Дело № 2-689/10 ... РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Александров «12» июля 2010 г. Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Чернявской И.Н. с участием прокурора Фетисова А.А. при секретаре Шишкиной Д.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александрове гражданское дело по иску Александровского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Китеж» и обществу с ограниченной ответственностью «Мидас» о признании незаконной деятельности по проведению стимулирующей лотереи и запрете осуществления указанной деятельности, УСТАНОВИЛ: Александровский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лица к обществу с ограниченной ответственностью «Китеж» (далее - ООО Китеж), о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр в игровом зале, расположенном по адресу: ..., и обязании ООО «Китеж» прекратить указанную деятельность, обратив решение суда в этой части к немедленному исполнению. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено несоблюдение и нарушение требований Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) ООО «Китеж», которое на основании договора комиссии от Дата обезличенаг., агентского договора от Дата обезличенаг., заключенных с ООО «Мидас», и договора аренды оборудования от Дата обезличенаг., заключенного с ООО «...», в игровом зале, расположенном по вышеуказанному адресу, на Номер обезличен лотерейных терминалах марок Номер обезличенНомер обезличен и Номер обезличенНомер обезличен, фактически являющимися игровыми, под видом стимулирующей лотереи «...», осуществляет деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр, вне игорной зоны на территории России и при отсутствии разрешения на ее проведение. Нарушение ООО «Китеж», которое в силу вышеуказанных договоров наделено вытекающими из них правами и обязанностями, установленных законом ограничений данной деятельности в целях зашиты нравственности, прав и законных интересов граждан, затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В ходе судебных разбирательств прокурор уточнил заявленные требования в дополнении к исковому заявлению, указав в нем в качестве второго ответчика общество с ограниченной ответственностью «Мидас» (далее - ООО «Мидас), ранее привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, также просил признать незаконной осуществляемую им деятельность по организации и проведению азартных игр в вышеуказанном игровом зале, обязать прекратить ее, обратив решение суда в этой части к немедленному исполнению. В судебном заседании помощник Александровского городского прокурора Фетисов А. А. требования вновь уточнил, и, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении и дополнении к нему, окончательно просил признать незаконной деятельность ООО «Китеж» и ООО «Мидас» по проведению стимулирующей лотереи «...» в игровом зале, расположенном по адресу: ..., и обязать прекратить указанную деятельность. Дополнительно пояснил, что под прикрытием продажи лотерейных билетов лотереи «...», а также карт, предоставляющих доступ к так называемым интеллектуальным услугам неопределенного вида, вносимые участником денежные средства переводятся в баллы и вносятся в автомат с помощью ключа, после чего участник осуществляет игру, самостоятельно устанавливая количество игровых линий и ставку. Призовой фонд формируется не за счет средств организатора, а за счет средств участников, выигрыш и его структура определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса оборудования, без участия организатора стимулирующей лотереи, которые не знает и не может знать, сколько выиграет конкретный участник. Выигранные участником на оборудовании призовые очки переводятся в рубли, которые получает участник. Само по себе отсутствие купюроприемника в терминалах не свидетельствует о том, что оборудование является лотерейным. В представленном ответчиками заключении специалиста не приведено исследование процесса работы программы оборудования, кроме того, в соответствии со ст.55 ГПК РФ заключение специалиста не может рассматриваться как доказательство. Представитель ответчиков - ООО «Китеж» и ООО «Мидас» Сарайкина Е.А., действующая по доверенности от Дата обезличена г., сроком на один год, иск не признала, полностью поддержав возражения, изложенные ранее в письменном отзыве. Пояснила, что ООО «Китеж» осуществляет деятельность по распространению Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «...», реализации услуг (товаров) и проведению розыгрыша стимулирующей лотереи «...» в лотерейных клубах на основании договора комиссии и агентского договора, заключенных с ООО «Мидас». Стимулирующая лотерея «...» проводится на основании выписки из государственного реестра в период времени с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» и ее условиями, утвержденными ФНС России. Право на участие в лотерее «...» не связано с внесением платы, в связи с чем отсутствуют такие признаки азартной игры как риск и ставка. Начисленные потенциальному участнику стимулирующей лотереи призовые баллы дают возможность принять участие в розыгрыше призового фонда, а набор оператором клуба цифрового кода на лотерейном терминале, по сути, является запуском самой программы лотерейного терминала. Проведение стимулирующей лотереи осуществляется ООО «Китеж» с применением лотерейного оборудования сертифицированного и оборудованного лотерейными программами. Их электронные платы, исходя из анализа принципов функционирования и аппаратного устройства, согласно заключению специалиста Номер обезличен от Дата обезличенаг., классифицированы как лотерейное оборудование. Выигрыш, получаемый при использовании лотерейного оборудования, не является материальным. Таким образом, деятельность ООО «Китеж» и ООО «Мидас» не подпадает под признаки деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр. Представитель ответчика - ООО «Китеж» Герасименко Д.А., действующий по доверенности от Дата обезличенаг. сроком до Дата обезличена года, письменный отзыв и объяснения в суде представителя Сарайкиной Е.А. полностью поддержал. Представитель третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Номер обезличен по ..., извещенной о времени и месте судебного заседания, в него не явился. В поступившем в суд письменном отзыве заявленные прокурором исковые требования поддержал, ссылаясь на нарушение ответчиками тех же правовых норм Закона № 244-ФЗ и несоответствия осуществляемой деятельности Закону № 138-ФЗ. Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан определены Федеральным законом от 26.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ( в ред. ФЗ от 24.07.2009 № 211-ФЗ) (далее - Закон № 244-ФЗ). Согласно ст. 2 указанного Закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами. Исходя из положений п.п.1, 3-8, 10, 13,18 ст. 4 данного закона, азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; игорная зона - часть территории Российской федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом; разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием, в том числе игровых автоматов; игровой автомат -игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр и исключительно в игорных заведениях при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Как следует из положений ст. 9 указанного закона, игорные зоны созданы на территориях следующих субъектов Российской Федерации: ... (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации). В силу п.п.7, 8 ст. 16 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01 июля 2007 года решение о запрете, начиная с указанного периода на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений). Закон Владимирской области от 10.10.2006г. № 137-ФЗ-ОЗ о признании утратившими силу Закона Владимирской области от 11.01.2006г. № 3-ОЗ «Об организации и размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области» и Закона Владимирской области от 27.04.2006г. № 46-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Об организации и размещении игорных заведений и игровых автоматов на территории Владимирской области» сохранил свое действие. Таким образом, с 1 июля 2007 года на территории Владимирской области деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена и является незаконной. Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории РФ, обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в проведении лотерей, определяет Федеральный закон от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 138-ФЗ). Исходя из положений п.1,2,3.4, 6,9,11,12,15 ст. 2 данного закона, лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (п.1); выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши; организатор лотереи - в том числе, имеющее местонахождение в РФ и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо, которое проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору; проведение лотереи -осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, распространение лотерейных билетов и заключение договором с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ, заключившее договор с организатором лотереи на проведение от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства; участник лотереи - лицо, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с организатором лотереи договора; выручка от проведения лотереи - денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов конкретной лотереи; лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами; лотерейная ставка - оплаченная игровая комбинация. Как следует из положений ч.ч.1-3 ст.3 Закона № 138-ФЗ, виды лотереи, проводимой на территории РФ, определяются в зависимости от способа ее проведения и формирования призового фонда, организатора лотереи, территории и технологии ее проведения. Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется, на тиражную, бестиражную и комбинированную. Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей. Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи ее участник может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Лотерея также подразделяется в зависимости от способа формирования ее призового фонда, в том числе на стимулирующую лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. В силу ст.6 Закона № 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю соответствующим уполномоченным органом на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения. В соответствии со ст. 7 приведенного закона право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае направления уведомления о ее проведении в соответствующий уполномоченный орган с приложением необходимых документов, срок ее проведения не может превышать двенадцать месяцев. В силу ч.1 и п.6 ч.2 ст. 9 указанного закона, условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором и включают в себя, в том числе порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей. Согласно ч.1 ст.16 Закона № 138-ФЗ договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. В соответствии со ст.17 названного закона призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи и используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи. В силу ч.ч.1,ст.18 Закона № 138-ФЗ для розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи организатором создается тиражная комиссия, которой осуществляется проведение розыгрыша призового фонда тиража тиражной лотереи и подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража. При этом в лотерейном оборудовании не должны содержаться скрытые алгоритмы (в том числе исходные тексты компьютерных программ), информационные массивы, узлы или агрегаты, недоступные для инспектирования или тестирования со стороны органов, осуществляющих контроль за проведением лотерей. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат розыгрыша призового фонда тиражной лотереи до начала такого розыгрыша. Результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша. Согласно ст.19 приведенного закона розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; сопоставления выявленной участников бестиражной лотереи указанной информации, с условиями бестиражной лотереи. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша. Как установлено судом в ходе рассмотрения заявленных требований, согласно свидетельствам серии Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен общество с ограниченной ответственностью «Китеж», юридический адрес: ..., строение Номер обезличен, Дата обезличенаг. поставлено на учет в Межрайонной ИФНС ФИО10 Номер обезличен по ... и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно решению общего собрания участников ООО «Китеж» Номер обезличен от Дата обезличенаг. утверждены устав и учредительный договор общества, директором назначен ФИО5 Из имеющихся в материалах дела свидетельств серии Номер обезличен, Номер обезличен следует, что общество с ограниченной ответственностью «Мидас», юридический адрес: ..., Дата обезличенаг. поставлено на учет в Инспекции ФНС Номер обезличен по ... и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц. На основании решения Номер обезличен единственного участника ООО «Мидас» от Дата обезличенаг., приказа ООО «Мидас» от Дата обезличенаг., в том числе утверждена новая редакция устава ООО «Мидас», генеральным директором назначена ФИО6 Из имеющегося в материалах дела разрешения Федеральной налоговой службы от Дата обезличенаг. Номер обезличен, сроком действия с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. видно, что ООО «Мидас» разрешается проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «...» государственный регистрационный номер Номер обезличен на территории РФ. Порядок проведения вышеуказанной лотереи регулируются условиями ее проведения, утвержденными генеральным директором ООО «Мидас» Дата обезличенаг. Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из государственного реестра всероссийских лотерей, стимулирующая лотерея «...», зарегистрированная на территории РФ в период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., государственный регистрационный знак Номер обезличен, проводимая ООО «Мидас» включена в Государственный реестр всероссийских лотерей. Согласно уведомлению о проведении стимулирующей лотереи Номер обезличенот Дата обезличенаг., организатор - ООО «Мидас» уведомляет ФНС о проведении в срок с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. на территории Российской Федерации тиражной, без выпуска лотерейных билетов стимулирующей лотереи «...». Согласно договору от Дата обезличенаг. ООО «...» предоставляет ООО «Китеж» в аренду помещение площадью Номер обезличен кв.м. по адресу: ..., сроком на один год. Дата обезличенаг. между ООО «...» и ООО «Китеж» заключен договор аренды лотерейного оборудования сроком действия до Дата обезличенаг., в соответствии с актом приема-передачи к которому ООО «Китеж» передано Номер обезличен лотерейных терминалов: Номер обезличен марки «Номер обезличен» и Номер обезличен марки «Номер обезличен». Факт передачи данного оборудования от ООО «...» к ООО «Китеж» подтверждается актом приема-передачи от Дата обезличенаг., а также протоколом МИФНС ФИО10 Номер обезличен от Дата обезличенаг., из которого следует, что в помещении по адресу ..., установлено Номер обезличен аппарата для проведения стимулирующей лотереи. В соответствии с договором комиссии от Дата обезличенаг., заключенным между ООО «Мидас» и ООО «Китеж» организатор (ООО «Мидас») поручает, а распространитель (ООО «Китеж») принимает на себя обязательства по распространению лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «...», проводимой на основании разрешения ФНС РФ государственный регистрационный номер Номер обезличен, разрешение от Дата обезличенаг. Номер обезличен, среди участников лотереи, приему лотерейных ставок, выплате, передаче или предоставлении выигрышей. По условиям агентского договора б/н от Дата обезличенаг. (п.1.1), ООО «Мидас» (Принципал) поручает, а ООО «Китеж» (Агент) берет на себя обязательство совершать от своего имени, на за счет Принципала, указанные в п.2.1 договора действия, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги. В соответствии с п.п.2.1-2.2 вышеуказанного агентского договора, Агент обязуется реализовывать (продавать) товар, принадлежащий Принципалу, и проводить от его имени стимулирующую лотерею «...», регистрационный Номер обезличен в государственном реестре всероссийских стимулирующих лотерей, в том числе проводить розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи, выплачивать выигрыши по ним выигрыши в соответствии с условиями проведения стимулирующей лотереи и положениями настоящего договора. Товаром по договору понимается карта оплаты доступа и услуг. Карта оплаты - средство, позволяющее абоненту и (или) пользователю использовать информационную систему организатора, идентифицировав абонента им (или) пользователя для Организатора как плательщиков. Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Розыгрыш призов стимулирующей лотереи проводится на лотерейном оборудовании, принадлежащим агенту на основании договора аренды б/н от Дата обезличенаг. с ООО «...». Агент обязан проводить лотерею в точном соответствии с условиями стимулирующей лотереи. Из содержания условий данной тиражной стимулирующей лотереи, утвержденных генеральным директором ООО «Мидас», следует, что в ней могут принимать участие дееспособные физические лица, являющиеся гражданами РФ либо имеющие регистрацию на территории РФ, проживающие на территории РФ. Для того, чтобы стать участником стимулирующей лотереи потенциальному участнику необходимо оплатить товар, с реализацией которого связано проведение лотереи, и предъявить организатору лотереи в месте оплаты товара чек или иной унифицированный документ, подтверждающий оплату товара, после чего потенциальный участник будет зарегистрирован в качестве участника стимулирующей лотереи и участвовать в розыгрыше тиража призового фонда, предшествующем дате подачи заявки. Потенциальный участник, отвечающий установленным настоящими условиями требованиям, вправе подать заявку на участие в стимулирующей лотерее неограниченное количество раз в зависимости от количества совершенных оплат товар (услуги). Каждая заявка учитывается организатором стимулирующей лотереи в реестре участников тиража стимулирующей лотереи. Размер призового фонда разыгрываемого в пределах тиража доводится до участников стимулирующей лотереи до проведения соответствующего розыгрыша. Средства призового фонда тиража стимулирующей лотереи разыгрываются организатором стимулирующей лотереи полностью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд. Для розыгрыша призового фонда организатором стимулирующей лотереи создается тиражная комиссия, которая осуществляет проведение розыгрыша призового фонда тиража, подтверждает результаты проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража. Розыгрыш тиража призового фонда стимулирующей лотереи проводится единовременно между всеми участниками тиража, ежедневно, с использованием лотерейного оборудования. Алгоритм определения выигрышей основан на принципе случайного определения выигрышей, то есть выигравшие участники стимулирующей лотереи и подлежащие выплате выигрыши определяются в случайном порядке при помощи лотерейного оборудования. Результаты розыгрыша призового фонда лотереи публикуются организатором стимулирующей лотереи в СМИ в течение десяти дней со дня проведения каждого розыгрыша. Между тем, несмотря на формальное наличие предусмотренных Законом № 138-ФЗ вышеуказанных документов в материалах дела и у ответчиков, суд приходит к выводу о том, что осуществляемая ими деятельность не соответствует указанному закону. Как установлено судом и не оспаривалось представителями ответчиков, при приобретении гражданином безвыигрышного билета Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «...» стоимостью Номер обезличен рублей в зале ООО «Китеж» он может стать участником стимулирующей лотереи «...» с бонусом Номер обезличен очков. Указанная сумма вносится оператором в лотерейный терминал и в дальнейшем играющий может их приумножить. В случае, если сумма выигрыша превышает первоначальные Номер обезличен очков как минимум в Номер обезличен раза, играющий приобретает право получить выигрыш в кассе, получив денежные средства на сумму, равную количеству очков (в соотношении 1:1). Участие в стимулирующей лотерее возможно и без покупки лотерейного билета лотереи «...», для чего посетителю необходимо заполнить карточку участника клуба, приобретя на внесенные в кассу деньги товар-карту доступа к информационным услугам. В зависимости от суммы внесенных денежных средств участник получает право на стимулирующие очки ... В случае выигрыша участник получает его по расходному ордеру в кассе при предъявлении паспорта. Выигрыш в стимулирующей лотерее определяется лотерейным терминалом, без участия оператора. Управление работой программы пользователем осуществляется путем нажатия кнопки «...» лотерейного терминала. После этого программа активирует процесс перебора комбинаций, после чего происходит выдача суммарного числового значения выигрыша, отображение его в числовом виде. В качестве демонстрации результата на экране появляются сочетания графических изображений. Как усматривается из вышеприведенных правовых норм, Закон № 138-ФЗ не содержит каких-либо требований к участникам лотереи, в отличии от Закона № 244-ФЗ в ч.2 ст.7 которого указано, что посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Вышеприведенные условия проведения стимулирующей лотереи «...» также содержат требования к ее участникам, которыми могут быть дееспособные физические лица, каковыми в силу ст.21 ГК РФ являются лица, достигшие совершеннолетия, то есть восемнадцатилетнего возраста. «Карта оплаты», предусмотренная агентским договором, в отличие от лотерейного билета, иного документа или способа лотереи, удостоверяет право не на участие в лотерее, а на доступ к каким-то неопределенным, не имеющим какой-либо сопоставимой стоимости, информационным услугам общего неконкретного характера. Ссылку представителей ответчиков на имеющее в материалах дела заключение специалиста Центра независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий Номер обезличен от Дата обезличенаг., о том, что лотерейное оборудование, используемое ООО «Китеж», не является игровым оборудованием, т.к. не имеет устройства для приема и выдачи денежных знаков, а выигрыш, не является материальным, суд находит несостоятельной. Общие требования к порядку проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за соответствием игровых автоматов с денежным выигрышем утвержденному типу установлены Правилами проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденных Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22 (далее - Правила). В силу положений раздела 3 данных Правил игровой автомат - игровое оборудование, используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования без участия организатора азартных игр или его работников ( в ред. Приказа Минпромэнерго РФ от 22.02.2008г. № 68); игровая программа - средство, обеспечивающее совокупность ответных действий игрового автомата, обусловленных действиями игрока; игра - последовательность происходящих между началом и окончанием игры событий, включающих в себя действия игрока в рамках правил игры и ответные действия игрового автомата, обусловленные игровой программой; результат игры - результат взаимодействия в процессе игры игрока и игрового автомата, возникающий после окончания игры, выраженных либо в рублях, либо в средствах, их заменяющих; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организаторами азартной игры. В соответствии с абзацем 8 письма Министерства финансов РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличен, изданным по вопросу определения требований, предъявляемым к лотерейному оборудованию, а также усиления контроля за проведением всероссийских стимулирующих лотерей, игровой автомат без устройства для приема и выдачи денежных знаков, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом. Таким образом, в силу положений Закона № 244-ФЗ, вышеуказанных Правил и письма наличие устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, не является характеристикой игрового оборудования. Оценивая вышеуказанное заключение специалиста, составленное Главным экспертом Центра независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий, суд исходит из того, что оно не является консультацией специалиста, данной в порядке, предусмотренном ст.188 ГПК РФ, а составившее его лицо, не обладает процессуальным статусом специалиста. Очевидно, что названный документ не может рассматриваться и как заключение эксперта согласно ст.86 ГПК РФ. Частью 1 ст.55 ГПК РФ установлен закрытый перечень источников доказательств в гражданском процессе, к которым относятся объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Поскольку вышеприведенное заключение специалиста не является ни письменным доказательством, ни заключением эксперта, оно не может быть признано допустимым доказательством и положено в основу решения по делу. При таких обстоятельствах, исходя из принципа работы лотерейных терминалов, используемых ООО «Китеж», суд приходит к выводу о том, что фактически они являются игровым оборудованием, а размер выигрыша определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпус такого оборудования, без участия организатора или его работников. Судом также установлено, что участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании, так как они в дальнейшем обеспечивают ему получение денежного выигрыша. Соответственно, участник заинтересован в приобретении на денежные средства лотерейных билетов, чтобы в дальнейшем в результате игры увеличить количество призовых очков и как следствие получить на руки денежный выигрыш. В связи с этим, выигрыш не является не материальным, а договор между участником стимулирующей лотереи и организатором - безвозмездным, как это предусмотрено Законом № 138-ФЗ. Представленные ответчиком в материалы дела Номер обезличен протокола заседания тиражной комиссии от Дата обезличена, также не соответствуют как требованиям федерального законодательства, так и условиям проведения стимулирующей лотереи. Данные протоколы содержат указание на состоявшийся розыгрыш призового фонда лотереи, на общую сумму разыгранного тиража, на проведение розыгрыша в соответствии с действующим законодательством и условиями проведения стимулирующей лотереи «...», на отсутствие нарушений в процессе проведения розыгрыша, однако из них не видно каким образом установлена сумма призового фонда, не усматриваются результаты проведения тиража, количество выигрышей, отсутствует официальная таблица его результатов. Кроме четырех вышеуказанных, остальные протоколы тиражной комиссии после каждого розыгрыша призового фонда с текущими показателями в материалах дела отсутствуют. Каких-либо доказательств того, что результаты проведения тиражей публикуются в средствах массовой информации, ответчиками суду не представлено. Таким образом, доводы ответчиков о том, что они проводят на территории Владимирской области стимулирующую лотерею с использованием лотерейного оборудования и не занимаются игорной деятельностью, опровергаются собранными по делу доказательствами, которые свидетельствуют о том, что игра, проводимая ООО «Мидас» и ООО «Китеж», не соответствует условиям, установленным Федеральным законом «О лотереях» и лотереей не является. Фактически под видом стимулирующей лотереи ответчиками в игровом зале по вышеуказанному адресу осуществляется незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования. О том, что проведение стимулирующих лотерей фактически прикрывает деятельность по организации и проведению азартных игр, свидетельствует проект изменений в Федеральный закон «О лотереях» в соответствии с которым проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено, условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием вышеуказанных устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков, не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей. Согласно п.5 ч.1 Закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации проведению азартных игр. Статья 11 ГК РФ устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав, являющейся одной из гарантий их осуществления. Данное положение соответствует ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту. В соответствии со ст.12 ГК РФ пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, является одним из способов защиты гражданских прав. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исходя из положений подп. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера госпошлина для организаций составляет Номер обезличен рублей. В соответствии с подп.9 п.1 ст.336 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины. С учетом требований вышеприведенных правовых норм, с ответчиков подлежит взысканию госпошлина в размере Номер обезличен рублей в равных долях, то есть по 2000 рублей с каждого. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Александровского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Китеж» и к Обществу с ограниченной ответственностью «Мидас» о признании незаконной деятельности по проведению стимулирующей лотереи «...» и ее запрете удовлетворить. Признать деятельность общества с ограниченной ответственностью «Китеж» и общества с ограниченной ответственностью ООО «Мидас» по проведению стимулирующей лотереи «... в игровом зале по адресу: ..., с использованием в качестве лотерейного оборудования Номер обезличен игровых автоматов, незаконной. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Китеж» и общество с ограниченной ответственностью «Мидас» прекратить и не осуществлять в игровом зале по адресу: ..., деятельность по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи «...» с использованием в качестве лотерейного оборудования Номер обезличен игровых автоматов. Взыскать с ООО «Китеж» и ООО «Мидас» государственную пошлину в доход государства в размере Номер обезличен рублей в равных долях, по Номер обезличен рублей с каждого. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение 10 дней. Судья И.Н.Чернявская ... ...