2011/10/10/Решение по гражданскому делу/г210/42/



Дело № ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2011 года г. Алексеевка Белгородской области

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.

при секретаре Литовкиной Г.И.,

с участием представителя истца – помощника Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Коротких В.Н., представителя ответчика – главы администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – Хорхординой Н.В., действующей на основании постановления земского собрания № 1 от 16 января 2008 года и устава от 6 июля 2007 года в ред. от 17.02.2011 года, специалиста Танцура В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании незаконными действий ( бездействия) и понуждении к совершению действий по ликвидации свалки твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

5 сентября 2011 года проверкой, проведенной Алексеевской межрайонной прокуратурой совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Алексеевском районе по коллективной жалобе жителей с. Ильинка Алексеевского района Белродской области установлено, что на территории Ильинского сельского поселения расположена свалка твердых бытовых отходов на расстоянии менее 300 метров от жилых домов.

Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, который, ссылаясь на нарушение ответчиком природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, просил суд признать незаконными действия администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области по устройству и эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на западной окраине с. <...> Алексеевского района Белгородской области менее чем в 300 метрах от ближайших жилых домов; запретить ее эксплуатацию с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на западной окраине с. <...> Алексеевского района Белгородской области менее чем в 300 метрах от жилых домов, в срок до 01.04. 2012 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в пользу федерального бюджета.

Определением Алексеевского районного суда Белгородской области от 10 октября 2011 года производство по делу в части исковых требований Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о понуждении к совершению действий в виде запрета эксплуатации свалки твердых бытовых отходов прекращено в связи с отказом истца от части исковых требований.

В судебном заседании представитель истца – помощник Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Коротких В.Н. остальные исковые требования поддержал и уточнил: просил суд признать незаконными действия администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области по устройству и эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на западной окраине с. Ильинка Алексеевского района Белгородской области менее чем в 300 метрах от ближайших жилых домов в связи с нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать администрацию Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на западной окраине с. Ильинка Алексеевского района Белгородской области менее чем в 300 метрах от жилых домов, в срок до 01.07.2012 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в пользу бюджета муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка».

Представитель ответчика – глава администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Хорхордина Н.В. уточненные исковые требования Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области признала частично, только в части требований о понуждении к совершению действий по ликвидации свалки, суду пояснила, что в соответствии с действующим на момент организации свалки законодательством, в 2004 году, минимальное расстояние свалки до ближайших жилых домов устанавливалось в 300 метров. Это условие было выполнено. Свалка расположена в месте, отведенном для этих целей постановлением главы местного самоуправления Алексеевского района и г. Алексеевки Белгородской области № ... от 26.09.2004 года, и числится в реестре муниципальной собственности Ильинского сельского поселения. Расстояние до свалки сократилось после постройки жилых домов. Договор на вывоз твердых бытовых отходов на свалку заключен с ООО «СпецЭкоТранс», а организация и содержание свалки входит в компетенцию администрации Ильинского сельского поселения.С исковыми требованиями о ликвидации свалки в срок до 01 июля 2012 года согласна, так как жители села жалуются, свалка будет ликвидирована в указанный срок после поступления денежных средств из бюджета.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста – главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Белгородской области в Алексеевском районе Танцура В.В. показал, что земельный участок был отведен для размещения свалки твердых бытовых отходов (сокращенно - ТБО ) в с. Ильинка до принятия новых Санитарных норм и правил. По состоянию на день внеплановой проверки 5 сентября 2011 года был произведен замер расстояния от границы свалки до ближайших жилых домов в с. <...> Алексеевского района Белгородской области, и оказалось, что свалка твердых бытовых отходов расположена на расстоянии менее 300 метров от жилых домов, т.е. с нарушением п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», что является основанием для ликвидации свалки.

Выслушав объяснения сторон и показания специалиста, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает уточненные исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ( в ред. от 18.07.2011 года), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011 года) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 18.07.2011 года) также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, помимо прочего, обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.

Подпунтом 20 пункта 1 статьи 8 устава Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области от 6 июля 2007 года в ред. от 17.02.2011 года также предусмотрено, что сельское поселение решает вопросы организации сбора и вывоза отходов и мусора.

Из выписки из реестра муниципальной собственности от 05.09.2011 года № ... и объяснений представителя ответчика следует, что свалка твердых бытовых отходов числится в реестре муниципальной собственности Ильинского сельского поселения.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 18.07.2011 года) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела и показаний специалиста Танцура В.В. усматривается, что на момент проверки, проведенной 5 сентября 2011 года Алексеевской межрайонной прокуратурой совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора по Белгородской области в Алексеевском районе по коллективной жалобе жителей с. <...>, расположение места организации свалки от жилых домов составляет менее 300 метров, что является нарушением п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В связи с чем, неисполнение администрацией требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика в части непринятия должных мер к ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на западной окраине с. <...> Алексеевского района Белгородской области менее чем в 300 метрах от жилых домов, и в соответствии со ст. 206 ГПК РФ возлагает на ответчика обязанность по ликвидации данной свалки в срок до 01 июля 2012 года с последующей организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в другое место.

Исковые требования прокурора в части признания незаконными действий ответчика по устройству и эксплуатации свалки твердых бытовых отходов необоснованны и удовлетворению не подлежат, так как данная свалка ТБО является санкционированной, расположена в соответствии с ситуационным планом на основании постановления главы местного самоуправления Алексеевского района и города Алексеевка Белгородской области от 26 сентября 2004 года № ... «О предоставлении земельного участка администрации Ильинского сельского округа для организации мусоросвалки», и на момент предоставления земельного участка площадью 0,6 га в границах, указанных в кадастровом плане, размещение свалки не нарушало требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Данное постановление органа местного самоуправления никем не оспорено и не отменено.

Оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика в пользу бюджета муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» не имеется.

В соответствии с п.4 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 9, 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, поскольку обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании незаконными действий (бездействия) и понуждении к совершению действий по ликвидации свалки твердых бытовых отходов признать частично обоснованными и удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на западной окраине с. <...> Алексеевского района Белгородской области на расстоянии менее 300 метров от жилых домов, в срок до 01 июля 2012 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании незаконными действий по устройству и эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, взыскании государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Алексеевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 12 октября 2011 года.

СУДЬЯ СЛЕПЦОВА Е.Н.