Дело № 2-848/2011 г. **** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Александров «13» октября 2011 г. Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Максимовой Н.Н. при секретаре Шашиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшовой Г.Т. к администрации города Струнино о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Кудряшова Г.Т. обратилась в суд с иском к администрации г. Струнино о предоставлении под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу: ***, и компенсации морального вреда в размере **** руб. В обоснование иска указала, что она и трое ее детей К-а Н.А., К-а Н.А. и К-а Н.И., являющийся инвалидом с детства, проживали и были зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***. *** года произошел пожар, в результате которого указанный жилой дом был уничтожен огнем. В течение 13 лет она неоднократно обращалась в администрацию г. Струнино с заявлением о восстановлении уничтоженного пожаром жилого дома, просила также предоставить ей иное жилое помещение или передать земельный участок, расположенный по адресу: ***, под индивидуальное жилищное строительство. Однако до настоящего времени меры по обеспечению ее семьи жилым помещением администрацией г. Струнино не приняты. Ее обращения в администрацию Александровского района и Александровскую городскую прокуратуру результата не дали. На протяжении 13 лет она вынуждена проживать на съемных квартирах, у родственников и знакомых. Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в **** руб. Истец Кудряшова Г.Т., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В судебном заседании представитель истца Кудряшовой Г.Т. Долганов В.И., действующий на основании доверенности, исковые требования Кудряшовой Г.Т. поддержал, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что бездействием администрации г. Струнино, выразившемся в не предоставлении Кудряшовой Г.Т. в течение длительного времени жилого помещения, Кудряшовой Г.Т. причинен моральный вред. Полагал, что отсутствуют предусмотренные действующим законодательствам основания для отказа в предоставлении Кудряшовой Г.Т. под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, на котором располагался уничтоженный в результате пожара многоквартирный жилой *** в ***. Представитель ответчика администрации г. Струнино Молодинская М.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска и пояснила, что в **** году после произошедшего пожара в многоквартирном жилом *** в *** Кудряшова Г.Т. обратилась в администрацию г. Струнино с заявлением о предоставлении жилого помещения на семью из 6 человек. С **** года Кудряшова Г.Т. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В **** году администрацией г. Струнино были предложены Кудряшовой Г.Т. для предоставления жилые помещения: комната в коммунальной квартире по адресу: ***, и две комнаты в общежитии, расположенном по адресу: ***, от получения которых Кудряшова Г.Т. отказалась. В период с **** года по **** года Кудряшова Г.Т. в администрацию г. Струнино не обращалась, документы для перерегистрации не предоставляла, сведениями о фактическом месте проживания Кудряшовой Г.Т. администрация г. Струнино не располагала. В настоящее время администрацией г. Струнино предложено Кудряшовой Г.Т. на состав семьи 4 человека жилое помещение по адресу: ***, предоставление которого оформляется. Земельный участок на месте сгоревшего *** в *** не может быть предоставлен под индивидуальное жилищное строительство, так как на основании территориального планирования данный земельный участок определен к застройке многоквартирным жилым домом. Полагала исковые требования Кудряшовой Г.Т. необоснованными. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Кудряшовой Г.Т. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельного кодекса РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. В силу ч.ч. 1-3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». На основании ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Согласно ч.ч. 1-3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, в том числе жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания. На основании ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 года, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу п.п. 1, 3 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. В ходе рассмотрения дела установлено, что Кудряшова Г.Т. проживала по адресу: *** вместе с супругом К-м А.Н., детьми К-й Н.А., **** года рождения, К-м Н.А., **** года рождения, К-м Н.И., **** года рождения, и матерью супруга К-й В.В. Согласно справке отдела государственного пожарного надзора по Александровскому району МЧС России по Владимирской области *** года в жилом доме, расположенном по адресу: ***, произошел пожар, в результате которого строение жилого дома полностью уничтожено огнем (л.д. 17). На л.д. 68 имеется выписка из домовой книги от *** года, из которой следует, что по адресу: *** зарегистрированы по месту жительства: Кудряшова Г.Т. с *** года, К-а Н.А., **** года рождения, с *** года, К-в Н.А., **** года рождения, с *** года и К-в Н.И., **** года рождения, с *** года. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности муниципального образования город Струнино от *** года квартира (сгоревшая) общей площадью **** кв.м, расположенная по адресу: ***, включена в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Струнино на основании постановления Губернатора Владимирской области от *** года №*** и передаточного акта от *** года (л.д. 79). В ходе рассмотрения дела установлено, что *** года Кудряшова Г.Т. обратилась в администрацию г. Струнино с заявлением о предоставлении жилого помещения на семью из 6 человек. Постановлением главы местного самоуправления г. Струнино от *** года №*** семья Кудряшовой Г.Т. в составе 6 человек была включена в общий и внеочередные списки на предоставление жилья. Так как брак между Кудряшовой Г.Т. и К-м А.Н. расторгнут *** года, то на основании постановления главы г. Струнино от *** года №*** Кудряшова Г.Т. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, состав семьи 4 человека. Согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии при администрации г. Струнино от *** года №*** Кудряшовой Г.Т. были предложены жилые помещения: комната в коммунальной квартире по адресу: ***, и две комнаты в общежитии, расположенном по адресу: ***, от получения которых Кудряшова Г.Т. отказалась (л.д. 58-75, 99-101). В настоящее время администрацией г. Струнино предложено Кудряшовой Г.Т. на состав семьи 4 человека жилое помещение по адресу: ****, предоставление которого оформляется (л.д. 106). Доводы представителя ответчика о том, что в период с **** года по **** года Кудряшова Г.Т. в администрацию г. Струнино по вопросу предоставления жилья не обращалась, материалами дела не опровергнуты и не оспаривались представителем истца в судебном заседании. С учетом изложенного, суд не находит установленным факт бездействия администрации г. Струнино по предоставлению Кудряшовой Г.Т. жилого помещения, в связи с чем отсутствуют и предусмотренные законом основания для компенсации морального вреда. *** года и *** года Кудряшова Г.Т. обратилась в администрацию г. Струнино с заявлениями о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: ***, под индивидуальное жилищное строительство, в предоставлении которого было отказано, так как данный земельный участок определен к застройке многоквартирным жилым домом (л.д. 13, 102-105). Из уведомления ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области от *** года следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: *** (л.д. 52, 53). Из имеющегося в материалах дела сообщения администрации г. Струнино от *** года следует, что земельный участок под сгоревшим жилым домом по адресу: *** согласно правилам землепользования муниципального образования г. Струнино отнесен к зоне Ц-1 - центры управления, общественно-деловой активности и торговли, зона размещения объектов деловой сферы, торговли, культуры и досуга, связанные с массовым посещением людей, с соответствующими видами разрешенного и условно разрешенного использования. Принятие решения о застройке указанной территории определится проектом детальной планировки по утверждению генерального плана города (л.д. 80). Таким образом, судом установлено, что согласно градостроительному зонированию земельный участок, находящийся по адресу: ***, располагается в общественно-деловой территориальной зоне, в связи с чем, в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ не предназначен для индивидуального жилищного строительства. На основании изложенного исковые требования Кудряшовой Г.Т. к администрации г. Струнино о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ***, под индивидуальное жилищное строительство являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Кудряшовой Г.Т. к администрации города Струнино о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ***, под индивидуальное жилищное строительство и компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Н.Н. Максимова Копия верна. Судья: Секретарь: Решение не вступило в законную силу.