Дело №2-1281/2011г. *** РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Александров «23» сентября 2011 года Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Правдиной Н.В. при секретаре Рачковой А.Н., с участием прокурора Клубковой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александрове гражданское дело по иску Александровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования город Александров о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения, У с т а н о в и л: Александровский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО г.Александров о признании незаконным бездействия в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно в части непринятия мер по организации безопасности дорожного движения улично-дорожной сети в г.Александрове и обязании в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу установить на дороге в районе школы №*** по ул.*** в г.*** дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность» и нанесения на искусственную неровность разметки, в соответствии с требованиями ГОСТ и Правил дорожного движения РФ. В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в ходе которой было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, Администрацией МО г.Александров, как исполнительным органом местного самоуправления не предприняты меры к установлению необходимых дорожных знаков и нанесению дорожной разметки на искусственной неровности на дороге в районе школы №*** по ул.*** в г.***. *** прокурор уточнил исковые требования. Просил: признать незаконным бездействие Администрации МО г.Александров в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность» и нанесении разметки на искусственную неровность в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 и Р 52289-2004 на дороге у школы №*** по ул.*** в г.***; обязать Администрацию МО г.Александров в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить на дороге в районе школы №*** по ул.*** в г.*** по направлению от ул.*** к ул.*** по правой стороне дороги дорожные знаки 1.23 «Дети» на расстоянии 12м от перекрестка, 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (40км/ч), 1.17 «Искусственная неровность» на расстоянии 65м от перекрестка, 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (150м) на расстоянии 95м от перекреста, 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100м) и 5.20 «Искусственная неровность» на расстоянии 160м от перекрестка, по левой стороне дороги знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (150м) на расстоянии 256м от перекрестка, 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (20км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100м) и 5.20 «Искусственная неровность» на расстоянии 276м от перекрестка, 1.23 «Дети» на расстоянии 346м от перекрестка, 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40км/ч) и 1.17 «Искусственная неровность» на расстоянии 376м от перекрестка; нанести на искусственную неровность разметку 1.25 в соответствии с ГОСТом №Р 51256-99 и Правилами дорожного движения РФ. В судебном заседании прокурор Клубкова Е.С. уточненные исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала и дополнительно указала, что непринятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения, ставятся под угрозу жизнь здоровье, имущество граждан. Отметила, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится именно к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, бездействие в виде ненадлежащего установления, неустановки необходимых дорожных знаков и отсутствия дорожной разметки на искусственной неровности, является незаконным. Представитель ответчика Администрации МО г.Александров Малышева Е.Н., действующая по доверенности, согласившись с уточненными исковыми требованиями пояснила, что в настоящее время Администрацией предприняты меры по приобретению необходимых дорожных знаков, которые во исполнение решения суда, будут установлены. Одновременно указала на возможные затруднения в части нанесения дорожной разметки, связанные с технологическими требованиями, при использовании необходимых материалов. Представитель третьего лица ОМВД по России по Александровскому району - государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району Колесников А.А., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что в ходе проведенной в августе 2011г. операции «Внимание дети», были выявлены допущенные нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения в части отсутствия и несоответствия порядка установки дорожных знаков и нанесения дорожной разметки у ряда общеобразовательных учреждений г.Александрова, в том числе и на дороге в районе школы №*** по ул.*** в г.***. Указав, что ранее в адрес Администрации вносились предписания с требованиями об устранении выявленных нарушений, но должных мер не следовало, просил иск прокурора удовлетворить в полном объеме. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Согласно положениям ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие, (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно абз.4 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц. Согласно п.п.22, 24 вышеназванного Постановления, к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относится соблюдение срока обращения с заявлением в суд, при этом по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Исходя из положений ч.1 ст.256 ГПК РФ право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц возникает в течение 3-х месяцев со дня, когда обратившемуся стало известно о нарушении его прав и свобод. Как было установлено в ходе рассмотрения дела в августе 2011г. была проведена операция «Внимание дети» в ходе которой выявилось несоответствие ряда имеющихся дорожных знаков, а также их отсутствие и отсутствие дорожной разметки на дороге в районе школы №*** по ул.*** в г.***. По смыслу ст.256 ГПК РФ, в рассматриваемом случае течение трех месячного срока, в период которого прокурор мог обратиться в суд, началось в августе 2011г. Исковое заявление подано им 01.09.2011г. (вх.№06-04/10022), т.е. в установленный законом срок. В соответствии с п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения. В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ст.ст.2 и 13 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. В силу ч.4 ст.6 вышеназванного Закона, ораны местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения, при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Пунктом 2 ст.12 того же Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Согласно ст.21 Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Национальным стандартом РФ «Дороги автомобильные общего пользования Элементы обустройства Общие требовании», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. «270-ст (ГОСТ Р 52766-2007) установлено, что размещение дорожных знаков на дорогах осуществляется по ГОСТу Р 52289 и проектам организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке. Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», (далее ГОСТ Р 50597-93) утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993г. №221 установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно п.п.4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Национальным стандартом Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. ГОСТ Р 52605-2006», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006г. №295-ст установлено, что искусственные неровности устанавливаются перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах. Пунктом 5 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования город «Александров (городское поселение) установлено, что к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из имеющейся в материалах дела копии рапорта на имя Начальника ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району от *** следует, что у пешеходного перехода на ул.*** у шк.№*** на искусственной неровности отсутствует разметка, отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20, а также необходимо восстановить бордюрный камень (л.д.8-10). Согласно выкопировке из проекта организации дорожного движения участка дороги от пересечения улиц Терешковой и Гагарина по направлению к школе №*** предусмотрено наличие вышеназванных дорожных знаков и нанесение горизонтальной разметки на искусственную неровность (л.д.11-12). В ходе судебного разбирательства представитель Администрации согласился с уточненными прокурором исковыми требованиями в полном объеме, одновременно не оспаривая необходимости установки недостающих дорожных знаков и нанесения горизонтальной дорожной разметки на дороге в районе школы №*** по ул.*** в г.*** в соответствии с требованиями ГОСТа и Правил дорожного движения РФ. С учетом требований закона, выраженного согласия представителем ответчика с иском, суд приходит к выводу о допущенном со стороны Администрации МО г.Александрова бездействии, выразившегося в неисполнении возложенной на него обязанности, связанной с дорожной деятельностью в отношении участка дороги в районе школы №*** по ул.*** в г*** и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Иск Александровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации МО г.Александров в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность» и нанесении разметки на искусственную неровность в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 и Р 52289-2004 на дороге у школы №*** по ул***-*** в г.***. Обязать Администрацию МО г.Александров в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить на дороге в районе школы №*** по ул.*** в г.*** по направлению от ул.*** к ул.*** по правой стороне дороги дорожные знаки 1.23 «Дети» на расстоянии 12м от перекрестка, 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (40км/ч), 1.17 «Искусственная неровность» на расстоянии 65м от перекрестка, 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (150м) на расстоянии 95м от перекреста, 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100м) и 5.20 «Искусственная неровность» на расстоянии 160м от перекрестка, по левой стороне дороги знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (150м) на расстоянии 256м от перекрестка, 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (20км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100м) и 5.20 «Искусственная неровность» на расстоянии 276м от перекрестка, 1.23 «Дети» на расстоянии 346м от перекрестка, 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40км/ч) и 1.17 «Искусственная неровность» на расстоянии 376м от перекрестка. Обязать Администрацию МО г.Александров в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда нанести на искусственную неровность разметку 1.25 в соответствии с ГОСТом №Р 51256-99 и Правилами дорожного движения РФ. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в кассационном порядке через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Н.В. Правдина Копия верна. Судья: Секретарь: Решение вступило в законную силу "11" октября 2011 года. Судья: