Дело № 2-1328/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 октября 2011 года Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Барченковой Е.В. с участием прокурора Шаталова М.Ю., при секретаре Ершовой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Александрове гражданское дело по иску Александровского городского прокурора, предъявленного в интересах Блинова А.В., Блиновой О.В., Блиновой М.А. и несовершеннолетнего Блинова Н.А., к администрации муниципального образования город Александров о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Александровский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района квартира <адрес> является муниципальной собственностью Александровского района. Квартира состоит из трех комнат, кухни, коридора, общей площадью <данные изъяты> В указанной квартире зарегистрированы и проживают по договору социального найма Блинов А.В., Блинова О.В., Блинова М.А. и несовершеннолетний Блинов Н.А. Согласно акту межведомственной комиссии администрации г. Александрова, дом <адрес> представляет собой двухэтажное здание, построенное до 1917 года, физический износ строительных конструкций составляет 83 %. При наружном осмотре здания выявлено, что фундамент с частью первого этажа расположен ниже уровня земли, наружные стены деформированы, штукатурка отслаивается, кладка расслаивается, шифер на крыше имеет трещины и сколы. При внутреннем осмотре установлено, что стены поражены грибком, полы в жилой части здания просели, оконные переплеты, коробки и подоконные доски расшатаны, полотна осели, электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии, трубы централизованного водопровода покрыты ржавчиной, местами прогнили, подача воды отсутствует. Постановлением главы города Александрова от ДД.ММ.ГГГГ № на основании акта обследования многоквартирного дома жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания. Однако до настоящего времени администрацией муниципального образования город Александров не приняты конкретные меры по переселению семьи Блиновых из муниципального жилищного фонда, в установленном порядке признанного непригодным для проживания. Истцы проживают в жилом помещении, не соответствующем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В силу этого, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования город Александров предоставить истцам по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат. В судебном заседании - помощник Александровского городского прокурора Шаталов М.Ю. иск поддержал, дав аналогичные объяснения. Истцы Блинов А.В., Блинова О.В. и Блинова М.А. исковые требования поддержали. Истец Блинов Н.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Представитель ответчика - администрации МО г. Александрова Малышева Е.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что в акте межведомственной комиссии и ее заключении от ДД.ММ.ГГГГ не содержится указания на то, что дом <адрес> признан аварийным и подлежит сносу. В силу этого полагает, что достаточных оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма не имеется. Представитель третьего лица - администрации Александровского района Сатышева Е.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение исковых требований Александровского городского прокурора оставила на усмотрение суда. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Блинова Н.А. Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище. В статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах граждан закреплено неотъемлемое право каждого человека на жилище. Необходимость уважения жилища человека предусмотрена и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Исходя из положений ст.ст. 25, 40 Конституции РФ, право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01.03.2005 г. Исходя из положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В силу п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания. В соответствии с ч.ч. 1-4 cт. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» (далее - Положение). Исходя из требований, установленных п.п. 10, 12, 16, 33 названного Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, оно должно быть обеспечено инженерными системами, соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, защищено от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды, иметь допустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу п. 7, п.п. 42-51 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям, проверяется его фактическое состояние, в том числе проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом с составлением акта обследования. По результатам работы комиссия принимает, в том числе решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований признания его непригодным для проживания, которое оформляется в виде заключения. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Наличие жилого дома <адрес> подтверждается данными технического паспорта (л.д. 13-26). Как следует из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> является муниципальной собственностью Александровского района (л.д. 38). Из представленной в судебном заседании выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в квартире <адрес> зарегистрированы Блинова О.В., Блинов А.В., Блинова М.А. и Блинов Н.А. Согласно ведомости МУП «Александровская дирекция жилищных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ Блинова О.В. является нанимателем вышеуказанной квартиры, общая площадь которой составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 27). Как видно из акта обследования вышеуказанного многоквартирного дома № от ДД.ММ.ГГГГ проведенного межведомственной комиссией и заключения данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> признан непригодными для постоянного проживания (л.д. 28-35). Постановлением главы г. Александрова № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан непригодным для проживания (л.д. 36). Заключение межведомственной комиссии в установленном законом порядке и в сроки оспорено не было. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что проживание истцов в таком непригодном для постоянного проживания жилом помещении создает угрозу их жизни и здоровью. Между тем орган местного самоуправления при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ о непригодности дома для проживания, в нарушение п. 49 Положения, не принял решение и не издал распоряжение с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени с указанием о дальнейшем использовании помещения. Тогда как, исходя из положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе на его безопасность. При таких обстоятельствах прокурором в соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявлено требование о защите субъективных прав истцов в рамках положений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Ссылка представителя ответчика относительно того, что отсутствуют данные о том, что спорный дом ремонту и реконструкции не подлежит, не может быть принята судом во внимание, поскольку невыполнение органом местного самоуправления, возложенных на него обязанностей (п.п. 47, 49 Положения) не может ущемлять права граждан на безопасность жилища. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, с учетом положений вышеприведенных правовых норм, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Александровского городского прокурора, предъявленный в интересах Блинова А.В., Блиновой О.В., Блиновой М.А. и несовершеннолетнего Блинова Н.А., к администрации муниципального образования город Александров о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования город Александров предоставить по договору социального найма вне очереди Блинову А.В., Блиновой О.В., Блиновой М.А. и несовершеннолетнему Блинову Н.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат, в городе Александрове Владимирской области. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий судья Е.В. Барченкова