Решение № 2-59-2010 о предоставлении жилого помещения и признании незаконным заключения межведомственной комиссии



Дело № 2-59/2010 г.          ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров        «03» ноября 2010 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Максимовой Н.Н.

при секретаре       Петровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старчиковой Л.У, Старчикова А.В., Старчиковой С.В. и Старчикова Д.В. к администрации поселка Балакирево о предоставлении жилого помещения и признании незаконным заключения межведомственной комиссии от *** года,

У С Т А Н О В И Л:

Старчиковы Л.У., А.В., С.В., Д.В. обратились в суд с иском к администрации п. Балакирево о признании незаконным отказа администрации п. Балакирево в предоставлении жилого помещении маневренного фонда, обязании администрации п. Балакирево предоставить жилое помещение маневренного фонда и заключить договор найма жилого помещения маневренного фонда.

В обоснование иска указали, что до *** года они проживали в квартире № *** дома № *** по ул. *** в ***. *** года в доме № *** по ул. *** в *** произошел пожар, в результате которого дом сгорел и стал непригоден для проживания. Дом не подлежит ни ремонту, ни реконструкции. Начиная с июля *** года, они неоднократно обращались в администрацию *** с заявлениями о предоставлении жилья, однако до настоящего времени администрация *** жилое помещение им не предоставила.

В ходе рассмотрения дела истцы Старчиковы Л.У., А.В., С.В., Д.В. в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ изменили и дополнили исковые требования и просили признать незаконным отказ администрации п. Балакирево в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию п. Балакирево предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м на одного человека в границах п. Балакирево, обязать администрацию п. Балакирево заключить договор социального найма жилого помещения со Старчиковой Л.У., признать незаконным заключение межведомственной комиссии от *** года и взыскать с администрации п. Балакирево судебные расходы в виде расходов на оплату услуг представителя в размере *** руб. и государственной пошлины в размере *** руб.

В судебном заседании истцы Старчиковы Л.У., А.В., С.В., Д.В. измененные исковые требования поддержали.

Истец Старчикова Л.У. пояснила, что в *** году ей на семью из пяти человек: нее, супруга Т-ва Н.В. и детей Старчикова А.В., Старчикову С.В., Старчикова Д.В. была предоставлена квартира № *** в двухквартирном жилом доме № *** по ул. *** в ***. *** года в их квартире произошел пожар. Обратившись в администрацию п. Балакирево с заявлением о предоставлении жилья, в сентябре *** года администрация п. Балакирево разрешила ей с тремя несовершеннолетними детьми вселиться в квартиру по адресу: ***, забронированную за несовершеннолетним У-ым И.С., оставшимся без попечения родителей, и направленным в детский дом. Ей было разъяснено, что данная квартира им предоставлена для временного проживания до достижения У-ым И.С. совершеннолетия. С *** года администрация п. Балакирево предупреждала их о необходимости освобождения данной квартиры, и *** года она с детьми выселилась из квартиры № *** в доме № *** в ***. Несмотря на ее неоднократные обращения в администрацию п. Балакирево с заявлениями о предоставлении жилья, администрация п. Балакирево до настоящего времени жилье им не предоставила. Считала незаконным отказ администрации п. Балакирево в предоставлении жилья, а также заключение межведомственной комиссии от *** года, согласно которому квартира № *** дома № *** по ул. *** в *** подлежит восстановлению. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации п. Балакирево Иванов А.С., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что в *** году совхозом «Слободской» была предоставлена Старчиковой Л.У. квартира № *** в доме № *** по ул. *** в ***, который относился в ведомственному жилищному фонду и находился в ведении совхоза «Слободской». На момент пожара, произошедшего *** года, двухквартирный жилой дом № *** по ул. *** в *** находился в собственности СПК (колхоз) «Слободской». Осенью *** года по заявлению Старчиковой Л.У. истцам была предоставлена для временного проживания квартира № *** в доме № *** кв. *** в ***, которая была забронирована за У-ым И.С., оставшимся без попечения родителей. На основании решения суда от *** года Старчиковы были выселены из данной квартиры. До возникновения необходимости выселения из занимаемой квартиры № *** в доме № *** кв. *** в ***, т.е. до *** года истцы не обращались в администрацию п. Балакирево с заявлениями о предоставлении им жилья. Также истцы не обращались с заявлениями о признании их малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Старчиковы Л.У., А.В., С.В., Д.В. не состоят, мер к восстановлению жилья после пожара не предприняли. Сидюковы, проживающие в квартире № *** дома № *** по ул. *** в ***, произвели после пожара реконструкцию своей квартиры и в настоящее время проживают в данной квартире. На основании передаточного акта от *** года жилищный фонд п. Балакирево передан из муниципальной собственности муниципального образования Александровский район в муниципальную собственность муниципального образования п. Балакирево. В данном перечне отсутствует квартира № *** дома № *** по ул. *** в ***. Полагал, что заключение межведомственной комиссии от *** года о возможности восстановления квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в *** является обоснованным. При этом пояснил, что администрация п. Балакирево не имеет намерения производить ремонтные работы по восстановлению данного жилого помещения, так как указанное жилое помещение не находится в муниципальной собственности п. Балакирево. Считая иск необоснованным, просил в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица администрация Александровского района, департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, СПК (колхоз) «Слободской» и КУМИ администрации Александровского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание *** года не направили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, СПК (колхоз) «Слободской» и КУМИ администрации Александровского района.

Ранее участвуя в судебном заседании, представитель третьего лица СПК (колхоз) «Слободской» Артамонова Л.Н., действующая на основании доверенности, оставила рассмотрение спора по существу на усмотрение суда и пояснила, что двухквартирный жилой дом № *** по ул. *** в *** был построен совхозом «Слободской» и находился на балансе совхоза «Слободской», а впоследствии в связи с реорганизацией на балансе СПК (колхоз) «Слободской» до *** года. В *** году квартира № *** в доме № *** по ул. *** в *** была предоставлена Старчиковой Л.У., как работнику совхоза «Слободской». Квартира № *** в указанном доме была снята с баланса в связи с ее приватизацией И-ми, а квартира № ***, занимаемая семьей Старчиковых, - в связи с пожаром.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29.12.2004 года № 189-ФЗ с 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

В силу ст. 5 указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, в том числе жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.

На основании ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 года, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом РФ случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании ч.ч. 4, 5 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Поскольку правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то к данным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса РСФСР, а в частности ст. 37 ЖК РСФСР.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года № 494).

Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В силу п.п. 42, 45 указанного Положения признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

На основании п. 52 указанного Положения решение соответствующего органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании ордера, выданного исполкомом Балакиревского поселкового совета народных депутатов по решению исполкома от *** года Старчиковой Л.У. в связи с трудовыми отношениями с совхозом «Слободской» была предоставлена на семью из пяти человек: Старчикову Л.У., супруга Т-ва Н.В. и троих детей Старчикова А.В., Старчикову С.В. и Старчикова Д.В. трехкомнатная квартира № *** в двухквартирном жилом доме № *** по ул. *** в *** (л.д. 34, 59, 60 т. 1).

Двухквартирный жилой дом № *** по ул. *** в *** находился на балансе совхоза «Слободской», впоследствии СПК (колхоз) «Слободской», с *** года. Дом снят с баланса СПК колхоз «Слободской» *** года на основании справки отдела противопожарной службы о пожаре (л.д. 8, 138, 185-192 т. 1).

В настоящее время дом № *** по ул. *** в *** на обслуживании организаций не находится, так как сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения к дому не подведены, газоснабжение осуществляется в виде поставки бытового газа в баллонах, отопление печное (л.д. 83 т. 2).

На л.д. 7 т. 1 имеется справка Александровского отряда Государственной противопожарной службы от *** года, из которой следует, что *** года произошел пожар в доме по адресу: ***; в результате пожара огнем повреждено строение дома; причина пожара - нарушение правил эксплуатации электрооборудования Т-ым Н.В.

Согласно сообщению начальника ОГПН по Александровскому району от *** года материал по факту пожара, произошедшего *** года по адресу: ***, уничтожен за истечением срока хранения (л.д. 162 т. 1).

Судом установлено, что на момент пожара в квартире № *** двухквартирного жилого дома № *** по ул. *** в *** проживала семья И-ых, которыми указанная квартира была приобретена в собственность на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** года. После произошедшего *** года пожара И-вы произвели ремонт принадлежащей им квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в *** и в настоящее время проживают в данной квартире. Истцы Старчиковы Л.У., А.В., С.В., Д.В. до настоящего времени значатся зарегистрированными по месту жительства по адресу: ***.

На л.д. 137 т. 1 имеется справка администрации п. Балакирево от *** года, из которой следует, что Старчиковы Л.У., А.В., С.В., Д.В. в установленном законом порядке не признаны малоимущими, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят, в администрацию п. Балакирево с заявлениями о признании их малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращались.

На основании решения Совета народных депутатов Александровского района от *** года № *** в муниципальную собственность Александровского района принят жилищный фонд, имеющийся у СПК (колхоз) «Слободской». В Перечне имущества, передаваемого в муниципальную собственность Александровского района, являющемся приложением к указанному решению, отсутствует жилой дом по адресу: *** (л.д. 235 т. 1).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования Александровский район по состоянию на *** года жилой дом № *** по ул. *** в *** не включен в реестр муниципального имущества муниципального образования Александровский район (л.д. 58 т. 1).

Согласно п.п. 1.3, 1.6 Устава муниципального образования городское поселение поселок Балакирево к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (л.д. 61-98 т. 1).

На основании соглашений о порядке реализации вопросов местного значения от *** года № ***, от *** года № ***, от *** года № *** и от *** года № ***, заключенных между муниципальным образованием Александровский район и муниципальным образованием городское поселение поселок Балакирево, муниципальное образование Александровский район передало муниципальному образованию городское поселение поселок Балакирево полномочия, в том числе по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; по организации содержания муниципального жилищного фонда, включая капитальный ремонт жилищного фонда (л.д. 98-103 т. 1. л.д. 12 т. 4).

В соответствии с Законом Владимирской области «О разграничении имущества между муниципальным образованием Александровский район и вновь образованным в его границах муниципальным образованием поселок Балакирево» от 26.03.2008 года № 134-ОЗ утвержден перечень имущества Александровского района, подлежащего передаче муниципальному образованию поселок Балакирево.

Постановление Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 года № 516 утвержден перечень имущества, безвозмездно передаваемого муниципальным образованием Александровский район муниципальному образованию поселок Балакирево.

Во исполнение указанного постановления составлен и подписан передаточный акт от 01.07.2010 года о принятии имущества, в том числе жилищного фонда в муниципальную собственность поселка Балакирево. В Перечне имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования поселок Балакирево, отсутствует квартира, расположенная по адресу: *** (л.д. 14-59 т. 4).

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что СПК (колхоз) «Слободской» произвел снятие со своего баланса квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в *** без законных на то оснований, что в свою очередь повлекло необоснованную не передачу данного жилого помещения в муниципальную собственность муниципального образования Александровский район при принятии всего жилищного фонда СПК (колхоз) «Слободской» в муниципальную собственность Александровского района на основании решения Совета народных депутатов Александровского района от *** года № ***, и как следствие неправомерную не передачу данного жилого помещения в муниципальную собственность муниципального образования поселок Балакирево в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 28.04.2010 года № 516.

На л.д. 37 т. 1 имеется копия заявления Старчиковой Л.У. от *** года на имя главы администрации п. Балакирево о сдаче в наем квартиры по адресу: ***, на котором имеется резолюция главы администрации п. Балкирево У-на М.В. от *** года, разрешающая предоставление семье Старчиковой Л.У. данного жилого помещения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что квартира по адресу: ***, находящаяся в муниципальной собственности, забронированная за несовершеннолетним У-ым И.С., оставшимся без попечения родителей, и направленным в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, была предоставлена администрацией п. Балакирево Старчиковой Л.У. на семью из четырех человек: Старчикову Л.У. и троих детей Старчикова А.В., Старчикову С.В. и Старчикова Д.В., для временного проживания до достижения У-ым И.С. совершеннолетия. При этом соответствующий договор между администрацией п. Балакирево и Старчиковой Л.У. заключен не был. В данном жилом помещении истцы проживали в период с сентября *** года по январь *** года.

На основании решения Александровского городского суда от *** года, вступившего в законную силу *** года, Старчикова Л.У., Старчиков А.В., Старчикова С.В. и Старчиков Д.В. были выселены из квартиры, расположенной по адресу: *** (л.д. 104, 105 т. 1).

Согласно сообщениям Александровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от *** года и Александровского филиала Государственного учреждения Владимирской области от *** года отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Старчиковой Л.У., Старчикова А.В., Старчиковой С.В. и Старчикова Д.В. на жилые помещения, расположенные на территории Александровского района Владимирской области (л.д. 57-60, 76 т. 2).

Судом установлено, что истцы Старчикова Л.У., Старчиков А.В., Старчикова С.В. и Старчиков Д.В. иного жилья для проживания не имеют, в настоящее время снимают частное жилье.

Суд приходит к выводу о том, что администрация п. Балакирево, предоставив в сентябре *** года семье Старчиковых для временного проживания жилое помещение по адресу: ***, которое было забронировано за У-ым И.С. оставшимся без попечения родителей, фактически признала свою обязанность по предоставлению Старчиковым другого жилого помещения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 05.03.2009 года № 376-О-П, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Из приведенных в Определении конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Решением Совета народных депутатов поселка Балакирево от 02.03.2010 года № 16 утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи (л.д. 13 т. 4).

Постановлением главы поселка Балакирево от *** года № *** создана межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в поселке Балакирево и утверждено Положение о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в поселке Балакирево (л.д. 75-82 т. 2).

Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссии *** года, созданной на основании постановления главы поселка Балакирево от *** года № ***, на момент обследования 1/2 части жилого дома (квартира № ***), расположенного по адресу: ***, фундамент находится в удовлетворительном состоянии; кровля отсутствует полностью; стены - бревенчатые, обгоревшие; полы дощатые обгоревшие; инженерные системы отсутствуют; поврежденная огнем в результате пожара 1/2 часть жилого дома (квартира № ***), расположенного по адресу: ***, подлежит восстановлению или реконструкции (л.д. 21-23 т. 3).

Согласно заключению межведомственной комиссии от *** года № *** возможно проведение восстановительных работ или реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в соответствии с установленными требованиями (л.д. 24, 25 т. 3).

Поскольку истцами заявлено требование о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от *** года, для разрешения которого требуются специальные познания в области строительства, определением суда от *** года по данному гражданскому делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам Частного учреждения Владимирское Бюро судебной экспертизы (л.д. 115, 116 т. 3).

На основании заключения эксперта Частного учреждения Владимирское Бюро судебной экспертизы от *** года № ***.1 действительный физический износ квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в ***, поврежденной в результате пожара и эксплуатации, составляет 88 %. Техническое состояние указанной квартиры в целом, а также техническое состояние конструктивных элементов и несущих конструкций, определенное в соответствии с физическим износом конструкций, определено как негодное, неудовлетворительное и ветхое.

Квартира № *** в доме № *** по ул. *** в *** не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и имеются основания для признания ее непригодной для проживания по основаниям, установленным пунктами 33, 34, 38 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, а именно: высокий физический износ (88%), приводящий к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; деформация стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения конструкций; квартира получила повреждения в результате пожара; проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно; техническое состояние строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Проведение ремонтных работ в квартире № *** дома № *** по ул. *** в *** относится к капитальному ремонту (восстановлению) квартиры жилого дома. Сметная стоимость работ по восстановлению указанной квартиры составляет с учетом НДС *** руб.

Согласно методическим рекомендациям для экспертов при физическом износе более 81% проведение ремонтных работ по восстановлению строений экономически нецелесообразно (л.д. 136-201 т. 3).

В материалах дела имеется копия технического паспорта оставшейся части сгоревшего жилого помещения - квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в *** по состоянию на *** года, из которого следует, что фактический износ данного жилого помещения составляет 67%, действительная инвентаризационная стоимость в ценах 2006 года *** руб. (л.д. 32-35 т. 3).

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрены в разделе III (пункты 33-41) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

В соответствии с п. 38 данного Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Оценив все исследованные по делу доказательства в их совокупности, в том числе заключение эксперта, составленное по результатам экспертного осмотра, замеров и расчетов на основании нормативной и методической литературы, суд приходит к выводу о том, что квартира № *** в доме № *** по ул. *** в ***, поврежденная в результате пожара, произошедшего *** года, которую истцы Старчиковы занимали по договору найма до *** года, и которая являлась для истцов единственным жильем, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно, поскольку техническое состояние данной квартиры и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, в связи с чем имеются основания для признания данного жилого помещения непригодным для проживания. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, по чьей вине жилое помещение, в котором проживали истцы, пришло в непригодное для проживания состояние.

С учетом изложенного заключение межведомственной комиссии от *** года, составленное только по результатам акта обследования, проведенного межведомственной комиссией *** года без инструментального исследования и без привлечения экспертов проектно-изыскательских организаций, согласно которому квартира № *** дома № *** по ул. *** в *** подлежит восстановлению, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в силу чего данное заключение нельзя признать законным.

На основании изложенного истцы Старчикова Л.У., Старчиков А.В., Старчикова С.В. и Старчиков Д.В. являются нуждающимися в жилом помещении, и им должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в границах п. Балакирево, исходя из нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленной решением СНД п. Балакирево от 02.03.2010 года № 16, общей площадью не менее 60 кв.м. При этом суд принимает во внимание, что нормы Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, не предусматривали в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма необходимости признания граждан малоимущими. Обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма на территории п. Балакирево гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, лежит на администрации п. Балакирево.

С учетом изложенного исковые требования Старчиковой Л.У., Старчикова А.В., Старчиковой С.В. и Старчикова Д.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании письменного заявления истцы просили взыскать с ответчика судебные расходы в размере *** руб., в том числе расходы по оплате услуг представителя в размере *** руб. и государственную пошлину в размере *** руб.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, и расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

В подтверждение расходов на оплату услуг представителя истцами представлены квитанции к приходным кассовым ордерам, выданным Московской коллегией адвокатов «А.» на оплату услуг адвоката Мальцевой С.М., от *** года, от *** года, от *** года и от *** года, каждая на сумму *** руб., а всего на общую сумму *** руб. Из представленных квитанций следует, что денежные средства по квитанциям от *** года и от *** года были приняты от Старчиковой С.В., а по квитанциям от *** года и от *** года - от Старчикова Д.В. (л.д. 132, 174 т. 1 и л.д. 11 т. 4).

Из протоколов судебного заседания следует, что адвокат Мальцева С.М. участвовала в четырех судебных заседаниях по данному гражданскому делу в качестве представителя истцов Старчиковых.

В соответствии с ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, с учетом объема защищаемого права, категории рассматриваемого спора, требований разумности, удовлетворения иска в полном объеме, а также принимая во внимание, количество судебных заседаний, в которых участвовала представитель истцов адвокат Мальцева С.М., подлежит частичному удовлетворению требование истцов о взыскании судебных расходов в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме *** руб., из которых *** руб. подлежат взысканию в пользу Старчиковой С.В. и *** руб. - в пользу Старчикова Д.В.

Кроме того, подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная Старчиковой Л.У. при подаче в суд иска, в размере *** руб.

Определением суда от *** года расходы по проведению судебной строительно-технической экспертизы были возложены на ответчика администрацию п. Балакирево.

Согласно сообщению директора Частного учреждения Владимирское Бюро судебной экспертизы от *** года стоимость производства экспертизы составила *** руб.; оплата экспертизы не произведена (л.д. 202 т. 3).

На основании изложенного подлежат взысканию с ответчика в пользу Частного учреждения Владимирское Бюро судебной экспертизы судебные расходы в размере *** руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Старчиковой Л.У., Старчикова А.В., Старчиковой С.В. и Старчикова Д.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации поселка Балакирево в предоставлении Старчиковой Л.У., Старчикову А.В., Старчиковой С.В. и Старчикову Д.В. жилого помещения по договору социального найма.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от *** года, созданной на основании постановления главы поселка Балакирево от *** года № ***.

Обязать администрацию поселка Балакирево предоставить Старчиковой Л.У., Старчикову А.В., Старчиковой С.В. и Старчикову Д.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 60 кв.м в границах поселка Балакирево Александровского района Владимирской области.

Обязать администрацию поселка Балакирево заключить со Старчиковой Л.У. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Взыскать с администрации поселка Балакирево в пользу Старчиковой Л.У. судебные расходы в размере *** рублей.

Взыскать с администрации поселка Балакирево в пользу Старчиковой С.В. судебные расходы в размере *** рублей.

Взыскать с администрации поселка Балакирево в пользу Старчикова Д.В. судебные расходы в размере *** рублей.

Взыскать с администрации поселка Балакирево в пользу Частного учреждения Владимирское Бюро судебной экспертизы *** рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Максимова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу.

Судья: