Решение по гражданскому делу № 1340/2011 по иску об оспаривании решения УПФ РФ об отказе в распоряжении средствами материнского капитала.



Дело № 2-1340/2011 г.        ****

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров            «14» ноября 2011 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи     Максимовой Н.Н.

при секретаре       Шашиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Александровском районе об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л :

Федорова А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Александровском районе об оспаривании решения от *** года №***, на основании которого ей отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала посредством направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий на оплату приобретаемого жилого помещения - комнаты, расположенной по адресу: ***.

В обоснование иска указала, что *** года она обратилась в УПФ РФ в Александровском районе с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения - комнаты, расположенной по адресу: ***. Решением УПФ РФ в Александровском районе от *** года ей отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ (нецелевое использование средств материнского (семейного) капитала). Полагает отказ неправомерным, поскольку имеет право на использование средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищный условий.

Истец Федорова А.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Федоровой А.В.

Представитель истца Федоров К.И., действующий на основании доверенности, он же третье лицо, исковые требования Федоровой А.В. поддержал и пояснил, что является супругом Федоровой А.В., от брака имеют двоих детей: дочь К., *** года рождения, и сына Г., *** года рождения. С 2004 года по настоящее время их семья проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности Федоровой А.В. На основании договора купли-продажи от *** года ему принадлежала на праве собственности комната, расположенная по адресу: ***, которую он продал по договору купли-продажи от *** года У-й О.В., матери своей супруги Федоровой А.В., в связи с тем, что ему были необходимы денежные средства для строительства жилого дома по ***. Впоследствии им и супругой было принято решение об использовании средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, в связи с чем *** года был заключен договор купли-продажи указанной комнаты, в соответствии с которым данная комната была приобретена у У-й О.В. в общую долевую собственность его, супруги и их двоих несовершеннолетних детей. Полагал, что решение УПФ РФ в Александровском районе от *** года об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является незаконным, так как действующим законодательством предусмотрено направление средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.

Представитель ответчика УПФ РФ в Александровском районе Зайцева И.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска и пояснила, что после поступления заявления Федоровой А.В. о распоряжении средствами материнского капитала УПФ РФ в Александровском районе был направлен запрос в Александровскую городскую прокуратуру о проверке факта целевого использования Федоровой А.В. средств материнского капитала. Согласно сообщению Александровского городского прокурора сделки купли-продажи, совершенные в отношении указанной комнаты, имеют признаки мнимой сделки, в связи с чем УПФ РФ в Александровском районе было вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной на основе Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» для решения вопросов, касающихся рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, а также повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи.

В силу ст. 27 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

На основании ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, являются меры, в том числе обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Порядок подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала регламентирован Правилами подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утверждеными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.12.2008 года № 779н.

На основании ч.ч. 1, 3, 4, 6 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.

В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрены основания отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Исходя из содержания указанных правовых норм дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, являются составной частью политики Российской Федерации и представляют собой целостную систему по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от последствий социальных реформ, создание благоприятных условий для воспитания детей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в связи с рождением второго ребенка - Ф-ва Г.К., *** года рождения, Федоровой А.В. УПФ РФ в Александровском районе *** года был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере **** руб. (л.д. 22).

*** года Федорова А.В. обратилась в УПФ РФ в Александровском районе с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, представив необходимые документы (л.д. 26-29).

Решением УПФ РФ в Александровском районе от *** года №*** Федоровой А.В. отказано в удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий на оплату приобретаемого жилья в размере **** руб. **** коп. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ (нецелевое использование средств материнского (семейного) капитала) (л.д. 32-34).

*** года в адрес Федоровой А.В. УПФ РФ в *** направлено уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (л.д. 11).

На л.д. 23-24 имеется копия договора купли-продажи комнаты от *** года, заключенного между Федоровым К.И. и У-й О.В., согласно которому Федоров К.И. продал У-й О.В. принадлежащую ему на праве собственности комнату, расположенную по адресу: ***, за **** руб.

*** года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области произведена государственная регистрация указанного договора купли-продажи комнаты и перехода права собственности к У-й О.В., о чем У-й О.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 25).

На основании договора купли-продажи комнаты от *** года, заключенного между У-й О.В.. с одной стороны и Федоровым К.И., Федоровой А.В., Ф-й К.К., Ф-м Г.К. с другой стороны, У-на О.В. продала за **** руб. **** коп. Федорову К.И., Федоровой А.В., Ф-й К.К.., Ф-й Г.К.. в общую долевую собственность, по 1/4 доли каждому, комнату, расположенную по адресу: *** (л.д. 42-44).

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось представителем истца, что У-а О.В. приходится матерью Федоровой А.В.

На момент рождения второго ребенка и получения Государственного сертификата семья истца Федоровой А.В., состоящая из четырех человек: истец Федорова А.В., ее супруг Федоров К.И., дочь Ф-ва К.К.., *** года года рождения, сын Ф-в Г.К.., *** года, проживала в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности Федоровой А.В.

Анализируя вышеуказанные сделки купли-продажи, суд приходит к выводу, что, приобретая в общую долевую собственность указанную комнату площадью **** кв.м, семья Федоровых не улучшила свои жилищные условия.

Кроме того, истец и члены ее семьи на протяжении времени совершения сделок зарегистрированы, проживали и проживают по адресу: ***, между сделками прошло незначительное время - менее 2 месяцев, сделки совершены между лицами, состоящими в родственных отношениях. Данные обстоятельства дают основания суду полагать, что указанные сделки купли-продажи направлены на обналичивание средств материнского капитала, что свидетельствует о нецелевом использовании средств материнского (семейного) капитала.

На основании изложенного являются несостоятельными доводы представителя истца Федорова К.И. о том, что вышеуказанная комната была продана им У-й О.В. в связи с тем, что ему были необходимы денежные средства для строительства жилого дома.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от *** года №*** об отказе в удовлетворении заявления Федоровой А.В. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является обоснованным, так как принято Управлением Пенсионного фонда РФ в Александровском районе в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в пределах своих полномочий, в установленный законом срок, в связи с чем исковые требования Федоровой А.В. удовлетворению не подлежат.

Отказывая в удовлетворении иска, суд принимает во внимание, что право истца Федоровой А.В. на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на основании имеющегося у нее Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не утрачено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Федоровой А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Александровском районе об оспаривании решения от *** года №*** об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Максимова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение вступило в законную силу «02» декабря 2011 года.

Судья: