Дело № 2-707-2011г. <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Александров «6» июля 2011 года Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Маленкиной И.В., при секретаре Туевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой И.В. к Управлению образования администрации Александровского района и Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 37 пос.Балакирево о взыскании недоначисленной суммы за очередной отпуск, У С Т А Н О В И Л: Киселева И.В. обратился в суд с иском к Управлению образования администрации Александровского района( далее по тексту - Управление образования) и Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 37 пос.Балакирево ( далее по тексту- МОУ СОШ № 37) о взыскании с Управления образования недонасленной суммы № рублей № копейки за отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указав, что работая учителем в МОУ СОШ № 37 ей был предоставлен очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При начислении отпускных в расчет средней заработной платы не были включены премиальные выплаты : № рублей - премия за сентябрь 2009 года, № рублей - премия за декабрь 2009 года, № рублей - стимулирующая надбавка в феврале 2010 года, № рублей - премия за март 2010 года, № рублей - стимулирующая надбавка за июнь 2010 года. Не согласившись с исключением стимулирующих выплат, премий и компенсационных выплат при расчете среднего дневного заработка для начисления отпускных, она обратилась с требованием о взыскании с Управления образования № рублей № копейки. В судебном заседании истец Киселева И.В. иск поддержала и пояснила, что выплаченные ей премии носят стимулирующий характер и по коллективному договору и положению о стимулирующих, компенсационных и иных выплатах работникам МОУ СОШ № 37 эти выплаты должны быть включены в расчет среднего заработка. Представитель истца Метелькова Г.И. поддержала позицию своего доверителя. Представитель ответчика Управления образования Доморощина Л.П., действующая на основании доверенности, иск признала частично и пояснила, что стимулирующие выплаты, премии входят в систему оплаты труда и должны быть учтены при расчете среднего заработка, а разовые премии, выплачиваемые из фонда экономии оплаты труда, не включаются в расчет среднего заработка. Представитель ответчика Управления образования Корочкина Е.В., действующая на основании доверенности, разрешение спора оставила на усмотрение суда и пояснила, что выплаченные истцу премии носили разовый характер, выплачивались из фонда экономии заработной платы и поэтому не должны включаться в расчет среднего заработка. Представитель ответчика Капранова И.Ю., действующая на основании доверенности, оставила разрешение спора на усмотрение суда, поддержав позицию Доморощиной Л.П. и Корочкиной Е.В. Представитель ответчика МОУ СОШ № 37 Чубарова О.С., считая иск обоснованным пояснила, что выплаченные истцу премии предусмотрены положением о стимулирующих, компенсационных и иных выплатах работникам МОУ СОШ № 37 и включаются в систему оплаты труда учителей школы. Заслушав объяснения истца, её представителя, представителей ответчиков, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст. 21 ТК РФ работник, в числе прочего имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель, в числе прочего обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. В соответствии со статьей 1 Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949 г.) "заработная плата" означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель выплачивает трудящемуся за труд, который выполнен либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны. В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В силу части 2 названной нормы, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Исчисление средней заработной платы производится по правилам, установленным ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 ( далее по тексту - Положение). В силу ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. В соответствии с п. 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п.3 Положения). По делу установлено, что Киселева И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МОУ СОШ № 37 в должности учителя математики ( л.д.6, 61) и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск ( л.д. 152). В июне 2010 года Киселевой И.В. выплачены отпускные в размере № рублей (л.д. 151,152). Не согласившись с указанной суммой Киселева И.В. обратилась в суд с настоящим иском, указывая на неправильное исчисление её среднего заработка без учета премиальных выплат, произведенных в течение года предшествующего отпуску. Согласно приказам по МОУ СОШ № 37 Киселевой И.В. были выплачены следующие премии: по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № премия в сумме № рублей за позитивные результаты во внеурочной деятельности по итогам учебного года; по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № премия в сумме № рублей за позитивные результаты во внеурочной деятельности по предмету ; по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № премия в сумме № рублей за достижение высоких результатов в учебно-воспитательном процессе; по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № премия в сумме № рублей за достижение высоких результатов в учебно-воспитательном процессе; по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № премия в сумме № рублей за достижение хороших результатов в учебно-воспитательном процессе и в связи с днем учителя ( л.д.89-96). Таким образом, Киселевой И.В. в расчетном периоде были выплачены премии на общую сумму № рублей. В положении о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений отрасли образования, утвержденного Постановлением Главы Александровского района от 30 сентября 2008 года № 2815, с учетом изменений внесенных Постановлением Главы Александровского района от 23 января 2009 года № 136, определено, что система оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Владимирской области и Александровского района (п.1.3). В МОУ СОШ № 37 имеется коллективный договор на 2009-2011 г.г., согласованный с трудовым коллективном школы ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в администрации Александровского района ДД.ММ.ГГГГ за № ( л.д.99-115). В п. 6.5 коллективного договора предусмотрено, что заработная плата исчисляется в соответствии с системой оплаты труда, предусмотренной Положением об оплате труда ( приложение № 2 к коллективному договору) и включает в себя : оплату труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, установленных в соответствии Постановлением Главы администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ №, доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда, другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством, Положением об оплате труда, локальными нормативными актами учреждения. В МОУ СОШ № 37 утвержден локальных акт - Положение о стимулирующих, компенсационных и иных выплат работникам СОШ № 37 п.Балакирево» ( далее по тексту - Положение от ДД.ММ.ГГГГ)( л.д.97-98,165). Так, Положением от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены стимулирующие выплаты, компенсирующие выплаты и иные выплаты. Стимулирующие выплаты включают в себя выплаты за качественное выполнение работ и высокие достижения в учебной или воспитательной работе, за высокие достижения в труде по завершению учебного, календарного года, за качественное выполнение работы по обеспечению учебного процесса или уставной деятельности учреждения и т.д. К иным выплатам, в частности, отнесено в случае экономии фонда оплаты труда производить выплаты, не ограниченные размером, всем работникам в зависимости от результативности вложенного труда : позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету, позитивные результаты по выполнению функций классного руководителя. Из объяснений представителя ответчика МОУ СОШ № 37 Чубаровой О.С. следует, что вышеуказанные премии были назначены к выплате истцу по согласованию с профсоюзным комитетом школы за позитивные результаты во внеурочной деятельности и за достижение хороших результатов в учебно-воспитательном процессе. Аналогичные показания дала свидетель П*, являющаяся председателем профкома школы. Исходя из вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о том, что выплаченные истцу премии за указанный период, предшествующий отпуску, входят в систему оплаты труда и подлежат учету в расчете среднего заработка для оплаты отпускных. В силу п.9 Положения при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. В соответствии с п.10 Положения средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Расчет отпускных, подлежащих выплате истцу, должен производиться следующим образом. Сумма выплат за расчетный период (июль 2009 года - июнь 2010 года), предшествующий отпуску, составляет: № № копеек ( сумма заработка, включенная в расчет отпускных) + № рублей ( сумма заработка, включенная в расчет отпускных) + № рублей ( суммы премий, которые не включались в расчет отпускных) = № рублей № копеек. Как установлено судом, в расчет среднего заработка для оплаты отпускных истцу не была включена денежная сумма № рублей. С учетом включения данной денежной суммы в расчет среднего заработка, истцу должно быть дополнительно начислено и выплачено № рублей № копейки ( № рублей : 295,9 дней Х 56 дней). Рассматривая вопрос об ответственности по выплате истцу неначисленной суммы отпускных, суд исходит из следующего. Как следует из объяснений представителей ответчика, Управление образование осуществляет централизованное финансовое обслуживание муниципальных образовательных учреждений Александровского района, производит начисление заработка учителям, в том числе и отпускных, формирует документы для соответствующего финансирования деятельности учреждений образования. Такие полномочия Управления образования предусмотрены и в положении об Управлении образования от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 63-75). При таких обстоятельствах, взыскание неначисленной и невыплаченной суммы отпускных в пользу истца должно производиться с Управления образования, а иск к МОУ СОШ № 37 должен быть отклонен. Суд считает несостоятельными доводы представителя Управления образования об отсутствии денежных средств для дополнительной выплаты истцу отпускных со ссылкой на региональный норматив для расчета заработка учителей, поскольку в законе Владимирской области от 9 декабря 2010 года № 118-ОЗ органам местного самоуправления предоставлено право при необходимости вносить коррективы в объеме финансирования, рассчитанные общеобразовательным учреждениям по нормативам, в пределах до 10 процентов общего объема. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика Управления образования в доход местного бюджета - бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден законом, в размере № рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Киселевой И.В. к Управлению образования администрации Александровского района удовлетворить. Взыскать с Управления образования администрации Александровского района недоначисленную сумму за отпуск в размере № рублей № копейки. Взыскать с Управления образования администрации Александровского района государственную пошлину в сумме № рублей. В иске к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 37 пос.Балакирево отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья И.В. Маленкина Копия верна. Судья: Секретарь: Решение обжалуется в кассационной инстанции Судья: