Решение №2-417/11 об отмене постановления ТИК о регистрации списка кандидатов партии `Единая Россия`



Дело № 2-417-2011                             <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                                 Шванской Л.Н.,

при секретаре                                                       Фроловой А.А.,

с участием прокурора                      Фетисова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Александрове гражданское дело по заявлениюизбирательного объединения - Владимирское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Александровского района о регистрации списка кандидатов Политической партии «Единая Россия»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Александровского районного совета депутатов от 15.12.2010г. №150 очередные выборы депутатов Совета народных депутатов Александровского района назначены на 13 марта 2011г.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Александровского района по результатам проверки соблюдения действовавшего законодательства, вынесено постановление о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением - Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по единому избирательному округу.

Избирательное объединение - Владимирское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» обратилось в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Александровского района о регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательным объединением - Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по единому избирательному округу ссылаясь на то, что такая регистрация произведена с нарушением требований закона.

Из представленных партией «Единая Россия» документов, часть их не соответствует требованиям избирательного законодательства.

В представленном протоколе от ДД.ММ.ГГГГ местное отделение партии «Единая Россия» Александровского района называется - Местное отделение Всероссийской партии «Единство и Отечество - Единая Россия» Александровского района.

Среди документов отсутствует решение компетентного органа о переименовании местного отделения партии.

По его мнению, приобщенный протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания Регионального Политического Совета Владимирского регионального отделения Всероссийской партии «Единство и Отечество» - «Единая Россия», на котором обсуждался вопрос о переименовании местных партий нельзя признать легитимным, так как в нем отсутствует постановляющая часть.

Среди документов для выдвижения списка кандидатов в Территориальную избирательную комиссию было представлено Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Владимирское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия», выданное Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области, тогда как следовало представить копию Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, полученную от Федеральной налоговой службы территориальным органом Минюста России, выданную политической партии.

По мнению заявителя, в соответствии с п.п. «в» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области это обстоятельство являлось основанием для в регистрации списка кандидатов.

Во всех представленных партийных документах, в которых необходима подпись секретаря Регионального политического совета Владимирского регионального отделения ВПП «Единая Россия» ФИО3, имеется не подпись, а оттиск печати подписи, что подтверждается заключением графологической экспертизы. Такими оттисками печати подписи заверены следующие документы: копия Устава партии, копия Свидетельства о регистрации регионального отделения партии, выданная Управлением Министерства юстиции РФ, копия протокола заседания Президиума Регионального политического совета партии о согласовании кандидатур от ДД.ММ.ГГГГ и другие документы.

По его мнению, заверение документов не подписью ответственного лица, а клише не допускается.

К представленным документам приобщена доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам, которая выдана до проведения конференции и назначения ФИО4 финансовым уполномоченным. Так, доверенность выдана ДД.ММ.ГГГГ, а заседание Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района, на котором ФИО4 назначен уполномоченным представителем указанного избирательного объединения, состоялось ДД.ММ.ГГГГ

Допущенные нарушения закона не позволяли комиссии зарегистрировать список кандидатов от политической партии «Единая Россия».

Представитель Избирательного объединения - Владимирское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» Патлусов Д.Г. просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии Александровского района о регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательным объединением - Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по единому избирательному округу ссылаясь на то, что такая регистрация произведена с нарушением требований закона.

Представители заинтересованных лиц Председатель Территориальной избирательной комиссии Александровского района Шушарина Е.А., представитель избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района Федоров А.В. возражают против удовлетворения заявления об отменен постановления комиссии, считая, что оно является законным и обоснованным.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Фетисова А.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗизбирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 27 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области»от13.02.2003 года № 10-ОЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Кодексом.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В силу п. 1, 2 ст. 28 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном настоящим Кодексом порядке.

Комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидата либо списка кандидатов, считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В силу подп. «а», «в» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Аналогичные требования к предоставляемым документам предусмотрены подп. 2, 3 п. 18 ст. 30 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».

На основании п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 ст. 38 настоящего Федерального закона), либо при наличии решения политической партии, указанной в п.16 или п. 16.2 ст. 38 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Согласно ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Решением Совета народных депутатов Александровского района от 15.12.2010 года № 150, вступившим в силу со дня его официального опубликования 18.12.2010 года, очередные выборы депутатов в Совет народных депутатов Александровского района назначены на 13 марта 2011 года.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по единому избирательному округу.

Среди представленных избирательным объединением в Территориальную избирательную комиссию документов имеются надлежащим образом заверенные копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Регионального Политического Совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» - Единая Россия о создании местных отделений партии, в том числе Местного отделения Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» - Единая Россия Александровского района, и протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Регионального Политического Совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» о переименовании местных отделений политической партии в связи с внесением изменений в учредительные документы, а именно о замене в наименовании местных отделений слов «Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» - Единая Россия» на «Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В этой части доводы представителя заявителя о нарушении требований закона избирательной комиссией при регистрации списка кандидатов противоречат установленным обстоятельствам дела.

Вместе с тем, упомянутый выше протокол имеет недостатки: не пропечатана его постановляющая часть.

В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 года №203/1272 «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ», если избирательная комиссия в срок, установленный п.1.1 ст.38 Закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п.п. «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Как установлено в суде, избирательному объединению такая возможность не была предоставлена, что повлекло нарушение пассивного избирательного права кандидатов, включенных в список.

        В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 451 определен орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регистрации и политических партии, - Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15 Закона «О политических партиях» федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, располагая информацией от налогового органа, уполномоченного вести единый государственный реестр юридических лиц, о внесении в реестр записи о политической партии или ее региональном отделении, выдает уполномоченному лицу политической партии документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Избирательным объединением представлена в Территориальную избирательную комиссию нотариальноудостоверенная копия документа, выданного территориальным управлением Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с требованиями закона.

К материалам дела приобщена доверенность, выданная ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> ФИО4 Владимирским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» быть уполномоченным представителем Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах Совета народных депутатов Александровского района.

Согласно протоколу заседания Местного политического совета Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района ФИО4 назначен уполномоченным представителем указанного избирательного объединения, состоялось ДД.ММ.ГГГГ

Доверенность выдана сроком по ДД.ММ.ГГГГ, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием избирательного объединения - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения, но на срок не более ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, доверенность полностью отвечала требованиям законодательства.

В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии Шушарина Е.А. пояснила, что при приеме документов от представителя избирательного объединения партии «Единая Россия» у нее не возникло сомнений в подлинности подписи секретаря Регионального политического совета Владимирского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО3 и печати Владимирского Регионального отделения политической партии «Единая Россия.

Ссылка представителя заявителя Патлусова Д.Г. на то, что по заключению технического эксперта, подписи от имени ФИО3 выполнены нанесением подписи с использованием одного и того же факсимиле, не может быть принята судом, поскольку избирательные правоотношения не относятся к предмету регулирования Федерального закона от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Иных доказательство по делу заявителем не представлено.

С учетом приведенного, по делу не установлено обстоятельств, свидетельствующих о допущении норм избирательного законодательства, которые бы могли явиться достаточными и законными основаниями для отмены постановления Территориальной избирательной комиссии об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Александровского района о регистрации списка кандидатов политической партии «Единая Россия».

Руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Оставить без удовлетворения заявление избирательного объединения - Владимирское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Александровского района о регистрации списка кандидатов Политической партии «Единая Россия»,

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Владимирского областного суда через Александровский городской суд.

Федеральный судья Л.Н. Шванская

Копия верна. Судья

37

Секретарь

Решение вступило в законную силу 04 марта 2011 г.

        Судья