 05 марта 2011 года ответчик должен истцу уплатить штраф. Истец просил о взыскании суммы штрафа по 06 июля 2011 года (л.д. 6). Таким образом, за период с 05 марта 2011 года по 06 июля 2011 года время просрочки составило 123 дня. Сумма штрафа за этот период составит <данные изъяты> (<данные изъяты>. (1% от суммы страхового возмещения) x 123 дней (просрочки).

Суд считает, что размер штрафа, подлежащего уплате, не соответствует последствиям неисполнения денежного обязательства. В связи с чем, на основании ст. 333 ГК РФ суд считает возможным уменьшить размер штрафа за несвоевременную выплату страхового возмещения до 10 000 рублей, при этом учитывая размер самого страхового возмещения, период просрочки и конкретные обстоятельства дела.

Ответчик не признает за собой обязанность произвести выплаты истцу, то есть, фактически, считает себя ненадлежащим ответчиком. Спора же о праве истца на получение выплаты и о размере выплат нет, поэтому оснований для его освобождения от штрафа суд не находит.

Неисполнение судебного решения за пределами установленного законом срока в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4. 11. 1950 г. и статьи 1 Протокола к указанной Конвенции будет являться вмешательством в реализацию права истца беспрепятственно пользоваться своим имуществом, каковым является присужденная судом денежная сумма.

Для обеспечения прав истца в случае неисполнения решения в течение двух месяцев с момента предъявления исполнительного листа взыскателем для исполнения следует произвести начисление и взыскание процентов в размере учетной ставки банковского процента, составляющего согласно Указанию Центрального Банка РФ от 29 апреля 2011 года № 2618-У 8,25 % годовых, на остаток суммы задолженности со дня предъявления исполнительного листа до дня исполнения решения.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Жмыхова ФИО9 о взыскании страхового возмещения, штрафа признать обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Страховая группа МСК» в пользу Жмыхова ФИО10 сумму страхового возмещения в размере <данные изъяты> и штраф в размере <данные изъяты>, а всего в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Страховая группа МСК» в бюджет муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области государственную пошлину в размере 1 333 (одна тысяча триста тридцать три) руб. 55 коп.

При неисполнении решения в течение 2-х месяцев с момента предъявления исполнительного листа взыскателем для исполнения производить начисление и взыскание процентов в размере учетной ставки банковского процента, составляющего 8,25% годовых, на остаток суммы задолженности со дня предъявлений исполнительного листа до дня исполнения решения.

В удовлетворении требований о взыскании штрафа в размере <данные изъяты>. Жмыхову В. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Алексеевский районный суд.

Судья: М. Ф. Кощиенко