Решение № 2-936/2010 о признании незаконным п.22 постановления администрации Александровского района



Дело № 2-936/10                                                                                                      **

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Александров                                                                                     «09» ноября 2010 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                                        Чернявской И.Н.,

с участием прокурора                                                      Корсунской Ю.А.,

при секретаре                                                                       Лобановой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов С. к администрации Александровского района Владимирской области о признании незаконным в части постановления главы администрации Александровского района Владимирской области от (дата). об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Александровский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав и законных интересов С. с иском к администрации Александровского района Владимирской области о признании незаконным п.22 постановления главы администрации Александровского района от (дата) об отказе в постановке С., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязании принять С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что С., (дата) г.р. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2-ой группы по общему заболеванию.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010г.) установлено, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», должны быть обеспечены жильем.

(дата). С. обратился в администрацию Александровского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготной категории как ветеран Великой Отечественной войны, однако пунктом 22 постановления главы Александровского района от (дата) ему в этом отказано по основаниям, предусмотренным п.23 «Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма», утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения составляет более 12 кв.м на каждого члена семьи.

Из письма первого заместителя главы администрации Александровского района от (дата) исх. № С-01-26-1005, направленного С., следует, что ему отказано в связи с тем, что он проживает в принадлежащей внучке С* ** доле жилого дома по <адрес> площадью ** кв.м, является членом ее семьи, а учитывая, что они вдвоем зарегистрированы в доме, обеспеченность жильем на одного человека составляет более 12 кв.м - учетной нормы в Александровском районе.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что согласно нотариально удостоверенному договору дарения от (дата) С. подарил внучке С* принадлежавшую ему ** долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью ** кв.м, в том числе жилой ** кв.м, расположенный по <адрес>.

Долевое участие С* в праве собственности на указанный дом (дата) зарегистрировано Александровским филиалом учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Владимирской области, запись .

С. и С* зарегистрированы и проживают в данном жилом помещении, в котором также фактически проживает супруг последней -

По данным технического паспорта вышеуказанного домовладения, составленного по состоянию на (дата), принадлежащая С* доля состоит из ** смежных комнат площадью соответственно ** кв.м.

С., который занимает меньшую комнату, членом семьи собственника жилого помещения не является, общего хозяйства они не ведут, сведения о его зарегистрированных правах на другие жилые помещения в органах БТИ и Управлении Росреестра по Владимирской области отсутствуют.

В связи с тем, что С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, не вселялся в него в качестве члена семьи С*, отказ администрации в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не основан на законе, нарушает его жилищные права.

В судебном заседании участвующий по делу прокурор Корсунская Ю.А. заявленные требования поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства и доводы, что и в исковом заявлении.

Истец С., извещенный о времени и месте судебного заседания, в него не явился, в связи с чем суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Представитель С. - его сын С**, действующий по нотариально удостоверенной доверенности, заявленные прокурором в интересах его отца требования, поддержал. Пояснил, что дом по ул.<адрес> изначально строился отцом, а также братом и сестрой отца на три семьи. Проживая с родителями и сестрой в принадлежащей отцу ** части дома, он (С**) в (дата) году женился и ушел жить к жене, потом вышла замуж сестра К., которая ушла жить к мужу. Дочь сестры, а его племянница С*, у которой не сложились отношения с отчимом, оставалась жить с бабушкой и дедушкой. После смерти матери в (дата) году состояние здоровья отца ухудшилось, в (дата) году у сестры также обнаружили серьезное заболевание. В (дата) году отец, опасаясь за свое и ее здоровье, учитывая, что у него (С**) есть жилье, подарил свою часть дома внучке С*, которая, с (дата) года проживает в доме со своей семьей, зарегистрировала первый, а затем второй брак, общего хозяйства с дедом, который членом ее семьи не является, не ведет. Фактически племянница занимает комнату площадью ** кв.м, отец - комнату площадью ** кв.м. В (дата) году отца парализовало, основной уход за ним осуществляет сестра К., которая распоряжается его пенсией, покупает продукты питания, ежедневно готовит ему еду, оплачивает коммунальные услуги. Он помогает сестре ухаживать за отцом, который выдал на его имя доверенность на представительство его интересов по всех компетентных органах.     

Представитель ответчика - администрации Александровского района Владимирской области - Архипова Э.Е., действующая по доверенности, иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве. Пояснила, что не считают С. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Подарив принадлежавшую ему на праве собственности ** часть дома внучке С*, он остался проживать в этой части дома общей площадью ** кв.м, состоящей из ** жилых комнат площадью ** кв.м, ** кв.м и кухни - ** кв.м. С. и С* зарегистрированы в доме вдвоем, на каждого из них приходится не менее ** кв.м, что выше учетной нормы, установленной решением Совета народных депутатов Александровского района от 16.08.2005г. № 145, в размере 12 кв.м. Утверждение прокурора о том, что С. фактически занимает только одну комнату в доме площадью ** кв.м, которая размером менее учетной нормы, в связи с чем является нуждающимся, не основано на положениях ч.2 ст.51 ЖК РФ.В соответствии с п.2 ст.675 ГК РФ, переход права собственности на жилое помещение к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования им членами семьи прежнего собственника, а также не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. Кроме того, в силу положений ч.1 ст.31, ч.1 ст.69 ЖК РФ другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи собственника, если они вселены в качестве членов его семьи, а нанимателя, - если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. С. как наниматель жилого помещения несет расходы по содержанию жилья, пользуется льготами по оплате, что подтверждает равенство прав, как членов семьи собственника, так и тех лиц, которые не относятся к данной категории граждан. Полагает, что С. обоснованно включен администрацией в состав членов семьи собственника, с которым ведет общее хозяйство, а отношения по пользованию С. жилым помещением возникли на законных основаниях, что не препятствует защите его интересов как нанимателя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из данной конституционной нормы, ч.1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

  1. не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
  2. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  3. не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих», на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод защиту прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

При этом согласно п.9 данного Постановления правильное определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке главы 25 ГПК РФ или подача искового заявления).

В силу п.п.15,20 вышеуказанного Постановления обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате совершения оспариваемых действий возложена на заявителя, а обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые их приняли или совершили.

Исходя из положений ч.ч.2-3 ст.49 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны малоимущие граждане, а также иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст.14-21, ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 27.07.2010г.), вне зависимости от их имущественного положения и срока постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ч.1 ст.9 вышеприведенного Закона реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии с подп.3 ч.1 ст.13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение жилых помещений.

Пунктом 4 статьи 14 Закона среди мер социальной поддержки инвалидов войны предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из положений п.3 ч.1 ст.15 указанного Закона, в числе мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также предусмотрено обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета.

При этом в силу п.5 ст.15 Закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами, в том числе вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного медицинского освидетельствования.

Порядок и механизм обеспечения ветеранов жильем предусмотрены ст. 23.2 Закона № 5-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009г. № 135-ФЗ, от 21.12.2009г. № 327-ФЗ), в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14.15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Указом Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», должны быть обеспечены жильем.

В силу ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с подп.1,2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как следует из положений ч.ч.4-5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета народных депутатов округа Александров Владимирской области от 16.08.2005 № 145 «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях» утверждена учетная норма 12 кв. метров общей площади для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 06.05.2005г. № 49-ОЗ утвержден «Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Порядок), устанавливающий единые правила ведения органами местного самоуправления такого учета.

В соответствии с п.п.2-3, п.5 Порядка малоимущие граждане и иные определенные федеральным законом или законом Владимирской области категории граждан, признанные по установленным частью 1 статьи 51 ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Исходя из положений п.п. 6-9 Порядка, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принятие на учет осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства, на заседаниях жилищной комиссии на основании заявлений граждан, к которому должны быть приложены перечисленные в ст.9 документы.

Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.

Согласно п.п.22-23 Порядка уведомление об отказе в принятии на учет выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данного решения с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.23 настоящего Порядка, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные пунктом 9 настоящего порядка все необходимые для принятия на учет документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; не истек срок, предусмотренный пунктом 5 настоящего Порядка.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела копии паспорта , пенсионного удостоверения от (дата), удостоверения Александровского объединенного горвоенкомата, справки серии МСЭ-2009 от (дата) С., (дата) года рождения, гражданин РФ, является пенсионером, участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы (акт от (дата)) по общему заболеванию бессрочно, имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах».

Из материалов дела следует, что (дата) С. обратился в администрацию Александровского района с заявлением о постановке его на учет на получение жилья.

Решением жилищной комиссии при администрации Александровского района от (дата) С. отказано в принятии на учет на основании п.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ, так как обеспеченность жилой площадью составляет более учетной нормы, рекомендовано обратиться с заявлением в межведомственную комиссию о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно п. 22 постановления Главы Александровского района Владимирской области от (дата) С. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из уведомления руководителя исполнительного органа местного самоуправления от (дата) усматривается, что С. отказано на основании п.23 Закона Владимирской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 06.05.2005г. № 49-ОЗ, то есть представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как обеспеченность общей площадью составляет более 12 кв.м на каждого члена семьи.

Из ответа С. первого заместителя главы администрации Александровского района Владимирской области от (дата) также следует, что он проживает в жилом доме общей площадью ** кв.м, ** доля которого, составляющая ** кв.м. принадлежит его внучке на праве собственности. На данной площади зарегистрировано ** человека, то есть его обеспеченность общей площадью составляет более учетной нормы, утвержденной в размере 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

Аналогичный ответ от (дата) направлен главой Александровского района депутату Законодательного Собрания Владимирской области, из которого следует, что С. проживает с внучкой, которая является членом его семьи.

Исходя из положений ч.2 ст.53 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, а также собственника, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

В силу ч.2 ст. 54 наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящее статьи, приобретают равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами и нанимателем не было достигнуто иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Согласно ст.127 ЖК РСФСР граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома) пользуются им для личного проживания и проживания членов их семей, вправе вселять в дом других граждан.

Члены семьи собственника жилого дома (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, если при их вселении не было оговорено иное.

Как следует из положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, вступившего в силу с 01.03.2005г., и разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, для признания которых членами его семьи достаточно только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки и другие) могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения, если они вселены им в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение: а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.

Пунктом 12 вышеуказанного Постановления Пленума предусмотрено, что в силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.

В суде не являлся спорным тот факт, что С. и С* являются родственниками, а именно дедушкой и внучкой.

Как следует из нотариально удостоверенного договора дарения доли в праве собственности на жилой дом от (дата) , С. подарил С* принадлежащую ему ** долю в праве собственности на жилой дом общей площадью ** кв.м, в том числе жилой ** кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

(дата) данный договор зарегистрирован учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Владимирской области за и на его основании С* выдано свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности .

Из технического паспорта вышеуказанного жилого дома, составленного по состоянию на (дата), следует, что помещение общей площадью ** кв.м, в том числе жилой ** кв.м состоит из ** жилых помещений площадью ** кв.м и кухни площадью ** кв.м.

Согласно справке уличкома и домовой книги в данной части дома зарегистрированы: С. - с (дата) и С*- с (дата).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С* показала, что в доме проживает с рождения. Когда ее мать К., до брака - ** вышла замуж, то ушла жить к мужу, а она осталась в доме с бабушкой и дедушкой **., так как ее отношения с отчимом не сложились. После смерти бабушки они остались проживать в доме вдвоем с дедом. В ** году она начала работать, вышла замуж, ее супруг Л. также стал жить в доме. (дата) она расторгла с ним брак, а с августа (дата) года стала проживать в доме в гражданском браке с М., с которым в ** году зарегистрировала брак. В ** году ее матери и дочери С. - К. сделали онкологическую операцию, после чего дед, опасаясь за состояние своего здоровья и матери, в ** году подарил свою долю дома ей (С*). С ** года они с дедом проживают разными семьями, совместного хозяйства не ведут, членом ее семьи он не является. Уход за дедом на протяжении всего этого времени осуществляет ее мать К., супруг которой умер в ** году, также ей помогает ее брат С** Мать распоряжается пенсией деда, готовит ему еду, кормит его, покупает лекарства. Еще при жизни бабушки в доме сложился порядок пользования комнатами, в соответствии с которым дед занимает комнату меньшего размера площадью ** кв.м., а она с супругом проживает в большей комнате, каждый оплачивает свою долю коммунальных услуг.

Свидетель К. - мать С* и дочь С. дала аналогичные показания. Дополнительно пояснила, что изначально в доме проживали ее родители, она и брат С** Потом брат женился и ушел из дома, затем она вышла замуж и стала проживать у мужа. С ** года дочь проживает в доме со своей семьей, общего хозяйства с дедом не ведет, членом ее семьи он не является. Уход за парализованным отцом осуществляет она (К.), помогает брат С** Отец сам расписывается в получении пенсии, которую затем отдает ей. Она полностью распоряжается его пенсией, покупает ему продукты, лекарства, готовит особую еду, оплачивает за него коммунальные услуги.

Согласно свидетельствам о расторжении брака и о заключении брака , (дата) расторгнут брак между Л. и Л*, которой после этого присвоена фамилия «**», (дата) заключен брак между М. и С*

По сообщениям отделения по округу Александров Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ», а также Александровского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области сведения о зарегистрированном праве собственности на жилые помещения за С. отсутствуют.

Как видно из представленных суду справок об оплате по лицевому счету на (дата) МП ПУВКХ г.Александрова, договора газоснабжения, лицевой счет , квитанций ООО «Владимиррегионгаз» на (дата), карточки абонента ООО «Владимирская энергетическая компания» на (дата), они выданы как на имя С*, так и С.

Таким образом, судом установлено, что С. и его внучка С*, состоящая в зарегистрированном браке, с (дата) года ведут раздельное хозяйство, имеют различный бюджет и источники доходов, каждый их них оплачивает свою долю коммунальных платежей самостоятельно, постоянный уход за истцом осуществляет не С*, а иные родственники, в качестве члена семьи собственника жилого помещения С. в дом не вселялся.

При таких обстоятельствах, исходя из требований как ранее действовавшего, так и ныне действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что С. не являлся, не является и не может быть признан членом семьи собственника жилого помещения С*

В фактическом пользовании С., который членом семьи собственника не является, находится одна комната в доме площадью ** кв.м., при этом вышеуказанным договором дарения не предусмотрено, что право пользования жилым помещением будет носить для С. бессрочный характер, а, следовательно, может быть в любое время прекращено по предусмотренным законом основаниям.

С. произвел отчуждение принадлежащей ему доли в доме до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, со времени указанных действий, которые были совершены не преднамеренно, а в силу иных жизненных обстоятельств, прошло более пяти лет.

Учитывая, что С. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, имеются основания для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ и подп. «а» п. 3 Закона Владимирской области от 06.05.2005г. № 49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в связи с чем постановление от (дата) об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в части п.22, которым отказано С., является незаконным.

Являясь ветераном Великой Отечественной войны, С., согласно, Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, в том числе право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона и на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 (ред. от 09.01.2010).

Как видно из материалов дела, уведомление С. об отказе в принятии на учет датировано (дата) С., не имея возможности самостоятельно обратиться за обжалованием решения об отказе в суд в силу возраста и состояния здоровья, реализовал это право путем обращения к прокурору с заявлением от (дата), то есть в пределах трехмесячного срока, в связи с чем суд считает, что в данном случае соблюден предусмотренный ст.256 ГПК РФ срок на обращение в суд.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов С. удовлетворить.

Признать незаконным в части пункта 22 постановление главы администрации Александровского района Владимирской области от (дата) об отказе С. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию Александровского района Владимирской области принять С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с (дата)

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение 10 дней.

Судья        И.Н.Чернявская

**

**

Решение вступило в законную силу «03» февраля 2011 года.

**