№2-1507/2010 (о признании права собственности на земельный ечастки и жилой дом)



Дело № 2-1507/2010 г.             <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров        «28» декабря 2010 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи      Маленкиной И.В.,

при секретаре        Петросян О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черняевой С.М., Миронова Д.А., Бронниковой О.А. и Козловой Т.А. к Администрации Александровского района и Администрации Андреевского сельского поселения Александровского района о признании права собственности на земельные участки и жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Черняева С.М., Миронов Д.А., Бронникова О.А. и Козлова Т.А. обратились в суд с иском к Администрации Александровского района о признании за ними права собственности: за Черняевой С.В. на 6/15 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью кв.м, расположенный в деревне <адрес>, на 6/10 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м с кадастровым в деревне <адрес>, и на 6/10 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м с кадастровым , расположенный в деревне <адрес>; за Мироновым Д.А. на 7/15 долей в праве собственности на вышеуказанный жилой дом и по 2/10 долей в праве собственности на указанные земельные участки; за Бронниковой О.А. на 1/15 долю в праве собственности на вышеуказанный жилой дом и по 1/10 доле в праве собственности на указанные земельные участки; за Козловой Т.А. на 1/15 долю в праве собственности на вышеуказанный жилой дом и по 1/10 доле в праве собственности на указанные земельные участки.

В обоснование иска указав, что после смерти Миронова А.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, осталось имущество в виде жилого дома и двух земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан, в результате которого в долевую собственность Миронова А.В., Миронова Д.А. и Черняевой С.М. был приобретен жилой дом в дер. Новинки, который надлежащим образом был зарегистрирован в исполнительном органе местного Совета народных депутатов и БТИ г. Александрова.

В установленный законом срок они, истцы, обратились к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, однако нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство на дом было отказано, поскольку в тексте договора имеются разночтения (дом-квартира).

Миронову А.В. и его жене Черняевой С.М. на основании Постановления Елькинского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в собственность земельный участок площадью кв.м под домом в д.<адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве собственности на землю. В выдаче свидетельства о праве на наследство, на указанный земельный участок, нотариусом им было отказано, поскольку в соответствии с архивными данными администрации Александровского района, постановления о выделении земли не имеется, а также имеются разночтения в правоустанавливающих документах.

Кроме того, при жизни Миронова А.В., в соответствии с Постановлением главы администрации Елькинского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ ему был выделен земельный участок площадью кв.м в дер. <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ Мироновым А.В. получено свидетельство на землю.

После смерти Миронова А.В. они фактически приняли наследство и продолжают пользоваться домом и земельными участками.

В марте 2010 года Миронов Н.А. обратился к нотариусу с заявлением о том, что ему известно об открытии наследства, оставшегося после смерти отца Миронова А.В., однако отказался от причитающейся ему доли в пользу Миронова Д.А.

Определением суда от 17 ноября 2010 года в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Андреевского сельского поселения Александровского района.

В порядке досудебной подготовки 26 ноября 2010 года истец Черняева С.М., действующая от своего имени и в интересах Миронова Д.А. на основании доверенности, уточнила исковые требования и просила: 1. признать за Черняевой С.М. право общей долевой собственности на жилой дом в деревне <адрес> площадью кв.м в размере 1/15 доли в праве собственности и считать ее долю в праве собственности на дом равной 6/15; 2. признать за Мироновым Д.А. право общей долевой собственности на жилой дом в деревне <адрес> площадью кв.м в размере 2/15 доли в праве собственности и считать его долю в праве собственности на дом равной 7/15; 3. признать за Черняевой С.М. право общей долевой собственности на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес> и на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес>; 4. признать за Мироновым Д.А. право общей долевой собственности на 2/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес> и на 2/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес>.

Представитель истцов Бронниковой О.А. и Козловой Т.А., действующая на основании доверенностей Богачева Н.В., также уточнила исковые требования и просила: 1. признать за Бронниковой О.А. и Козловой Т.А. право общей долевой собственности на жилой дом в деревне <адрес> площадью кв.м по 1/5 доли в праве собственности за каждой; 2. признать за Бронниковой О.А. и Козловой Т.А. право общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес> по 1/5 доли в праве собственности за каждой; 3. признать за Бронниковой О.А. и Козловой Т.А. право общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес> по 1/5 доли в праве собственности за каждой.

В судебном заседании 16 декабря 2010 года истец Черняева С.М., действующая также по доверенности истца Миронова Д.А., и Богачева Н.В., действующая на основании доверенностей истцов Козловой Т.А. и Бронниковой О.А., отказались от исковых требований в части признания права долевой собственности на земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес> с кадастровым , указав, что нотариус выдал свидетельства о праве на наследство по закону на данный земельный участок, спор решен во внесудебном порядке.

В судебном заседании 28 декабря 2010 года истец Черняева С.М., действующая также по доверенности истца Миронова Д.А., и Богачева Н.В., действующая на основании доверенностей истцов Козловой Т.А. и Бронниковой О.А., заявленные исковые требования поддержали, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении, и дополнительно пояснили, что спорный жилой дом в порядке приватизации был передан в долевую собственность Миронову А.В., Черняевой С.М. и Миронову Д.А., в связи с чем их доли в праве собственности на этот дом признаются равными по 1/3 доли в праве собственности каждому. Дети Миронова А.В. - Миронов Д.А., Бронникова О.А., Козлова Т.А. обратились с заявлением к нотариусу о принятии наследства после смерти отца Миронова А.В., а сын Миронов Н.А. отказался от причитающейся ему доли наследства в пользу брата Миронова Д.А.

Представитель ответчика Администрации Андреевского сельского поселения, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание 28 декабря 2010 года не явился, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, возражений по существу спора не представил.

Ранее, в судебном заседании 16 декабря 2010 года представитель Администрации Андреевского сельского поселения Тупико Л.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в части признания права собственности на земельный участок, расположенный в деревне <адрес>, ссылаясь на наличие спора о границах этого земельного участка и на отсутствие в собственности наследодателя Миронова А.В. занимаемого им земельного участка при жилом доме в деревне Новинки.

Представитель ответчика Администрации Александровского района, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя администрации, указав об отсутствии возражений по существу иска.

Третье лицо Миронов Н.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования считает обоснованными.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.

На основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В соответствии со п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Как видно из свидетельства о смерти, копия которого приобщена к материалам дела, Миронов А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

На л.д. 15 имеется копия свидетельства о браке, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Мироновым А.В. и Черняевой С.М..

К материалам дела приобщены личные документы Миронова Д.А., Мироновой О.А. (после замужества - Бронникова), Мироновой Т.А. (после замужества - Козлова), а именно копии свидетельств о рождении, свидетельств о заключении брака, из которых следует, что их отцом является Миронов А.В. (л.д. 16, 71, 72, 73, 74, 75).

Из наследственного дела , открытого нотариусом Александровского нотариального округа Пожиловой Н.В. после смерти Миронов А.В., следует, что наследниками, принявшими наследство после его смерти являются: Черняева С.М., Миронов Д.А., Козлова Т.А., Бронникова О.А. (л.д. 56, 57, 60, 63), Миронов Н.А. отказался от причитающейся ему доли наследства в пользу Миронова Д.А. (л.д. 67).

ДД.ММ.ГГГГ Черняевой С.М., Бронниковой О.А., Козловой Т.А. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество оставшееся после смерти Миронова А.В., а именно по 1/5 доли в праве собственности каждому на земельный участок площадью кв.м, находящийся в деревне <адрес>, и по 1/5 доли в праве собственности каждому на права на денежные средства, хранящиеся в Сберегательном Банке РФ. Миронову Д.А. выданы свидетельства на 2/5 доли в праве собственности на указанный земельный участок и 2/5 доли в праве собственности на денежные средства, хранящиеся в Сберегательном Банке РФ, ввиду отказа в его пользу сына наследодателя Миронова Н.А. (л.д. 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115).

Также, Черняевой С.М. выдано свидетельство о праве собственности на 1/2 долю в праве собственности на автомобиль марки <данные изъяты> года выпуска, являющийся общим совместным имуществом супругов (л.д. 116). Козловой Т.А., Бронниковой О.А. и Черняевой С.М. выданы свидетельства о праве на наследство по закону по 1/5 доли в праве на 1/2 доли в праве собственности на указанный автомобиль, Миронову Д.А. на 2/5 доли в праве на 1/2 доли в праве собственности на автомобиль (л.д. 117, 118, 119, 120).

Из объяснений истцов следует, что на спорное имущество в виде жилого дома и земельного участка в деревне <адрес> им свидетельства о праве на наследство не выданы, поскольку в правоустанавливающих документах на данные объекты недвижимости имеются разночтения.

Наличие жилого дома общей площадью <адрес> кв.м, в том числе жилой кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, дом , подтверждается техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.20-26).

Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ в исполнительном органе местного Совета народных депутатов, Миронов А.В. и Черняева С.М., на семью из трех человек, приобрели жилой дом общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, расположенный в д. <адрес> (л.д. 18).

На л.д. 93 имеется справка Александровского филиала ГАУ Владимирской области «БТИ» из которой следует, что расположенный в д. <адрес> жилой дом состоит из семи комнат и имеет общую площадь кв.м, жилую - кв.м.

Выписка из технического паспорта архива технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает изменение площадей спорного жилого дома за счет уточнения при инвентаризации БТИ ( уменьшение общей площади на кв.м и жилой площади на кв.м) (л.д.94).

Из справки Администрации Андреевского сельского поселения Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на день приватизации указанного жилого дома в д. <адрес> в нем были зарегистрированы и проживали: Миронов А.В., Черняева С.М. и Миронов Д.А (л.д. 17).

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 3.1 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года № 1541-1 предусмотрено, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

В силу ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ранее действовавшая редакция статьи 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривала регистрацию указанного договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Таким образом, спорный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности Миронову А.В., Черняевой С.М. и Миронову Д.А. по 1/3 доле в праве собственности каждому.

Наследственное имущество, оставшееся после смерти Миронова А.В., составляет 1/3 долю в праве собственности на жилой дом в деревне <адрес> общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м.

Согласно приобщенному к материалам дела свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании Постановления администрации Елькинского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, Миронову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью га в деревне <адрес> (л.д. 31).

Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает право собственности Миронова А.В. на спорный земельный участок площадью кв.м в деревне <адрес> ( л.д.33).

Наличие указанного выше земельного участка подтверждается кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым , площадью кв.м, расположенного в деревне <адрес>, где его собственником указан Миронов А.В. ( л.д.32).

Доводы представителя ответчика Администрации Андреевского сельского поселения Тупико Л.И. об отсутствии в собственности Миронова А.В. данного земельного участка опровергаются материалами дела и показаниями свидетелей.

Допрошенные в качестве свидетелей К1., К2 и Г* показали, что при жизни Миронов А.В. владел и пользовался земельным участком, находящимся при жилом доме в деревне <адрес>; на данном земельном участке высаживались сельскохозяйственные культуры, установлены теплицы и возведены хозяйственные постройки, забор.

Кроме этого, как следует из кадастрового паспорта земельного участка площадью кв.м в деревне <адрес>, границы этого участка на местности в соответствии с требованиями законодательства не установлены, в связи с чем споры о границах данного земельного участка могут быть решены при проведении землеустроительных работ.

Учитывая положения закона, а также то, что истцы по делу приняли наследство после смерти Миронова А.В., исковые требования Черняевой С.М., Миронова Д.А., Бронниковой О.А. и Козловой Т.А. о признании права собственности на земельный участок площадью кв.м и жилой дом в деревне <адрес> подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Черняева С.М., Миронов Д.А., Бронникова О.А. и Козлова Т.А. удовлетворить.

Признать за Черняева С.М. право собственности на 1/15 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом в деревне <адрес> общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, с кадастровым ; считать долю Черняева С.М. в праве собственности на данный жилой дом равной 6/15 долям в праве собственности.

Признать за Миронов Д.А. право собственности на 2/15 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом в деревне <адрес> общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, с кадастровым ; считать долю Миронов Д.А. в праве собственности на данный жилой дом равной 7/15 долям в праве собственности.

Признать за Бронникова О.А. право собственности на 1/15 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес> в деревне <адрес> общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, с кадастровым .

Признать за Козлова Т.А. право собственности на 1/15 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом в деревне <адрес> общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, с кадастровым .

Признать за Черняева С.М. право собственности на 1/5 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м с кадастровым , расположенный в деревне <адрес>.

Признать за Миронов Д.А. право собственности на 2/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м с кадастровым , расположенный в деревне <адрес>.

Признать за Бронникова О.А. право собственности на 1/5 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м с кадастровым , расположенный в деревне <адрес>.

Признать за Козлова Т.А. право собственности на 1/5 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью кв.м с кадастровым , расположенный в деревне <адрес>.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья             И.В. Маленкина

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение вступило в законную силу 12 января 2011 года.

Судья: