№2-1299/2011 (о признании незаконным бездействия в области обеспечения безопасности дорожного движения)



Дело №2-1299/2011г.                                                                                         <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Александров                                     «13» октября 2011 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи        Маленкиной И.В.,

при секретаре                           Артамоновой Е.Н.,

с участием прокурора        Клубковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александрове гражданское дело по иску Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Александров о признании незаконным бездействия в области обеспечения безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Александровский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО г.Александров о признании незаконным бездействия в области обеспечения безопасности дорожного движения в части непринятия мер по организации безопасности дорожного движения улично-дорожной сети в г.Александрове и обязании в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу установить на дороге в районе Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 5 г. Александрова (далее МОУ СОШ № 5) искусственную неровность, оборудовать ее необходимыми дорожными знаками и разметкой в соответствии с ГОСТом.

В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, Администрацией МО г.Александров, как исполнительным органом местного самоуправления, не предприняты меры к установлению необходимых дорожных знаков и нанесению дорожной разметки на искусственной неровности на дороге в районе МОУ СОШ № 5 в г.Александрове.

В судебном заседании 13 октября 2011 года помощник прокурора Клубкова Е.С. уточнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие Администрации МО г.Александров в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков, предусмотренных п.п. 1.17 «Искусственная неровность», п.п. 5.20 «Искусственная неровность», п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости», п.п. 1.23 «Дети» приложения № 1 к Правилам дорожного движения РФ, и нанесению разметки на искусственную неровность в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 и Р 52289-2004 на дороге в районе МОУ СОШ № 5 по Двориковскому шоссе, д. 1 в г.Александрове; обязать Администрацию МО г.Александров в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить на дороге в районе МОУ СОШ № 5 по Двориковскому шоссе, д. 1 в г.Александрове по направлению от узла № 1 (круговое движение) под путепроводом к Промышленному проезду по правой стороне дороги по Двориковскому шоссе г. Александрова, дорожные знаки, предусмотренные п.п. 1.23 «Дети», п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) приложения на расстоянии 629 м от путепровода; знак, предусмотренный п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч) с табличкой п.п. 8.2.1 «Зона действия» (200 м) приложения на расстоянии 734 м от путепровода; знак, предусмотренный п.п. 1.23 «Дети» с табличкой п.п. 8.2.1 «Зона действия» (200 м) приложения на расстоянии 754 м от путепровода; по левой стороне дороги по Двориковскому шоссе г. Александрова знак, предусмотренный п.п. 1.23 «Дети» с табличкой п.п.8.2.1 «Зона действия» (200 м) приложения на расстоянии 946 м от путепровода; знак, предусмотренный п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (200 м) приложения на расстоянии 961 м от путепровода; знак, предусмотренный п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) приложения на расстоянии 1 км 96 м от путепровода; установить имеющийся знак, предусмотренный п.п. 1.17 «Искусственная неровность» приложения по правой стороне Двориковского шоссе в г. Александрове на расстоянии 654 м от узла № 1 (круговое движение) под путепроводом к Промышленному проезду; имеющийся знак, предусмотренный п.п. 1.23 «Дети» приложения, расположенный по правой стороне Двориковского шоссе от узла № 1 (круговое движение) под путепроводом к Промышленному проезду заменить в связи с изношенностью; нанести на искусственную неровность разметку п.п. 1.25 в соответствии с ГОСТом № Р 51256-99 и ПДД в районе МОУ СОШ № 5 по Двориковскому шоссе в г. Александрове.

Прокурор Клубкова Е.С. доводы, изложенные в иске, поддержала и дополнительно указала, что непринятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения, ставятся под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан. Отметила, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится именно к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, бездействие в виде ненадлежащего расположения, неустановки необходимых дорожных знаков и отсутствия дорожной разметки на искусственных неровностях, является незаконным. Проекты по организации дорожного движения на территории г.Александрова утверждены в 2009 году, но до настоящего времени необходимые дорожные знаки не установлены либо установлены ненадлежащим образом, отсутствует дорожная разметка на искусственных неровностях.

Представитель ответчика Администрации МО г.Александров, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и письменный отзыв по существу спора.

В письменном отзыве на иск представитель Администрации МО г.Александров Малышева Е.Н., действующая на основании доверенности, указала, что указанные в иске дороги в районе школы № 5 в г.Александрове не являются муниципальной собственностью МО г.Александров, но в то же время в рамках исполнения своих полномочий Администрация МО г.Александров выступила заказчиком и заключила с ООО «Сантехстрой» муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству и содержанию улично-дорожной сети МО г.Александров в 2011 году за счет средств городского бюджета. Данный контракт исполняется в объемах финансирования. В соответствии с муниципальным контрактом в районе школы № 5 в г.Александрове на дороге установлены с двух сторон знаки п.п.1.17 и п.п.5.20 «Искусственная неровность», сама искусственная неровность также установлена, остальные знаки и разметки, указанные в иске отсутствуют. Отсутствие необходимых знаков и разметок, указанных в требованиях прокурора, связано с недостаточностью денежных средств. В отношении требований о нанесении на искусственную неровность разметки п.п.1.25 в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 и ПДД, в связи с наступлением осенне-зимнего сезона и наличием средне-суточного температурного режима ниже +20 градусов, возможность нанесения разметки появится только в весенне-летний период. Учитывая эти обстоятельства, нанесение разметки п.п.1.25 в течение 10 дней со дня вступления решения по делу в законную силу не представляется возможным, поскольку в таком случае будут нарушены нормы ГОСТа.

Представитель третьего лица ОМВД по России по Александровскому району - государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району Колесников А.А., действующий по доверенности, уточненные исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что в ходе проведенной в августе 2011 года операции «Внимание дети», были выявлены допущенные нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения в части отсутствия и несоответствия порядка установки дорожных знаков и нанесения дорожной разметки у ряда общеобразовательных учреждений г.Александрова, в том числе и на дороге в районе МОУ СОШ №5 по Двориковскому шоссе в г.Александрове. Указав, что ранее в адрес Администрации МО г. Александрова вносились предписания с требованиями об устранении выявленных нарушений, но должных мер не следовало, просил иск прокурора удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее по тексту - Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст.ст.2 и 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон) к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В силу ч.4 ст.6 вышеназванного Закона, ораны местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения, при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 2 ст.12 того же Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Согласно ст.21 Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Осуществление содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов означает, что данная деятельность должна соответствовать целям принятия технических регламентов, которые определены п. 1 ст. 6 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184 - ФЗ, а именно защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды и т.д.

В силу ч. 8 ст. 62 Закона № 257-ФЗ до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных указанным Федеральным законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ и данному Федеральному закону.

Соответственно, до принятия технических регламентов действуют утвержденные в установленном порядке ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 51256-99, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ Р 52766-2007.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Как установлено п. 1 ст. 12 Закона соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 3 Закона одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 46 Закона № 257-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Действия (бездействие) органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Несоблюдение требований указанных выше федеральных законов и непринятие мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог может повлечь создание аварийных ситуаций на автодорогах, блокирование движения транспортных средств, нарушение прав, свобод и законных интересов граждан - участников дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий.

Согласно ст. 7 Устава МО г. Александров, к вопросам местного значения относится: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению.

Границы МО г.Александров установлены в соответствии с Законом Владимирской области от 16.05.2005г. № 61-ОЗ «О наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ».

МОУ средняя школа № 5 в г.Александрове находится вдоль Двориковского шоссе. Двориковское шоссе находится на территории муниципального образования г.Александров.

Проектом организации дорожного движения по Двориковскому шоссе в г.Александрове утверждена дислокация дорожных знаков и разметки по этой улице, в том числе и в районе средней школы № 5 ( л.д. 34-36).

Из объяснений государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Александровскому району Колесникова А.А. следует, что в ходе проведения контрольного обследования улично-дорожной сети г. Александров в рамках операции «Внимание дети», проходившей с 15 августа по 11 сентября 2011 года, выявлено нарушение в размещении дорожных знаков и нанесении дорожной разметки возле средней общеобразовательной школы №5 г. Александрова.

По результатам данного обследования 28 августа 2011 года Колесниковым А.А. был оформлен соответствующий рапорт на имя и.о. начальника ГИБДД Куликова И.Г., в котором отражено несоответствие дорожных знаков и разметки в районе средней школы № 5 утвержденной дислокации ( л.д.8-10).

В адрес Главы Александровского района начальником ОМВД по Александровскому району было направлено сообщение об отсутствии необходимого комплекса мер по устранению нарушений требований по безопасности дорожного движения, было предложено провести совместно с главами муниципальных образований экстренное совещание по вопросам принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения ( л.д.32).

Проведение совещания по вопросам безопасности дорожного движения и разъяснение ответчику необходимости привести в соответствие с требованием нормативных документов дорожные знаки и разметку на дорогах в г.Александрове подтверждается письмом первого заместителя Главы администрации Александровского района (л.д. 33).

Заявленные в иске дорожные знаки согласно указанной дислокации не установлены, отсутствует дорожная разметка на искусственной неровности в районе средней школы № 5, что не оспаривалось ответчиком.

В силу изложенного, суд приходит к выводу что Администрация МО г. Александров не предприняла достаточных и своевременных мер по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения указанного обследования, чем нарушила права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований о признании бездействия ответчика незаконным.

Во исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на органы местного самоуправления МО г.Александров федеральным законодательством, ответчиком с ООО «Сантехстрой» заключен муниципальный контракт от 18 января 2011 года для выполнения полного комплекса работ по благоустройству и содержанию улично-дорожной сети МО г.Александров в 2011 году, в том числе и с целью установки дорожных знаков по согласованию с ответчиком ( л.д.23-26).

Таким образом, по делу установлено, что автомобильные дороги, находящиеся на территории МО г.Александров, в период 2011 года содержатся за счет средств бюджета МО г.Александров.

При указанных обстоятельствах, требование Александровского городского прокурора в части возложения на Администрацию МО г.Александров обязанности по установке дорожных знаков и нанесению дорожной разметки в районе средней школы № 5 в г.Александрове признается обоснованным.

Относительно сроков исполнения такой обязанности, учитывая мнение участников процесса, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, финансовое положение ответчика, транспортную загруженность заявленных в иске участков дороги по Двориковскому шоссе, а также погодные условия, суд считает, что срок в течение 10 дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу достаточен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования город Александров, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков, предусмотренных п.п.1.17 «Искусственная неровность», п.п. 5.20 «Искусственная неровность», п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости», п.п.1.23 «Дети» приложения № 1 к Правилам дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, и нанесению разметки на искусственную неровность согласно ГОСТу Р 51256-99 и Р 52289-2004 в районе Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 5 в г.Александрове, расположенной по адресу: Владимирская область, город Александров, Двориковское шоссе, дом № 1.

Обязать Администрацию муниципального образования город Александров в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

1. установить на дороге в районе Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 5 в г.Александрове, расположенной по адресу: Владимирская область, город Александров, Двориковское шоссе, дом № 1, по направлению от узла № 1 (круговое движение) под путепроводом к Промышленному проезду по правой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове дорожные знаки, предусмотренные п.п. 1.23 «Дети», п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» ( 40 км/ч) приложения к Правила дорожного движения на расстоянии 629 м от путепровода;

2. установить по правой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове знак, предусмотренный п.п.3.24 «Ограничение максимальной скорости» ( 20 км/ч) с табличкой п.п. 8.2.1 «Зона действия» ( 200 м) приложения к Правила дорожного движения на расстоянии 734 м от путепровода;

3. установить по правой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове знак, предусмотренный п.п.1.23 «Дети» с табличкой п.п. 8.2.1 «Зона действия» ( 200м) приложения к Правилам дорожного движения на расстоянии 754 м от путепровода;

4. установить по левой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове знак, предусмотренный п.п.1.23 «Дети» с табличкой п.п. 8.2.1 «Зона действия» ( 200 м) приложения к Правилам дорожного движения на расстоянии 946 м от путепровода;

5. установить по левой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове знак, предусмотренный п.п. 3.24 «Ограничение максимальной скорости» ( 20 км/ч) с табличкой 8.2.1 п.п. «Зона действия» ( 200м) приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 961 м от путепровода;

6. установить по левой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове знак, предусмотренный п.п.3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) приложения к Правилам дорожного движения, на расстоянии 1 км 96 м от путепровода;

7. установить имеющийся знак, предусмотренный п.п.1.17 «Искусственная неровность» приложения к Правилам дорожного движения, по правой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове на расстоянии 654 м от узла № 1 (круговое движение) под путепроводом к Промышленному проезду;

8. имеющийся знак, предусмотренный п.п.1.23 «Дети» приложения к Правилам дорожного движения, расположенный по правой стороне дороги по Двориковскому шоссе в г.Александрове, от узла № 1 (круговое движение) под путепроводом к Промышленному проезду заменить на новый в связи с изношенностью;

9. нанести на искусственную неровность разметку, предусмотренную п.п.1.25 приложения в соответствии с ГОСТом Р 51256-99, в районе Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 5 по Двориковскому шоссе в г. Александрове.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в кассационном порядке через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья          И.В. Маленкина

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение вступило в законную силу «31» октября 2011 года.

Судья: