2011/04/20 Решение по гражданскому делу /г204/30/



Дело № ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Алексеевка

Белгородской области 20 апреля 2011 года

Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Рыжих А.И.,

при секретаре Петренко Ю.И.,

с участием истицы Нестеренко В.Г., ее представителя – Павленко Г.Н., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 11.03.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестеренко В.Г. к Ланговой Г.Г., Шамрай Л.Г., Чередниченко З.Г. о признании принявшей наследство и признании права собственности на земельный пай в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Г. принадлежит земельная доля, площадью сельхозугодий всего 7,72 га, расположенная в границах СПК <данные изъяты> Алексеевского района Белгородской области. 28.10.1995 года Г. умерла. Указанная земельная доля входит в состав наследственного имущества. Завещания она не оставила. Истица и ответчики являются наследниками первой очереди по закону после смерти матери. Ответчики в установленном законом порядке заявили об отказе от причитающейся им доли в наследстве. Нотариусом Алексеевского нотариального округа Белгородской области Вишневецкой С.Ю. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанный земельный пай, поскольку в списке претендентов при распределении земельных участков по колхозу им. Гагарина, утвержденным Постановлением Главы администрации Алексеевского района от 1992 года неверно указано отчество матери. Другие документы, подтверждающие ее право собственности на спорную земельную долю, отсутствуют.

Дело инициировано иском Нестеренко В.Г., которая просит признать ее принявшей наследство после смерти матери и признать за ней в порядке наследования по закону право собственности на земельный пай, расположенный в границах СПК <данные изъяты>.

В судебном заседании истица Нестеренко В.Г. и ее представитель исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Ответчики Ланговая Г.Г., Шамрай Л.Г., Чередниченко З.Г. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия. Иск Нестеренко В.Г. признают.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав истца, ее представителя, суд признает иск Нестеренко В.Г. обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Главы администрации Алексеевского района от июня 1992 года № 233 между членами АО им. Гагарина было распределено 6785 га земель, предоставленных в собственность для ведения сельскохозяйственного производства. Из списка претендентов на земельный пай видно, что под № ... значится Г., <данные изъяты>. На основании Постановления от 03.02.1995 года № 143 членам АО им. Гагарина были выданы свидетельства на право собственности на доли.

Из объяснений истицы следует, что в данном списке по каким-то причинам неверно указали отчество матери: вместо «Федоровна» указано «Филлиповна». О наличии земельного пай она не знала, поскольку мама умерла 28.10.1995 года, не успев получить свидетельство на право собственности на землю. Лишь в 2008 году узнала, что за матерью значится земельная доля. Однако не могла воспользоваться правом наследника для оформления пая из-за неправильности написания отчества матери.

Факт неправильности написания отчества Г. подтверждается письменными доказательствами. Так, по сведениям администрации <данные изъяты> сельского поселения Алексеевского района, выданным на основании похозяйственной книги, Г. и Г., <данные изъяты> является одно и тоже лицо, а именно Г.. По сведениям ООО «Советское», именно за Г. закреплен земельный пай, площадью 7, 72 га, в т.ч. пашни – 5, 11 га.

Таким образом, в списке претендентов на земельные паи по колхозу им Гагарина от 1992 года под № ... следует считать Г., 1911 года рождения.

Г. умерла 28.10.1995 года, что подтверждается свидетельством о смерти. После ее смерти открылось наследство на принадлежавшее ей на день смерти имущество, в т.ч. на указанную земельную долю.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим наследникам в соответствии с завещанием или законом.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч.1 ст.1112 ГК РФ).

Статья 1181 ГК РФ устанавливает, что принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специально разрешение не требуется.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или закону.

Данных, подтверждающих, что Г. оставила завещание, суду не представлено. Следовательно, наследование осуществляется по закону.

Наследниками первой очереди по закону после смерти Г., согласно ст. 532 ГК РСФСР, действовавшей на момент открытия наследства, являются ее дочери Нестеренко В.Г. (истица) и Ланговая Г.Г., Шамрай Л.Г., Чередниченко З.Г. (ответчики), что подтверждается свидетельствами о рождении.

Других наследников не имеется.

Статьей 546 ГК РСФСР, действовавшей на момент смерти наследодателя, установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Аналогичная норма закона содержится в ст. ст. 1153, 1154 ГК РФ.

Из материалов наследственного дела, предоставленного нотариусом Вишневецкой С.Ю. видно, что Нестеренко В.Г. в установленном законом порядке приняла наследство после смерти матери. Ланговая Г.Г., Шамрай Л.Г. и Чередниченко З.Г. не претендуют на долю в наследственном имуществе после смерти матери, о чем имеются их письменные заявления, поданные в соответствии со ст. ст. 1157 ГК РФ. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельную долю, расположенную в СПК <данные изъяты> ей отказано в связи с тем, что в написании отчества умершей имеются противоречия.

Поскольку истица приняла наследство после смерти матери, подав соответствующее заявление, то нет необходимости в признании ее принявшей наследство. За истицей следует признать право собственности на земельную долю в порядке наследования по закону после смерти Г.

Иск Нестеренко В.Г. удовлетворен. На взыскании понесенных судебных расходов с ответчиков она не настаивает.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Нестеренко В.Г. к Ланговой Г.Г., Шамрай Л.Г., Чередниченко З.Г. о признании принявшей наследство и признании права собственности на земельный пай в порядке наследования признать обоснованным и удовлетворить частично.

Признать за Нестеренко В.Г., <данные изъяты> право собственности в порядке наследования по закону после смерти матери Г., умершей 28 октября 1995 года, на наследственное имущество - земельную долю, кадастровый номер № ...), площадью сельхозугодий всего 7,72 га, в т.ч. пашни – 5,11 га, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенную в границах СПК <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Алексеевский районный суд.

Судья: подпись А.И. Рыжих