Дело № 2-420-2010 г. <данные изъяты> Именем Российской Федерации г. Александров «20» сентября 2010 года Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Маленкиной И.В., с участием адвоката Денисова Д.Н., при секретаре Петросян О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования город Александров к Сенатрусову Е.В. о признании постройки самовольной и ее сносе, У С Т А Н О В И Л: Администрация МО г.Александров обратилась с иском к Сенатрусову Е.В. о признании незавершенного строительством объекта недвижимости в районе дома № по <адрес> самовольной постройкой, о возложении на ответчика обязанности по сносу данной самовольной постройки за свой счет и по приведению земельного участка в первоначальное состояние. В обоснование исковых требований указав, что Сенатрусов Е.В. в сентябре 2009 года в районе дома № по <адрес> самовольно произвел строительство объекта - магазина без получения на это необходимой разрешительной документации в Администрации МО г. Александров. Земельный участок общей площадью 404 кв.м предоставлен ответчику на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Сенатрусовым Е.В. и КУМИ администрации Александровского района; срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, в данном случае администрации муниципального образования г. Александров, среди прочих, относится выдача разрешений на строительство. Осуществление полномочий по данному вопросу муниципальное образование исполняет с ДД.ММ.ГГГГ и с этого времени в администрации заявлений о разрешении на строительство от Сенатрусова Е.В. не поступало. Возражения по поводу строительства магазина поднимаются с 2004 года, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Совет народных депутатов округа Александров Владимирской области принял решение № о включении вышеуказанного земельного участка в перечень земель общего пользования не подлежащих застройке зданиями и сооружениями. В настоящее время на данном земельном участке ответчиком произведены земельные работы с устройством котлована под фундамент и выполнено ограждение территории. Однако для получения ответчиком разрешения на строительство от уполномоченных органов, не предприняты необходимые действия. В судебном заседании представитель истца Администрации МО г.Александров Горбачева М.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске и дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО г.Александров исполняет свои обязанности по оформлению и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости, расположенных на территории МО г.Александров. Для этих целей в администрации создан отдел строительства и архитектуры. Полномочия по выдаче разрешений на строительство на территории МО г.Александров в Администрацию Александровского района не передавались. Сенатрусов Е.В. получил разрешение на строительство магазина на земельном участке в районе дома № по <адрес> в Администрации Александровского района после ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в последствие такое разрешение в Администрации Александровского района было отменено. Поскольку строительство магазина ведется Сенатрусовым Е.В. без получения соответствующего разрешения на строительство, считает, что возведенный Сенатрусовым Е.В. объект недвижимости является самовольным и подлежит сносу. Ответчик Сенатрусов Е.В., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался. Представитель ответчика Сенатрусова Е.В. Сенатрусова А.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, и пояснила, что земельный участок в районе дома № по <адрес> выделялся Сенатрусову Е.В. в 2002 году. Для получения разрешения на строительство магазина на этом участке Сенатрусов Е.В. оформил необходимые документы - архитектурно-планировочное задание, проект магазина и обратился в Администрацию Александровского района. Разрешение на строительство было выдано в апреле 2008 года и после этого Сенатрусов Е.В. приступил к строительству магазина. В настоящее время магазин является объектом незавершенного строительства - возведен цокольный этаж, земельный участок огорожен забором. Считает, что со стороны Сенатрусова Е.В. не было допущено каких-либо нарушений при получении разрешения на строительство и при производстве строительных работ, которые велись по утвержденному проекту. Адвокат Денисов Д.Н., представляющий интересы Сенатрусова Е.В., поддержал позицию Сенатрусовой А.И. Представитель третьего лица Администрации Александровского района Архипова Э.Е., действующая на основании доверенности, указала на необоснованность исковых требований Администрации МО г.Александров, и пояснила, что оснований для признания спорного объекта недвижимости самовольной постройкой не имеется по определению, приведенному в ст. 222 ГК РФ; вина Сенатрусова Е.В. в возведении самовольной постройки не установлена. Кроме этого указала на то, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории МО г.Александров, относится к компетенции Администрации Александровского района, в связи с чем требование истца о приведении земельного участка в первоначальное положение необоснованно. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика Сенатрусова Е.В. Заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, адвоката, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему. Правовое положение самовольных построек регулируется ст. 222 ГК РФ. Согласно ст.222 ГК РФсамовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовым актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу, осуществившим ее лицом за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Исходя из содержания ч.ч.1,4 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Такие разрешения выдаются органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Наличие земельного участка площадью № кв.м с кадастровым номером № в районе дома № по <адрес>. подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д.158-160). В соответствии с постановлением Главы местного самоуправления г.Александрова Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № Сенатрусову Е.В. продано право аренды земельного участка примерной площадью № кв.м в районе дома № по <адрес> ( л.д.125). На основании данного постановления был оформлен договор купли-продажи права заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, по условиям которого Администрация округа Александров продала Сенатрусову Е.В. право аренды земельного участка площадью № кв.м в районе дома № по <адрес>. для строительства и эксплуатации магазина ( л.д.131). По договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация округа Александров передала Сенатрусов Е.В. вышеуказанный земельный участок в аренду на срок 49 лет. В последствие договор аренды данного земельного участка был переоформлен ; по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации округа Александров передал Сенатрусову Е.В. спорный земельный участок на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для строительства магазина. Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был в установленном законом порядке зарегистрирован в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.132- 139). На л.д. 72 имеется копия постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым Сенатрусову Е.В. разрешено проведение проектно-изыскательских работ по проектированию магазина по адресу: <адрес>; на Сенатрусова Е.В. возложены обязанности: 1.получить архитектурно-планировочное задание (АПЗ) в управлении строительства и архитектуры Александровского района, 2. разработанную проектную документацию, согласовать в установленном законом порядке, 3. до начала строительства оформить разрешение в управлении строительства и архитектуры Александровского района. В материалах дела имеются оформленные Сенатрусовым Е.В. АПЗ на проектирование магазина и проект на магазин в районе дома № по <адрес> Данные документы были утверждены главным архитектором округа Александров Васенковым А.В. и согласованы главным архитектором Александровского района Березиным И.Ю.( л.д.150-154, 173-200). Кроме этого, представителем ответчика представлены согласования, технические условия МП ПУВКХ, треста «Александровгоргаз» и МУП «Александровская горэлектросеть» на водоснабжение, канализацию, газоснабжение и электроснабжение магазина, расположенного в районе дома № по <адрес> ( л.д.161-163). На основании постановления главы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ № Сенатрусову Е.В. разрешено строительство магазина по адресу: <адрес> (л.д. 73). ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Александровского района Сенатрусову Е.В. выдано разрешение № на строительство магазина, расположенного по адресу: <адрес> ; срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74). Вместе с тем, постановлением главы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ № отменено постановление главы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении Сенатрусову Е.В. строительства магазина по адресу: <адрес>» (л.д. 75). Как следует из объяснений представителя ответчика Сенатрусовой А.И., постановление о выдаче разрешения на строительство было отменено на основании протеста Александровского городского прокурора о недопустимости исполнения Администрацией Александровского района полномочий Администрации МО г.Александров по выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости, расположенных на территории МО г.Александров. Эти обстоятельства не отрицались и представителями истца и третьего лица. В настоящее время на спорном земельном участке Сенатрусовым Е.В. возведен незавершенный строительством объект недвижимости - магазин застроенной площадью № кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.164-165). Сенатрусов Е.В. зарегистрировал право собственности на этот объект недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 166). Кроме этого, в настоящее время спорный земельный участок Сенатрусов Е.В. приобрел в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; право собственности на земельный участок также было зарегистрировано Сенатрусовым Е.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.167, 168-170). Представитель ответчика Сенатрусова А.И. пояснила, что в настоящее время, из-за финансовых затруднений, ответчик приостановил строительные работы на спорном земельном участке; участок огорожен забором. Анализируя доводы истца о том, что возведенный ответчиком объект недвижимости является самовольной постройкой, поскольку строительство осуществлялось без надлежаще оформленного разрешения на строительство, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ( далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлены и определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ и государственные гарантии его осуществления. В соответствии с п.п. 1.1,1.2,1.3 ст.83 Федерального закона № 131-ФЗ со дня официального опубликования данного закона и до 1 января 2009 года был установлен переходный период; в переходный период законом субъекта РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом поселений. В переходный период указанными законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно п.1 ч.1 ст.85 Федерального закона № 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в РФ органы государственной власти субъектов РФ до 1 марта 2005 года устанавливают границы вновь образованных муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Во исполнение требований федерального законодательства Законом Владимирской области от 16 мая 2005 года № 61-ОЗ муниципальное образование округ Александров наделено статусом муниципального района, статусом городского поселения, входящего в состав района, наделено вновь образованное муниципальное образование г.Александров. Законом Владимирской области от 23 ноября 2005 года № 168-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Владимирской области» ( действовавшего до 12 мая 2009 года) в рамках переходного периода предусмотрено, что до 1 января 2008 года органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют решение вопросов местного значения вновь образованных городских поселений, входящих в состав данных муниципальных районов, установленных ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, выдача разрешений на строительство. Администрация МО г.Александров была зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.37). Устав МО г.Александров зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.38- 66). В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.7 Устава МО г.Александров к вопросам местного значения относится выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории города. Выдает разрешения на строительство Администрация МО г.Александров ( п.п.2 п.1 ст.37 Устава). Полномочия по выдаче таких разрешений Администрация МО г.Александров должна была осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ, как это указано в вышеприведенных актах. Вместе с тем, как следует из письма Главы МО г.Александров от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 01-60-711 в адрес Главы Александровского района, Администрация МО г.Александров готова приступить к выполнению вопросов местного значения в области архитектуры и градостроительства с ДД.ММ.ГГГГ ; Глава МО г.Александров просил дать указание по передаче документов по г.Александрову из Управления строительства и архитектуры администрации Александровского района в отдел архитектуры и строительства администрации города (л.д.115-117). Осуществляя предоставленные законом полномочия, Администрацией Александровского района были созданы условия для оформления и выдачи гражданам разрешений на строительство объектов недвижимости, находящихся на территории г.Александрова, в Управлении строительства и архитектуры администрации Александровского района до организации соответствующей структуры в Администрации МО г.Александров. Из показаний свидетеля заместителя начальника МУ «Управление строительства и архитектуры Александровского района» Арбузовой А.А. следует, что первое разрешение на строительство было выдано Администрацией МО г.Александров в августе 2008 года, до этого времени выдачей разрешений занималось Управление по строительству и архитектуре администрации Александровского районе. Васенков А.В., работавший в Управление по строительству и архитектуре администрации Александровского районе ДД.ММ.ГГГГ был уволен переводом в Администрацию МО г.Александров, где с ДД.ММ.ГГГГ стал работать в качестве главного архитектора г.Александрова и соответственно заниматься выдачей разрешений на строительство. До настоящего времени МУ «Управление строительства и архитектуры Александровского района» и отдел архитектуры и строительства администрации МО г.Александров находятся в одном помещении, выдаваемые разрешения на строительство объектов недвижимости, расположенных как на территории г.Александрова так и на территории Александровского района, регистрируются в одной книге. В период до организации выдачи разрешений Администрацией МО г.Александров, граждане обращались в Управление строительства и архитектуры администрации Александровского района, писали на имя Главы Александровского района заявления о выдаче разрешений на объекты, которые будут строиться в г.Александрове. Каких-либо разъяснений для граждан по поводу порядка выдачи разрешений в 2008 году не проводилось. Представитель ответчика Сенатрусова А.И. давала аналогичные объяснения, утверждая, что Сенатрусов Е.В. обратился с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство до организации соответствующей службы в Администрации МО г.Александров. Представителем истца не отрицался тот факт, что до настоящего времени отдел архитектуры и строительства администрации МО г.Александров находится в одном помещении с МУ «Управление строительства и архитектуры Александровского района» ( ранее - Управление строительства и архитектуры администрации Александровского района), ведется единая книга регистрации выданных разрешений на строительство, а специалист, возглавляющий отдел архитектуры и строительства администрации МО г.Александров, приступил к исполнению своих обязанностей в области архитектуры и строительства с ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из письма МУ «Управление строительства и архитектуры Александровского района» от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, Администрацией Александровского района в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ было выдано 59 разрешений на строительство объектов недвижимости, расположенных на территории района и г.Александрова. Из приложенной к письму копии разрешения на строительство видно, что Администрация Александровского района выдала разрешение на строительство объекта на территории г.Александрова ДД.ММ.ГГГГ. Выписка из книги регистрации выданных разрешений на строительство за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждает наличие сплошной регистрационной нумерации для разрешений на объекты города и района ( л.д.237-242). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что полученное Сенатрусовым Е.В., после оформления необходимых проектных документов, АПЗ и ТУ, разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ давало ему право приступить к строительным работам на земельном участке, отведенном ему для этих целей. Доводы представителя истца об отсутствии у ответчика надлежаще оформленного разрешения на строительство суд находит несостоятельными, поскольку, исходя из принципов местного самоуправления в РФ, не урегулирование взаимоотношений между Администрацией МО г.Александрова и Администрацией Александровского района по поводу порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории г.Александрова в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием нарушения права ответчика на получение такого разрешения. В соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Истцом не представлено суду доказательств того, что возведенный ответчиком объект недвижимости в районе дома № по <адрес> не соответствует строительным, градостроительным, санитарным и противопожарным нормам, и наличие этого объекта нарушает чьи либо права и интересы, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Тогда как, у ответчика Сенатрусова Е.В. имеется надлежаще оформленная проектная документация для строительства, архитектурно - планировочное задание и отведенный для строительства именно магазина земельный участок, который находится в его собственности. Для безопасного передвижения мимо строительной площадки, ответчиком зона строительства ограждена забором, что не отрицалось представителем истца. Как следует из документов технического учета объектов недвижимости - земельного участка и незавершенного строительством магазина в районе дома № по <адрес>, застроенная площадь незавершенная строительством магазина ( № кв.м) не превышает площадь земельного участка ( № кв.м). В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в РФ», лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние. Виновное поведение ответчика в осуществлении самовольной постройки не установлено. В силу п.3 ст.10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. При этом суд учитывает то, что Сенатрусов Е.В., как добросовестный застройщик, обратился за получением и получил разрешение на строительство объекта недвижимости в Администрации Александровского района, предполагая, что получает разрешение в уполномоченной организации. Ссылку истца на решение Совета народных депутатов округа Александров от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6), где принято решение о внесении территории, прилегающей к дому по <адрес> с лицевой стороны в перечень земель общего пользования, не подлежащих застройке зданиями и сооружениями, с внесением данного участка в схему размещения объектов как зоны озеленения, и главе администрации рекомендовано произвести необходимые действия для выполнения данного решения, суд считает несостоятельной, поскольку для исполнения данного решения каких-либо мероприятий в Администрации Александровского района и Администрации МО г.Александров не проведено; генеральный план, схема застройки г.Александрова отсутствуют. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения иска. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования город Александров к Сенатрусов Е.В. о признании незавершенного строительством объекта в районе дома № по <адрес> самовольной постройкой и возложении на Сенатрусова Е.В. обязанности по сносу данной самовольной постройки за свой счет и по приведению земельного участка в первоначальное состояние отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья И.В. Маленкина Копия верна. Судья: Секретарь: Решение вступило в законную силу « 5 » октября 2010 года. Судья: