№2-1300/2011 (о признании незаконным бездействия в области безопасности дорожного движения)



Дело №2-1300/2011г.                                                                                         <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Александров                                     «13» октября 2011 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи        Маленкиной И.В.,

при секретаре                           Артамоновой Е.Н.,

с участием прокурора        Клубковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александрове гражданское дело по иску Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Александров о признании незаконным бездействия в области обеспечения безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Александровский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО г.Александров о признании незаконным бездействия в области обеспечения безопасности дорожного движения в части непринятия мер по организации безопасности дорожного движения улично-дорожной сети в г.Александрове и обязании в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу установить на дороге в районе Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 6 г. Александрова (далее - МОУ СОШ № 6) искусственную неровность, оборудовать ее необходимыми дорожными знаками и разметкой в соответствии с ГОСТом.

В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, Администрацией МО г.Александров, как исполнительным органом местного самоуправления, не предприняты меры к установлению необходимых дорожных знаков и нанесению дорожной разметки на дороге в районе МОУ СОШ № 6 в г.Александрове.

В судебном заседании 13 октября 2011 года помощник прокурора Клубкова Е.С. уточнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие Администрации МО г.Александров в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков, предусмотренных п.п. 5.19.1 «Пешеходный переход», п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости», п.п. 1.23 «Дети» приложения № 1 к Правилам дорожного движения РФ в районе МОУ СОШ № 6 г. Александрова (фактический адрес: г. Александров, ул. Маяковского, д. 50); обязать Администрацию МО г.Александров в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить на дороге в районе МОУ СОШ № 6 по ул. Маяковского, д. 50 в г.Александрове по направлению от ул. Комсомольский поселок к ул. Южный проезд (перекресток) по левой стороне дороги по ул. Юбилейная г. Александрова дорожный знак, предусмотренный п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) Приложения на расстоянии 60 м от перекрестка; знак предусмотренный п.п. 1.23 «Дети» Приложения на расстоянии 90 м от пекрекрестка;от первой ветки железнодорожного переезда расположенной от ул. Маяковского по направлению к Комсомольскому поселку по правой стороне дороги по ул. Маяковского в г. Александрове знаки, предусмотренные п.п. 5.19.1 «Пешеходный переход», п.п. 5.19.2 «Пешеходный переход» Приложения на расстоянии 1 км 301 м от первой ветки железнодорожного переезда; знак, предусмотренный п.1.23 «Дети» Приложения на расстоянии 1 км 199 м от первой ветки железнодорожного переезда; по левой стороне дороги по ул. Маяковского в г. Александрове знаки, предусмотренные п.п. 5.19.1 и п.п. 5.19.2 «Пешеходный переход» Приложения на расстоянии 1 км 305 м от первой ветки железнодорожного переезда; знаки, предусмотренные п.1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 «Зона действия» (100 м), 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) Приложения на расстоянии 1 км 390 м от первой ветки железнодорожного переезда; оборудовать установленный по правой стороне дороги по ул. Маяковского в г. Александрове от первой ветки железнодорожного переезда, расположенной от ул. Маяковского по направлению к Комсомольскому поселку знак, предусмотренный п.п. 1.23 «Дети» Приложения табличкой, предусмотренной п.п. 8.2.1 «Зона действия» (100 м) Приложения; заменить установленные знаки, предусмотренные п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости (40 км/ч) и п. 1.23 «Дети» Приложения, расположенные по правой стороне дороги по ул. Маяковского в г. Александрове от первой ветки железнодорожного переезда, расположенной от ул. Маяковского по направлению к Комсомольскому поселку на расстоянии приблизительно 1 км 301 м.

Прокурор Клубкова Е.С. доводы, изложенные в иске, поддержала и дополнительно указала, что непринятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения, ставятся под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан. Отметила, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится именно к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, бездействие в виде ненадлежащего расположения, неустановки необходимых дорожных знаков и отсутствия дорожной разметки, является незаконным. Проекты по организации дорожного движения на территории г.Александрова утверждены в 2009 году, но до настоящего времени необходимые дорожные знаки не установлены либо установлены ненадлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации МО г.Александров, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и письменный отзыв по существу спора.

В письменном отзыве на иск представитель Администрации МО г.Александров Малышева Е.Н., действующая на основании доверенности, указала, что указанные в иске дороги в районе школы № 6 в г.Александрове не являются муниципальной собственностью МО г.Александров, но в то же время в рамках исполнения своих полномочий Администрация МО г.Александров выступила заказчиком и заключила с ООО «Сантехстрой» муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству и содержанию улично-дорожной сети МО г.Александров в 2011 году за счет средств городского бюджета. Данный контракт исполняется в объемах финансирования. В соответствии с муниципальным контрактом в районе школы № 6 в г.Александрове на дороге установлена дорожная разметка 1.14.1 ПДД. Отсутствие необходимых знаков и разметок, указанных в требованиях прокурора, связано с недостаточностью денежных средств.

Представитель третьего лица ОМВД по России по Александровскому району - государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району Колесников А.А., действующий по доверенности, уточненные исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что в ходе проведенной в августе 2011 года операции «Внимание дети», были выявлены допущенные нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения в части отсутствия и несоответствия порядка установки дорожных знаков и нанесения дорожной разметки у ряда общеобразовательных учреждений г.Александрова, в том числе и на дороге в районе МОУ СОШ № 6 по ул. Маяковского в г.Александрове. Указав, что ранее в адрес Администрации МО г. Александрова вносились предписания с требованиями об устранении выявленных нарушений, но должных мер не следовало, просил иск прокурора удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее по тексту - Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст.ст.2 и 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон) к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В силу ч.4 ст.6 вышеназванного Закона, ораны местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения, при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 2 ст.12 того же Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Согласно ст.21 Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Осуществление содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов означает, что данная деятельность должна соответствовать целям принятия технических регламентов, которые определены п. 1 ст. 6 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184 - ФЗ, а именно защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды и т.д.

В силу ч. 8 ст. 62 Закона № 257-ФЗ до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных указанным Федеральным законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ и данному Федеральному закону.

Соответственно, до принятия технических регламентов действуют утвержденные в установленном порядке ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 51256-99, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ Р 52766-2007.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Как установлено п. 1 ст. 12 Закона соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 3 Закона одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 46 Закона № 257-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Действия (бездействие) органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Несоблюдение требований указанных выше федеральных законов и непринятие мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог может повлечь создание аварийных ситуаций на автодорогах, блокирование движения транспортных средств, нарушение прав, свобод и законных интересов граждан - участников дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий.

Согласно ст. 7 Устава МО г. Александров, к вопросам местного значения относится: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению.

Границы МО г.Александров установлены в соответствии с Законом Владимирской области от 16.05.2005г. № 61-ОЗ «О наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ».

МОУ средняя школа № 6 в г.Александрове находится по адресу: г. Александров, ул. Маяковского, д. 50. Улица Маяковского находится на территории муниципального образования г.Александров.

Проектами организации дорожного движения по на ул. Маяковского и ул. Юбилейная в г.Александрове утверждены дислокации дорожных знаков и разметки по данным улицам, в том числе и в районе средней школы № 6 ( л.д. 31-32, 33-34).

Из объяснений государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Александровскому району Колесникова А.А. следует, что в ходе проведения контрольного обследования улично-дорожной сети г. Александров в рамках операции «Внимание дети», проходившей с 15 августа по 11 сентября 2011 года, выявлено нарушение в размещении дорожных знаков и нанесении дорожной разметки возле средней общеобразовательной школы № 6 г. Александрова.

По результатам данного обследования 28 августа 2011 года Колесниковым А.А. был оформлен соответствующий рапорт на имя и.о. начальника ГИБДД Куликова И.Г., в котором отражено несоответствие дорожных знаков и разметки в районе средней школы № 6 утвержденной дислокации ( л.д.8-10).

В адрес Главы Александровского района начальником ОМВД по Александровскому району было направлено сообщение об отсутствии необходимого комплекса мер по устранению нарушений требований по безопасности дорожного движения, было предложено провести совместно с главами муниципальных образований экстренное совещание по вопросам принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения (л.д. 29).

Проведение совещания по вопросам безопасности дорожного движения и разъяснение ответчику необходимости привести в соответствие с требованием нормативных документов дорожные знаки и разметку на дорогах в г.Александрове подтверждается письмом первого заместителя Главы администрации Александровского района (л.д. 30).

Заявленные в иске дорожные знаки согласно указанной дислокации не установлены, отсутствует дорожная разметка и дорожные знаки в районе средней школы № 6, что не оспаривалось ответчиком.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что Администрация МО г. Александров не предприняла достаточных и своевременных мер по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения указанного обследования, чем нарушила права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований о признании бездействия ответчика незаконным.

Во исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на органы местного самоуправления МО г.Александров федеральным законодательством, ответчиком с ООО «Сантехстрой» заключен муниципальный контракт от 18 января 2011 года для выполнения полного комплекса работ по благоустройству и содержанию улично-дорожной сети МО г.Александров в 2011 году, в том числе и с целью установки дорожных знаков по согласованию с ответчиком (л.д.22-25).

Таким образом, по делу установлено, что автомобильные дороги, находящиеся на территории МО г.Александров, в период 2011 года содержатся за счет средств бюджета МО г.Александров.

При указанных обстоятельствах, требование Александровского городского прокурора в части возложения на Администрацию МО г.Александров обязанности по установке дорожных знаков и нанесению дорожной разметки в районе средней школы № 6 в г.Александрове признается обоснованным.

Относительно сроков исполнения такой обязанности, учитывая мнение участников процесса, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, финансовое положение ответчика, транспортную загруженность заявленных в иске участков дороги в районе МОУ СОШ № 6 г. Александрова, а также погодные условия, суд считает, что срок в течение 10 дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу достаточен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования город Александров, выразившееся в непринятии мер по устранению дорожных знаков, предусмотренных п.п.5.19.1 «Пешеходный переход», п.п. 5.19.2 «Пешеходный переход», п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости», п.п.1.23 «Дети» приложения № 1 к Правилам дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, согласно ГОСТу Р 51256-99 и Р 52289-2004, в районе Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 6 в г.Александрове, расположенной по адресу: Владимирская область, город Александров, улица Маяковского, дом № 50.

Обязать Администрацию муниципального образования город Александров в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

1. установить на дороге в районе Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 6 в г.Александрове, расположенной по адресу: Владимирская область, город Александров, улица Маяковского, дом № 50, по направлению от ул.Комсомольский поселок к ул.Южный проезд (перекресток) по левой стороне дороги по ул.Юбилейная в г.Александрове дорожный знак, предусмотренный п.п.3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 60 м от перекрестка;

2. установить по левой стороне дороги по ул.Юбилейная в г.Александрове дорожный знак, предусмотренный п.п.1.23 «Дети» приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 90 м от перекрестка;

3. установить по правой стороне дороги по ул.Маяковского в г.Александрове от первой ветки железнодорожного переезда, расположенной от ул.Маяковского по направлению к ул.Комсомольский поселок, дорожные знаки, предусмотренные п.п.5.19.1 «Пешеходный переход», п.п. 5.19.2 «Пешеходный переход» приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 1 км 301 м от первой ветки железнодорожного переезда;

4. установить по правой стороне дороги по ул.Маяковского в г.Александрове от первой ветки железнодорожного переезда, расположенной от ул.Маяковского по направлению к ул.Комсомольский поселок, дорожный знак, предусмотренный п.п. 1.23 «Дети» приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 1 км 199 м от первой ветки железнодорожного переезда;

5. установить по левой стороне дороги по ул.Маяковского в г.Александрове дорожные знаки, предусмотренные п.п.5.19.1 «Пешеходный переход», п.п. 5.19.2 «Пешеходный переход» приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 1 км 305 м от первой ветки железнодорожного переезда;

6.установить по левой стороне дороги по ул.Маяковского в г.Александрове дорожные знаки, предусмотренные п.п.1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (100 м), п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 1 км 390 м от первой ветки железнодорожного переезда;

7. оборудовать установленный по правой стороне дороги по улице Маяковского в г.Александрове от первой ветки железнодорожного переезда, расположенной по улице Маяковского по направлению к ул.Комсомольский поселок, знак, предусмотренный п.п. 1.23. «Дети» приложения к Правилам дорожного движения, с табличкой, предусмотренной п.п.8.2.1. «Зона действия» (100 м) приложения к Правилам дорожного движения;

8. заменить установленные знаки, предусмотренные п.п.3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) и п.п. 1.23 «Дети» приложения к Правилам дорожного движения, расположенные по правой стороне дороги по ул.Маяковского в г.Александрове от первой ветки железнодорожного переезда, расположенной от ул.Маяковского по направлению к ул.Комсомольский поселок, на расстоянии приблизительно 1 км 301 м.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в кассационном порядке через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья          И.В. Маленкина

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение вступило в законную силу «31» октября 2011 года.

Судья: