Дело № ... ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 января 2012 г. г. Алексеевка Белгородской области Алексеевский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего - судьи Кощиенко М. Ф.; при секретаре Заярном А. М., с участием: ст. помощника Алексеевского межрайонного прокурора Коротких В. Н., представителя истца – муниципального образования - муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Лещенко В. В., действующего на основании доверенности № 1417 от 10.05. 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области к Закрытому акционерному обществу «Сахарный Комбинат «Алексеевский» г. Алексеевка Белгородской области о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, установил: ЗАО «СК «Алексеевский» занимается переработкой сахарной свеклы. В период с 27.10. 2011 года по 09.11. 2011 года Алексеевской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Белгородской области проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства, регламентирующих размещение и утилизацию отходов производства, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах муниципального образования - муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» и с учетом уточнений, в интересах неопределенного круга лиц (л.д. 26), который просит взыскать с ЗАО «СК «Алексеевский» в пользу муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» <данные изъяты> в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде вследствие захламления почвы отходами производства. В обоснование требований ссылается на то, что ответчик в период с 25 по 26 октября 2011 года складировал 50 тонн свекловичного жома, относящегося к отходам 5 класса опасности, на земельном участке, площадью 600 кв. м, расположенном на окраине юго-восточной части города Алексеевка Белгородской области на землях сельскохозяйственного назначения, которые находятся в фонде перераспределения земель Алексеевского района Белгородской области, чем допустил захламление указанного земельного участка. Разрешение на использование данного земельного участка ответчик не имел. В возражениях на иск (л.д. 23) ответчик ссылается на то, что иск, заявленный прокурором, подведомственен арбитражному суду, а потому производство по делу подлежит прекращению. В объяснениях по иску ответчик указывает, что прокурором не представлено доказательств факта ухудшения состояния почвы, исследование почвы как до момента попадания на нее жома, так и после, не проводилось. Лицо, допустившее захламление земельного участка, не установлено, так как не было установлено, что жом вывезен именно сотрудниками ответчика по указанию руководства. Земельный участок как объект недвижимого имущества не существует, он не сформирован в результате кадастровых работ, не поставлен на кадастровый учет, права на него не зарегистрированы в едином реестре прав на недвижимое имущество. Не представлено доказательств наличия причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившим вредом, так как не установлен ни причинитель вреда, ни вред. Расчет размера ущерба основан на предположениях. Жом не взвешивался, площадь захламления – не измерялась. В судебном заседании прокурор иск поддержал. Представитель администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Лещенко В. В., иск поддержал и пояснил, что вся территория района разделена на кадастровые кварталы, в которые входят различные земельные участки. Земельный участок, на который ответчик самовольно складировал жом, находится в кадастровом квартале № ... в границах земель сельскохозяйственного назначения АО «Нива», которые в 2005 году в связи с ликвидацией АО «Нива», на основании Постановления главы местного самоуправления № ... от 29 июня 2005 года, были зачислены в фонд перераспределения земель района. Данная земля является государственной, в собственность никому не передана, правом ее распоряжения в соответствии с земельным законодательством наделены органы муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области. Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В судебном заседании 27 декабря 2011 года представитель ответчика Плетнева С. С. иск не признала, доводы, изложенные в объяснениях, поддержала. Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Алексеевского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 42 Конституции РФ провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01. 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса, иная растительность, земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 земельного кодекса РФ). Согласно ст. 42 Федерального закона от 10.01. 2002 года № 7-ФЗ – сельскохозяйственные организации, осуществляющие производству, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. ЗАО «Сахарный Комбинат «Алексеевский» занимается переработкой сельскохозяйственной продукции – сахарной свеклы, в результате чего имеются отходы в виде свекловичного жома. Данный факт ответчиком не оспаривается. Ст. 51 Федерального закона от 10.01. 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления в том числе, в недра и на почву. Отходы производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Федерального закона от 10.01. 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Согласно ст. 77 названного закона – юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе, в результате ее загрязнения, иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Из представленных суду документов (кадастрового плана территории, постановления главы администрации Алексеевского района Белгородской области № ... от 17 сентября 1992 года «По предоставлению земель в собственность акционерному обществу «Нива», постановления главы местного самоуправления Алексеевского района и города Алексеевки Белгородской области № ... от 29 июня 2005 года «О зачислении земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных сельхозпредприятиям, в фонд перераспределения земель района»), объяснений представителя администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Лещенко В. В., начальника управления земельными ресурсами комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, следует, что свекловичный жом был складирован на государственных землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения земель Алексеевского района. Создание фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено ст. 80 Земельного кодекса РФ. Он создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Хотя на земельный участок, на котором был складирован жом, отсутствует государственная регистрация права собственности, это не является основанием для использования его не по целевому назначению и без разрешения физическими и юридическим лицами. В соответствии со ст.3 ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»- отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Законом Белгородской области от 31.12. 2003 года (ред. от 18.09. 2007) «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области могут использоваться только в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе, приводить к загрязнению, захламлению земель, иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Суд приходит к выводу, что ответчиком при осуществлении своей деятельности были допущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды: произведен сброс отходов производства – свекловичного жома – на почву (что запрещено ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»), произведено захламление земель сельскохозяйственного назначения. Ответственность за захламление почвы наступает не зависимо от ухудшения ее состояния. Поэтому доводы ответчика о том, что исследование почвы на месте складирования жома не проводилось, не имеют правового значения. Факт сброса отходов производства в виде свекловичного жома, площадь земельного участка и объем жома установлены актом проверки соблюдения законодательства от 09 ноября 2011 года, с которым согласился генеральный директор предприятия ЗАО «СК «Алексеевский» (л.д. 5-6). При проведении проверки и составлении акта присутствовали должностные лица ЗАО «СК «Алексеевский», которые были согласны с содержанием акта. Из указанного акта следует, что на момент проверки 27.10. 2011 года было установлено, что жом свекловичный в количестве 50 тонн был складирован ЗАО «СК «Алексеевский» на участке, площадью 600 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала, указанного на приложенной к акту схеме (кадастровый квартал № ..., л. д. 10). Из показаний свидетеля Г. следует, что она выезжала 09 ноября 2011 года вместе с работником прокуратуры и должностными лицами ЗАО «СК «Алексеевский» на участок, где на почве был складирован жом. Заместитель генерального директора предприятия З. и инженер по охране окружающей среды С. выезжали на участок по указанию генерального директора Н.. Площадь участка устанавливалась путем обхода, объем жома – по количеству высыпанных куч жома каждым автомобилем. Всего на участке находилось 12-13 куч жома, тоннаж автомобилей, привозивших жом на осматриваемый участок, составлял 5-6 тонн. Объем жома был усреднен до 50 тонн, чтобы не превысить массу вывезенных отходов. Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № ... (в ред. Приказа МПР РФ от 30.07. 2003 № ...) жом свекловичный отнесен к 5 классу опасности. Компенсация вреда исчислена по формуле в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2010 года № .... Вред исчислен за несанкционированное размещение отходов производства и потребления (п.п. «б» п. 2 Методики). Согласно расчетам размер вреда, причиненного ответчиком окружающей среде вследствие захламления почвы отходами производства, равен <данные изъяты> (л.д. 12). Указанная сумма подлежит зачислению в бюджет муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области ( ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ). Доводы ответчика о том, что иск прокурора подведомственен арбитражному суду, не основаны на законе. В силу ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, возникающие из экологических правоотношений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований. Иск прокурором заявлен в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц, данный спор вытекает из экологических правоотношений и не носит экономического характера, а потому подведомствен суду общей юрисдикции и оснований для прекращения производства нет. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, Налоговым кодексом РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 6400 руб. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 235 ГПК РФ, суд решил: Иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования - муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области к Закрытому акционерному обществу «СК «Алексеевский» г. Алексеевка Белгородской области о возмещении вреда, причиненного окружающей среде признать обоснованным и удовлетворить. Взыскать с Закрытого акционерного общества «СК «Алексеевский» г. Алексеевка Белгородской области в бюджет муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области компенсацию вреда, причиненного окружающей среде захламлением почвы отходами производства, в сумме <данные изъяты> рублей и государственную пошлину в размере <данные изъяты> с перечислением денежных средств на счет <данные изъяты>. Ответчик - Закрытое акционерное общество «СК «Алексеевский» г. Алексеевка Белгородской области вправе подать в Алексеевский районный суд Белгородской области заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи жалобы через Алексеевский районный суд Белгородской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья М. Ф. Кощиенко