Дело № ... РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 сентября 2011 г. г. Алексеевка Белгородской области Алексеевский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего - судьи Кощиенко М. Ф.; при секретаре Заярном А. М., с участием: помощника Алексеевского межрайонного прокурора Боденко А. Н., представителей ответчиков – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Двулучанской С. В., действующей на основании доверенности № 12 от 11.01. 2011 года, управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» и муниципального образовательного учреждения « Мухоудеровская средняя общеобразовательная школа» Харлановой О. А., действующей на основании доверенностей № 15-1Б от 09.08. 2011 года и от 29. 08. 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», муниципальному образовательному учреждению «Мухоудеровская средняя общеобразовательная школа» Алексеевского района Белгородской области о понуждении к совершению действий, установил: Алексеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в образовательных и общеобразовательных учреждениях района, в результате которой установлено, что муниципальное образовательное учреждение (МОУ) «Мухоудеровская средняя общеобразовательная школа» (Мухоудеровская СОШ) не оборудовано кнопкой экстренного вызова милиции. Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, который, уточнив требования, просит суд обязать администрацию муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» инициировать включение в бюджет 2012 года финансирование работ по оборудованию поста охраны кнопкой экстренного вызова милиции в МОУ « Мухоудеровская СОШ»; обязать управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» при поступлении денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МОУ « Мухоудеровская СОШ» кнопкой экстренного вызова милиции; обязать МОУ «Мухоудеровская СОШ» обеспечить доступ рабочих по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции. В судебном заседании прокурор иск поддержал, пояснил, что инициировать включение в бюджет 2012 года финансирование работ по оборудованию поста охраны кнопкой экстренного вызова милиции - это значит, что администрация муниципального района при подготовке бюджета на 2012 год должна внести в проект бюджета суммы, необходимые для оборудования дошкольного учреждения КВЭМ, и вынести их на обсуждение Муниципального совета Алексеевского района. Представитель ответчика – администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» - Двулучанская С. В. иск не признала, пояснила, что муниципальный район «Алексеевский район и город Алексеевка» является дотационным, своих средств на оборудование КЭВМ в сельских образовательных учреждениях не имеется. Мухоудеровская СОШ финансируется только из средств местного бюджета. Из-за отсутствия средств районной программой установка КЭВМ не запланирована, правовых оснований для включения в проект бюджета статьи расхода на установку КЭВМ в Мухоудеровской СОШ нет. Представитель ответчиков – управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» и МОУ «Мухоудеровская СОШ» Харланова О. А. иск не признала. В обоснование своих возражений пояснила, что, выделенные на образование местным бюджетом средства не достаточны для оборудования в МОУ «Мухоудеровская СОШ» кнопки экстренного вызова милиции. При выделении средств на целевое использование по установке КЭВМ она будет установлена без судебного решения, поскольку Управление образования и науки может использовать денежные средства, поступающие на его счет исключительно в целях, на которые они выделяются. В Мухоудеровской СОШ выполнены иные меры по антитеррористической и противокриминальной защищенности: территория школы огорожена, проезд постороннего транспорта по территории школы запрещен, установлен круглосуточный пост охраны, имеется телефонная связь. Школа оборудована автоматической пожарной сигнализацией. С учениками регулярно проводятся учебные мероприятия по экстренной эвакуации. Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Алексеевского межрайонного прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7). К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические (п. 21). Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз (п.22 ). Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (п.40). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9.12. 2010 года № ..., в части соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Требование о необходимости установки средств тревожной сигнализации они не содержат. Объяснениями представителей ответчиков, что прокурором не оспаривалось, подтверждается, что в МОУ «Мухоудеровская СОШ» организована круглосуточная охрана, имеется телефонная связь, установлена автоматическая пожарная сигнализация, территория школы огорожена и проезд по ее территории закрыт. Указанные меры относятся к комплексу мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Согласно Устава МОУ «Мухоудеровская СОШ» является бюджетной некоммерческой организацией (п.1.8), учредителем которого выступает администрация муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» в лице управления образования и науки муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» (п. 1.5 Устава). Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления и является собственностью муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка». МОУ «Мухоудеровская СОШ» является бюджетным учреждением, его финансирование осуществляется на основе государственных (в том числе, ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Как следует из объяснений представителей ответчиков МОУ «Мухоудеровская СОШ» своих средств не имеет, платные услуги не оказывает, предпринимательской и иной, приносящей доход деятельностью, не занимается. Следовательно, финансирование установки КЭВМ может осуществляться только за счет бюджета муниципального района (местного бюджета) и в пределах средств, выделяемых учредителю на эти цели. Судом установлено, что в целях развития межведомственного взаимодействия в организации работы по предупреждению преступлений и правонарушений на территории Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 07.07. 2006 года № ...-пп утверждена комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы, в соответствии с которой предусмотрены мероприятия по оборудованию постов охраны дошкольных, общешкольных, общеобразовательных и учебных заведений средствами экстренного вызова милиции (КТС) в сроки 2006-2012 г.г. (п. 1.4.1.10 приложения №1). Срок выполнения указанной программы не истек. Данной программой главам местного самоуправления муниципальных образований в области лишь рекомендовано разработать и принять аналогичные программы для городов, районов, городских и сельских поселений с соответствующим финансовым обеспечением. С учетом указанных рекомендаций Постановлением главы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» от 24 апреля 2009 года № ... (в ред. постановления администрации МР от 16.08. 2010 года № 908) утвержден План мероприятий по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Алексеевского района на 2009-2012 годы. Постановлением главы администрации Алексеевского района мероприятия и источники финансирования по оборудованию постов охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции не предусмотрены. Данное Постановление никем, в том числе, прокурором, не оспорено, не отменено и не изменено. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов право и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) – ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. Согласно Устава муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» проект бюджета составляется администрацией Алексеевского района в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами Муниципального совета Алексеевского района (п.п.1,2 Главы 4). Проект местного бюджета вносится в Муниципальный совет Алексеевского района. Одновременно с ним в Муниципальный совет представляются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, законом Белгородской области и муниципальными правовыми актами (п.3 Главы 4 Устава). Местный бюджет утверждается муниципальным Советом Алексеевского района на каждый год и является правовым актом представительного органа местного самоуправления, что предусмотрено ст.11 Бюджетного кодекса РФ и Уставом муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области (п.п. 9,13). Прокурором не указан нормативно-правовой акт, в котором была бы закреплена обязанность муниципального образования обеспечить оборудование постов охраны дошкольных, общеобразовательных учебных заведений средствами экстренного вызова милиции. Суд считает, что вопросы как формирования бюджета, так и бюджетного финансирования находятся в рамках публичного, а не гражданского права, поскольку правоотношения в этой сфере основаны на властном подчинении их субъектов (п. 3 ст.2 ГК РФ). С учетом положений ст. 132 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. ст.10 и 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления в качестве органов законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий самостоятельны и суд не вправе вмешиваться в их деятельность, связанную с формированием бюджета и распределением бюджетных средств. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что применение гражданско-правового метода воздействия в виде возложения судом обязанности на администрацию муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» обязанности инициировать включение в бюджет 2012 года финансирование работ по оборудованию поста охраны МОУ «Мухоудеровская СОШ» кнопкой экстренного вызова милиции, а на управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» при поступлении денежных средств заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны МОУ «Мухоудеровская СОШ» кнопкой экстренного вызова милиции, на МОУ «Мухоудеровская СОШ» обеспечить доступ рабочих по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции, при отсутствии данных об источниках и сроках финансирования привело бы к декларативности и неисполнимости судебного решения, что противоречит требованиям статей 195, 196, 198 ГПК РФ. Кроме того, требования к управлению образования и науки и образовательному учреждению заявлены под условием выделения денежных средств, не свидетельствуют о наличии спора и не связаны с требованием к администрации муниципального района инициировать включение в местный бюджет 2012 года финансирование работ по оборудованию поста охраны кнопкой экстренного вызова милиции. Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд решил: Иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», муниципальному образовательному учреждению «Мухоудеровская средняя общеобразовательная школа» Алексеевского района Белгородской области о понуждении к совершению действий признать необоснованным и отклонить. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Алексеевский районный суд. Судья М. Ф. Кощиенко