об оспаривании постановления главы Андреевского сельского поселения



Дело №2-1261/2010г.                   ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Александров                      «07» октября 2010 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                                                                                  Правдиной Н.В.,

с участием адвоката                         Семенова В.П.

при секретаре                                               Рачковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курасевой Евгении Ивановны об оспаривании постановления Главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области №*** от ***.,

У с т а н о в и л:

Курасева Е.И. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.

В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. *** она обратилась с заявлением к Главе Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, приложив, необходимый для этого пакет документов.

*** постановлением Главы Андреевского сельского поселения №***, в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей отказано, со ссылкой на п.2 ст.51 ЖК РФ.

Основанием для отказа в постановке на учет послужило то обстоятельство, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 12кв.м учетной нормы для постановки на учет и поскольку, по мнению Главы поселения она была вселена в жилое помещение как член семьи, то считается обеспеченной жилой площадью. Полагала, что данный вывод ошибочен, поскольку фактически членом семьи сына она не является, а жилое помещение площадью ***.м им было предоставлено ей по договору пользования от ***, в соответствии с которым, ей также было предоставлено и право зарегистрироваться в доме №*** по ул.*** в с.***, собственниками которого в равных долях являются ***., ее сын сноха.

Ссылаясь на положения ст.ст.255 и 258 ГПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.16, ч.3 ст.30, ч.1 ст.31 ЖК РФ, просила признать незаконным и отменить постановление Главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области №*** от *** и обязать Главу Андреевского сельского поселения включить ее в списки граждан нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании представитель заявителя Курасевой Е.И. - Семенов В.П., действующий по ордеру и доверенности, заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении поддержал, и дополнительно пояснил, что в ***. Курасева Е.И., не имея возможности выполнить за счет собственных денежных средств и сил ремонт принадлежащего ей дома, была вынуждена его продать. Вырученные от продажи деньги, она передала своей внучке - ***, для погашения ипотечного кредита, с использованием которого та приобрела квартиру в ***, в которой, по достигнутой между ними договоренности, должны была проживать и заявительница. На время выполнения ремонта в квартире, в соответствии с заключенным между Кураесовой Е.И. и ее сыном *** договором, ей во временное была предоставлена часть жилого помещения площадью *** кв.м, в принадлежащем ему и его супруге доме. При заключении договора, в тексте была допущена ошибка при указании, что вселяется член семьи. В настоящее время у *** родился третий ребенок, и переезд Курасевой Е.И. стал невозможен. Отметил, что указание в документах при регистрации Курасевой Е.И. по месту жительства ее сына *** в качестве члена семьи также является формальным обстоятельством, поскольку, будучи матерью ***, она только состоит с ним в родственных отношениях, но не является членом его семьи и ведет свое хозяйство самостоятельно. В соответствии с действующим законодательством, являясь вдовой инвалида Великой Отечественной Войны и лицом, не имеющим своего жилого помещения, она должна быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении. Также указал, что основание принятия Главой оспариваемого Постановления, не предусмотрено законом.

Глава Андреевского сельского поселения Беляева Л.А., не признавая заявленных Курасевой Е.И. требований, пояснила, что, являясь жителем Андреевского сельского поселения, семью Курасевой Е.И. она знает с начала *** годов, когда те приехали из *** области. Прибыв в с.***, ими был возведен жилой дом, который в ***. ею был продан. Отметила, что дом был продан именно из-за того, что Курасевой Е.И., находящейся в преклонном возрасте, требовалась посторонняя помощь. Тогда же, та была зарегистрирована в доме сына. Жилищно-бытовой комиссией до рассмотрения заявления Курасевой Е.И. был осуществлен выезд по месту жительства заявителя, в ходе которого было установлено, что проживает она в хорошем доме, общей площадью более *** кв.м, в отдельной *** метровой комнате. Сыном и его супругой ей обеспечены соответствующий уход и условия для проживания. Установив, что в пользовании у Курасевой Е.И. имеется достаточная жилая площадь, ею было вынесено постановление об отказе Курасевой Е.И. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с требованиями ч.2 ст.51 ЖК РФ. О принятом решении Курасева Е.И. была извещена. Полагала, что оспариваемое постановление является обоснованным и справедливым. Отметила, что в доме Курасевых открыт один лицевой счет, и при оплате коммунальных платежей все они пользуются предоставленной заявительнице льготой. Согласно техническому паспорту дома в нем не имеется ни одного помещения площадью ***.м, а представленный Курасевой Е.И. договор от ***, считает недостоверным.

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованное лицо, свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из разъяснений, данных в п.п.1 и 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При рассмотрении дела по существу надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка, и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

По смыслу закона органы местного самоуправления должны непосредственно вести учет граждан, нуждающихся в получении социального жилья. В соответствии с определенным в субъекте РФ порядком ведения такого учета, установлением перечня документов, необходимых для принятия на учет, порядка их рассмотрения, оформления учетной документации и т.п., органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за формированием списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма.

Согласно п.11 ст.12 Устава муниципального образования Андреевское сельское поселение, принятого Решением Совета народных депутатов Андреевского сельского поселения ****** к полномочиям поселения относится в том числе и обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством …

В соответствии с п.13 ст.29 вышеназванного Устава к полномочиям Главы сельского поселения относится и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений.

На основании п.п.11, 13, 14 того же Устава, к компетенции администрации сельского поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниями нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.12 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 27.07.2010г.), члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

По смыслу закона по договору социального найма жилье может предоставляться не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, при этом важным обстоятельством здесь является факт наличия у них нуждаемости в жилых помещениях.

Из объяснений представителя заявителя следует, что обращаясь к Главе с заявлением о постановке ее на учет, она, являясь вдовой инвалида Великой Отечественной войны, имела своей целью получение жилья по договору социального найма, в соответствии с действующим законодательством.

На л.д.18 имеется копия заявления Курасевой Е.И. на имя Главы Андреевского сельского поселения с просьбой о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, зарегистрированного в Андреевском сельском поселении *** за №***. В числе необходимых документов, Курасевой Е.И. приложена копия ее удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны (л.д.88).

Свидетели *** и *** в суде показали, что Курасева Е.И., не имеющая в настоящее время своего жилого помещения, обратилась к Главе Андреевского сельского поселения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо, на которого распространяются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

Свидетель *** в суде показал, что после продажи дома Курасевой Е.И., просьбе новых хозяев он выполнял в нем ремонтные работы по утеплению и обшивке стен и крыши дома.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (органа, осуществляющего принятие на учет) на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с Постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 28.04.2006г. №13, для принятия решений о постановке на учет, отказе в постановке на учет, снятии с учета, нуждающихся в жилых помещениях при Администрации Андреевского сельского поселения создана жилищно-бытовая комиссия. Согласно Положению о жилищно-бытовой комиссии при администрации Андреевского сельского поселения, утвержденного данным Постановлением, жилищно-бытовая комиссии в соответствии с возложенными на нее задачами рассматривает заявления граждан, с предоставляемыми ими документами для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.35-36).

Как следует из объяснений свидетелей ***, *** ***        *** и ***, членов жилищно-бытовой комиссии рассмотрение заявления Курасевой Е.И. происходило на заседании жилищно-бытовой комиссии Андреевского сельского поселения ***, где был изучен пакет представленных Курасевой Е.И. документов. Дополнительно были запрошены материалы, послужившие основанием для регистрации Курасевой Е.И. в доме ***, в числе которых договор от ***, представленный ею в составе документов для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, не значился. До этого, было выполнено обследование жилищных условий Курасевой Е.И. в ходе которого было установлено, что та проживает в благоустроенном доме общей площадью ***.м, в т.ч. жилой ***.м в комнате площадью ***.м. Определяя уровень обеспеченности Курасевой Е.И. общей площадью была учтена вся площадь находящаяся в ее пользовании в доме, *** доля в праве собственности на который, принадлежит ее сыну *** и поскольку размер общей площади на одного члена семьи составляет более ***.м, ими было принято решение о даче рекомендации Главе Андреевского сельского поселения об отказе в удовлетворении заявления Курасевой Е.И. в постановке на учет в соответствии с п.2 ст.51 ЖК РФ.

Свидетель ***, *** Андреевского сельского поселения, в суде показала, что в круг ее должностных обязанностей входит регистрация граждан по месту жительства. Регистрация Курасевой Е.И. в доме ее сына произошла на основании представленного той заявления. Договор (соглашение) собственников жилого помещения с членом семьи, вселяющимся в жилое помещение от ***, заключенный между     ***, *** и Курасевой Е.И., тогда не представлялся.

В соответствии с ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не предоставлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК документы;

2) предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Основания для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предусмотренные п.23 Закона Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ (в ред. От 09.02.2007) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», аналогичны вышеназванным.

Данный перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является исчерпывающим.

На основании ч.ч.2,3 ст.54 ЖК РФ, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

На л.д.21 имеется копия Постановления Главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области от ***. №*** согласно которому, руководствуясь п.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ, им принято решению об отказе Курасевой Евгении Ивановне, проживающей в с.***, ул.*** д.*** в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

О принятом решении Курасева Е.И. была извещена должным образом, посредством направления *** в ее адрес сообщения №*** (л.д.20).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что основанием к принятию Главой Андреевского сельского поселения постановления от ****** явилось не предусмотренное законом обстоятельство, что, по мнению суда, является существенным нарушением, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования Курасевой Е.И. в части признания вышеназванного постановления незаконным.

Одновременно, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных        Курасевой Е.И. требований в части обязания Главы Андреевского сельского поселения о включении ее в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, поскольку, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в данном случае суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

Вместе с тем, суд считает необходимым обязать Главу Андреевского сельского поселения, устранить допущенное при вынесении *** постановления №*** нарушение, посредством пересмотра заявления Курасевой Е.И. от ***, в течение месяца, со дня получения Главой Андреевского сельского поселения вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 и ст.258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявление Курасевой Евгении Ивановны об оспаривании постановления Главы Андреевского сельского поселения и об обязании Главы Андреевского сельского Александровского района Владимирской области поселения включить ее в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить частично.

Признать постановление Главы Андреевского сельского Александровского района Владимирской области №*** от ***., незаконным.

Обязать Главу Администрации Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области в течение месяца, со дня получения вступившего в законную силу решения суда, рассмотреть заявление Курасевой Евгении Ивановны от ***. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В удовлетворении требований Курасевой Евгении Ивановны об обязании Главы Андреевского сельского поселения о включении ее в списки граждан нуждающихся в жилом помещении, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Правдина

Копия верна. Судья:

            Секретарь:

            82.

Решение не вступило в законную силу «___»___________2010 года.

Судья: