Решение № 2-382-2011 об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов СНД Александровского района о регистрации кандидидата (решение не вступило в законную силу !)



Дело № 2-382/2011 г.         Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров        «10» февраля 2011 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Максимовой Н.Н.

с участием прокурора     Корсунской Ю.А.

при секретаре       Шишкиной Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фомина А.К. об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Совета народных депутатов Александровского района от *** года № *** о регистрации кандидата Филь А.М.,

У С Т А Н О В И Л:

Фомин А.К. обратился в суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Совета народных депутатов Александровского района от *** года № *** о регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Филь А.М.

В обоснование заявленного требования указал, что решением Совета народных депутатов Александровского района от 15.12.2010 года № 150 выборы депутатов Совета народных депутатов Александровского района назначены на 13.03.2011 года. На основании постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 Александровского района от *** года № *** в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 зарегистрирован Филь А.М. Полагает, что указанное постановление вынесено с нарушением требований закона, поскольку подписные листы не соответствуют форме, установленной законом, содержат неоговоренные исправления, в сведениях об избирателях в графе «адрес места жительства» не содержится наименования субъекта Российской Федерации.

Заявитель Фомин А.К., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя Фомина А.К.

В судебном заседании представитель заявителя Тихонова М.В., действующая на основании доверенности, в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ уточнила заявление в части оснований заявленного требования и просила признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 Александровского района от *** года № *** о регистрации Филь А.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатном избирательному округу № 2 по следующим основаниям. Оформление подписных листов кандидата Филь А.М. не соответствует установленной форме согласно приложению № 4 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области». Подписные листы в сведениях обо всех избирателях в графе «адрес места жительства» не содержат наименования населенного пункта и субъекта Российской Федерации. В подписном листе № 1 в сведениях об избирателях не содержится буквенного указания дома и квартиры в графе «адрес места жительства». Полагала, что указанные нарушения являлись основанием для отказа окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 в регистрации кандидата Филь А.М.

Представители заинтересованных лиц территориальной избирательной комиссии Александровского района Шушарина Е.А. и окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Совета народных депутатов Александровского района Зыкунова О.М. возражали против удовлетворения заявления Фомина А.К., полагая, что отсутствуют предусмотренные законом основания для отмены регистрации кандидата Филь А.М.

Заинтересованное лицо Филь А.М. возражал против удовлетворения заявления, полагая, что отсутствие в подписных листах в адресе места жительства избирателей наименования населенного пункта, субъекта Российской Федерации, а также отсутствие буквенного указания дома и квартиры не препятствует однозначному восприятию сведений об адресе места жительства избирателей и исключает иное толкование указанных данных.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Корсунской Ю.А., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

На основании п. 2 ст. 31 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» от 13.02.2003 № 10-ОЗ количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также для назначения голосования по отзыву составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

В силу п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Согласно п. 1 ст. 32 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4).

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 5 ст. 3 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 ст. 38 настоящего Федерального закона), либо при наличии решения политической партии, указанной в п.16 или п. 16.2 ст. 38 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

В соответствии с подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в подп. «д» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» от 13.02.2003 № 10-ОЗ.

Согласно подп. «е» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист.

В силу п. 15 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» при обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с п. 44 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

На основании п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Решением Совета народных депутатов Александровского района от 15.12.2010 года № 150, вступившим в силу со дня его официального опубликования, очередные выборы депутатов в Совет народных депутатов Александровского района назначены на 13 марта 2011 года.

Согласно постановлению окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 Александровского района от *** года № *** Филь А.М. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения на основании представленных подписей избирателей (л.д. 6).

В соответствии с постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 Александровского района от *** года № *** Фомин А.К., выдвинутый Советом регионального отделения политической партии Справедливая Россия во Владимирской области, зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 на основании п. 19 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области (л.д. 7).

Согласно сведениям, представленным суду территориальной избирательной комиссией Александровского района, на территории избирательного округа № 2 зарегистрировано 5723 избирателей, и в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов по избирательному округу № 2, составляет 57.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Филь А.М. представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 2 Александровского района документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в его поддержку, в количестве 1 папки на 9 листах с 63 подписями избирателей.

Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 2 Александровского района, проверив соответствие порядка выдвижения Филь А.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района по одномандатному избирательному округу № 2 требованиям закона, а также достоверность сведений, содержащихся в подписных листах, и документах, необходимых для регистрации кандидата, признав все подписи избирателей в подписных листах достоверными, на основании постановления от *** года № *** произвела регистрацию Филь А.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва.

Исследовав в судебном заседании подписные листы в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Филь А.М., установлено, что во всех подписях избирателей в графе «адрес места жительства» не содержится наименования субъекта Российской Федерации - Владимирская область, а также во всех подписях избирателей, за исключением одной подписи (лист № 3 строка 2), в графе «адрес места жительства» не содержится наименования населенного пункта - город Александров.

Требования к указанию адреса места жительства избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата предусмотрены в приведенных выше положениях избирательного законодательства, которое не предоставляет кандидату право принимать решение о сокращении в адресе места жительства избирателей в виде не указания наименования населенного пункта и субъекта Российской Федерации.

Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства избирателей. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Филь А.М. в адресе места жительства избирателей наименования населенного пункта и субъекта Российской Федерации является нарушением закона, что позволяет признать подписи избирателей недействительными в соответствии с подп. «е» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».

Вместе с тем, доводы заявителя о том, что оформление подписных листов кандидата Филь А.М. не соответствует установленной форме согласно приложению № 4 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», а также в подписном листе № 1 в сведениях об избирателях не содержится буквенного указания дома и квартиры, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Законом Владимирской области от 09.12.2010 года № 117-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» внесены изменения, в том числе изменения в приложение № 4 к Закону Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».

Согласно п.п. 1, 3 ст. 2 Закона Владимирской области от 09.12.2010 года № 117-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением пункта 7 статьи 1 настоящего Закона. Положения настоящего Закона применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона.

Закон Владимирской области от 09.12.2010 года № 117-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» опубликован в газете «Владимирские ведомости» № 318 11.12.2010 года, и следовательно вступил в силу 22.12.2010 года.

Решение Совета народных депутатов Александровского района от 15.12.2010 года № 150 «О дате выборов в Совет народных депутатов Александровского района» было первоначально опубликовано в газете «Владимирские ведомости» № 324 18.12.2010 года, и следовательно вступило в силу 18.12.2010 года.

Таким образом, действие Закона Владимирской области от 09.12.2010 года № 117-ОЗ не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов депутатов в Совет народных депутатов Александровского района третьего созыва, назначенных до вступления в силу указанного закона.

Действующее избирательное законодательство не предусматривает в качестве основания для отмены регистрации кандидата отсутствие в подписных листах в сведениях об избирателях буквенного указания дома и квартиры в адресе места жительства избирателей при указании в соответствии с требованиями закона номера дома и квартиры.

На основании изложенного заявление Фомина А.К.об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 от *** года № *** о регистрации кандидата Филь А.М. подлежит удовлетворению, а указанное постановление подлежит признанию незаконным и отмене ввиду признания судом недействительными в соответствии с подп. «е» п. 12 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Филь А.М.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Фомина А,К. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Совета народных депутатов Александровского района от *** года № *** о регистрации Филь А.М. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Максимова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу.

Судья: