Решение по гражданскому делу № 2-1280-2011 по иску прокурора к администрации муниципального образования о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения



Дело № 2-1280/2011 г.        ****

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров       «14» октября 2011 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Максимовой Н.Н.

с участием прокурора Клубковой Е.С.

при секретаре      Шашиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Александрова о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Александровский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Александрова о признании незаконным бездействия в области обеспечения безопасности дорожного движения в части непринятия мер по организации безопасности дорожного движения улично-дорожной сети в г. Александрове и обязании в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу установить на дороге, в районе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», расположенного по адресу: ****, дорожные знаки и нанести на искусственную неровность разметку в соответствии с требованиями ГОСТа и Правилами дорожного движения РФ.

В обоснование иска указал, что по результатам проверки соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, проведенной Александровской городской прокуратурой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией г. Александрова как исполнительным органом местного самоуправления не предприняты меры к установлению необходимых дорожных знаков и нанесению дорожной разметки на искусственную неровность на дороге в районе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», расположенного по адресу: ***.

В ходе судебного разбирательства Александровский городской прокурор в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации г. Александрова в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», и нанесению разметки 1.2.1 «Край проезжей части», 1.25 «Искусственная неровность», 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 и Р 52289-2004 на дороге у МОУ СОШ № 3, расположенного по адресу: ***; обязать администрацию г. Александрова в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить в районе МОУ СОШ № 3 по направлению от *** к *** по правой стороне дороги дорожные знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (40 км/ч) на расстоянии 999 м от перекрестка, 1.17 «Искусственная неровность» на расстоянии 42 м от перекрестка, 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100 м) на расстоянии 82 м от перекрестка, 5.19.1 «Пешеходный переход» на расстоянии 114 м от перекрестка, 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход» на расстоянии 1 км 241 м от перекрестка; по левой стороне дороги дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» на расстоянии 1 км 118 м от перекрестка, 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100 м) на расстоянии 1 км 180 м от перекрестка, 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (150 м) на расстоянии 1 км 192 м от перекрестка, 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (40 км/ч) на расстоянии 1 км 225 м от перекрестка, 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход» на расстоянии 1 км 245 м от перекрестка, 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) на расстоянии 1 км 280 м от перекрестка; заменить имеющийся дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (50 м) на новый дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (150 м); нанести разметку 1.2.1 «Край проезжей части», 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.25 «Искусственная неровность» на искусственную неровность в районе МОУ СОШ № 3.

В судебном заседании 14.10.2011 года участвующий в деле помощник Александровского городского прокурора Клубкова Е.С. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, бездействие администрации города Александрова в виде не установления необходимых дорожных знаков и отсутствия дорожной разметки на искусственной неровности, является незаконным.

Представитель ответчика администрации г. Александрова М-ва Е.Н., действующая на основании доверенности, иск прокурора признала.

Признание ответчиком администрацией г. Александрова иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, которое приобщено к делу.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 ГПК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

На основании ст. 54 ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя, в том числе на признание иска должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Право представителя ответчика администрации г. Александрова М-вой Е.Н. на признание иска от имени администрации г. Александрова специально оговорено в доверенности, выданной и.о. главы МО г. Александров 20.09.2011 года на срок по 31.12.2011 года (л.д. 19).

Поскольку признание ответчиком администрацией г. Александрова иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, определением суда признание ответчиком администрацией г. Александрова иска принято судом.

Представитель третьего лица ОМВД России по Александровскому району К-в А.А., государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения иска и пояснил, что в ходе проведенной в августе 2011 года операции «Внимание дети» были выявлены нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения в части отсутствия и несоответствия порядка установки дорожных знаков и нанесения дорожной разметки у ряда общеобразовательных учреждений г. Александрова, в том числе и на дороге в районе МОУ СОШ № 3, расположенного по адресу: ***.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие, (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст.ст. 2, 13 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ораны местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения, при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Национальным стандартом РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года № 270-ст, (ГОСТ Р 52766-2007), установлено, что размещение дорожных знаков на дорогах осуществляется по ГОСТу Р 52289 и проектам организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.

Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года № 221, (ГОСТ Р 50597-93), установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Национальным стандартом Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения ГОСТ Р 52605-2006», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст, установлено, что искусственные неровности устанавливаются перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 7 устава муниципального образования город Александров (городское поселение) установлено, что к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1.2, 3.1 Положения об администрации муниципального образования город Александров (городское поселение) администрация МО г. Александров является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Александров; к полномочиям администрации МО г. Александров относится, в числе прочего содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах поселения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц.

Из рапорта государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Александровскому району К-ва А.А. на имя начальника ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району от *** года следует, что у пешеходного перехода по *** у МОУ СОШ № 3 на искусственной неровности отсутствует дорожная разметка, отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20, отсутствует бордюрный камень (л.д. 8-10).

Согласно выкопировке из проекта организации дорожного движения участка дороги от пересечения *** переулка по направлению к МОУ СОШ № 3 предусмотрено наличие вышеназванных дорожных знаков и нанесение горизонтальной разметки на искусственную неровность (л.д. 11, 12).

На основании изложенного факт нарушения администрацией г. Александрова требований дорожного законодательства установлен в ходе рассмотрения дела и не оспаривался представителем ответчика.

Учитывая положение закона, признание ответчиком иска и принятие его судом, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Александрова в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 1.23 «Дети», 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход», и нанесению разметки 1.2.1 «Край проезжей части», 1.25 «Искусственная неровность», 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 и Р 52289-2004 на дороге у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», расположенного по адресу: ***.

Обязать администрацию города Александрова в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда установить в районе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», расположенного по адресу: ***, по направлению от Советского переулка к *** по правой стороне дороги дорожные знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (40 км/ч) на расстоянии 999 м от перекрестка, 1.17 «Искусственная неровность» на расстоянии 42 м от перекрестка, 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100 м) на расстоянии 82 м от перекрестка, 5.19.1 «Пешеходный переход» на расстоянии 114 м от перекрестка, 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход» на расстоянии 1 км 241 м от перекрестка; по левой стороне дороги дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» на расстоянии 1 км 118 м от перекрестка, 5.20 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч) с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (100 м) на расстоянии 1 км 180 м от перекрестка, 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (150 м) на расстоянии 1 км 192 м от перекрестка, 1.17 «Искусственная неровность», 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения» (40 км/ч) на расстоянии 1 км 225 м от перекрестка, 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.19.2 «Пешеходный переход» на расстоянии 1 км 245 м от перекрестка, 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч) на расстоянии 1 км 280 м от перекрестка.

Обязать администрацию города Александрова в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда заменить имеющийся в районе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», расположенного по адресу: ***, дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия» (50 м) на новый дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1. «Зона действия» (150 м).

Обязать администрацию города Александрова в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда нанести в районе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», расположенного по адресу: ***, разметку 1.2.1 «Край проезжей части», 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.25 «Искусственная неровность» на искусственную неровность в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 и Правилами дорожного движения РФ.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Максимова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение вступило в законную силу «01» ноября 2011 года.

Судья: