Решение по гражданскому делу № 2-1218-2011 по иску прокурора в защиту прав и законных интересов гражданина об обязании обеспечить жилым помещением.



Дело № 2-1218/2011 г.        ****

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров             «08» декабря 2011 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Максимовой Н.Н.

с участием прокурора     Темновой С.В.

при секретаре      Шашиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поиску Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Кузнеченковой И.В. к администрации Александровского района об обязании обеспечить жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Александровский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Кузнеченковой И.В. к администрации Александровского района об обязании обеспечить жилым помещением.

В обоснование иска указал, что решением Александровского городского суда от *** года К-ва О.В. лишена родительских прав в отношении дочери Кузнеченковой И.В., *** года рождения. На основании постановления главы Александровского района от *** года Кузнеченкова И.В. помещена в приемную семью ФИО9 и ФИО10 Кузнеченкова И.В. вместе с несовершеннолетней дочерью П-й А.И., *** года рождения, зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, однако с 2003 года и по настоящее время арендует жилое помещение, расположенное по адресу: ***, поскольку в жилом помещении по месту регистрации проживает мать Кузнеченковой И.В. К-ва О.В., которая злоупотребляет спиртными напитками, ведет асоциальный образ жизни. Решением жилищной комиссии администрации Краснопламенского сельского поселения от *** года Кузнеченкова И.В. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе судебного разбирательства Александровский городской прокурор в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ уточнил основание иска, указав, что Кузнеченкова И.В. не имеет закрепленного жилого помещения. Жилье, которое могло быть за ней закреплено, уничтожено в результате пожара. В связи с чем, имеются необходимые для внеочередного обеспечения Кузнеченковой И.В. жильем условия: отсутствие закрепленного жилья; нуждаемость Кузнеченковой И.В. во внеочередном предоставлении жилья; наличие у Кузнеченковой И.В. статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением суда от *** года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Александровского района.

В судебном заседании участвующий в деле старший помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. поддержала уточненные исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в 1997 году при устройстве несовершеннолетней Кузнеченковой И.В., оставшейся без попечения родителей, под опеку, орган местного самоуправления не принимал нормативного правового акта о закреплении за Кузнеченковой И.В. какого-либо жилого помещения. На 1997 год Кузнеченкова И.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, в жилом доме который в 2000 году в результате пожара был полностью уничтожен. В настоящее время Кузнеченкова И.В. и ее несовершеннолетняя дочь П-а А.И., *** года рождения, зарегистрированы по месту жительства по адресу: ***, в жилом доме, который межведомственной комиссией признан непригодным для проживания.

Истец Кузнеченкова И.В. в судебном заседании иск прокурора поддержала и пояснила, что до 1997 года проживала вместе с матерью, сестрой и братом по адресу: ***. С 1997 года по 2003 год она проживала у опекуна Н-о М.Л. в д. ***. В 2003 году после окончания ПУ трудоустроилась и стала арендовать жилье. По месту своей регистрации по адресу: ***, она никогда не проживала.

Представитель ответчика администрации Александровского района Сатышева Е.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, полагая, что администрация Александровского района Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к полномочиям администрации Александровского района, поскольку обеспечение жильем лиц данной категории осуществляется в соответствии с законом за счет субвенций из регионального бюджета, а собственных денежных средств на финансирование приобретения жилья для указанной категории граждан администрация Александровского района не имеет. Также полагала, что отсутствуют правовые основания для предоставления Кузнеченковой И.В. жилого помещения вне очереди.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Александровского района Малова Н.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска прокурора.

Третье лицо департамент образования администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание *** года не направил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица департамента образования администрации Владимирской области.

Ранее участвуя в предварительном судебном заседании *** года, представитель третьего лица департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, полагая, что за Кузнеченковой И.В. было сохранено жилое помещение по месту ее регистрации, и то, что оно не пригодно для проживания, не является основанием для предоставления ей другого жилого помещения, поскольку обязанность охранения жилого помещения, в соответствии с жилищным законодательством, лежит на собственнике жилого помещения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно свидетельству о рождении Кузнеченковой И.В., родившейся *** года, ее родителями указаны К-в В.Ю. и К-ва О.В (л.д. 13).

Как следует из справки, выданной *** года отделом ЗАГС г. Александрова, сведения об отце в записи о рождении Кузнеченковой И.В., *** года рождения, записаны по указанию матери (л.д. 12).

Вступившим в законную силу решением Александровского городского суда Владимирской области от *** года К-ва О.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Кузнеченковой И.В., *** года рождения, М-й Е.Г., *** года рождения, и М-а А.Г., *** года рождения (л.д. 7).

Согласно постановлению главы местного самоуправления Искровского сельского округа от *** года опекуном Кузнеченковой И.В. назначена Н-о М.Л. (л.д. 5).

На основании постановления главы местного самоуправления Александровского района от *** года создана приемная семья с двумя родителями Н-о М.Л. и Н-о А.Д. в отношении Кузнеченковой И.В. и других детей (л.д. 8).

Согласно договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от *** года Н-о М.Л. и Н-о А.Д. приняли на воспитание в приемную семью Кузнеченкову И.В., *** года рождения (л.д. 69, 70).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в соответствии с указанными постановлениями за Кузнеченковой И.В. не закреплено и не сохранено жилое помещение.

Согласно уведомлению и сведениям администрации Краснопламенского сельского поселения о детях-сиротах детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении от *** года Кузнеченкова И.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении *** года и значится под (л.д. 14, 15).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кузнеченкова И.В. зарегистрирована по адресу: *** в жилом доме принадлежавшем на праве собственности ее умершему деду К-ву В.Д. (л.д. 21, 117).

На л.д. 120 имеется копия заключения межведомственной комиссии, назначенной главой Краснопламенского сельского поселения, от *** года , на основании которого жилое помещение, расположенное по адресу: ***, признано непригодным для проживания.

Судом также установлено, что на момент приобретения Кузнеченковой И.В. статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - *** года она проживала и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, в жилом доме, принадлежащем на праве общей долевой собственности в порядке приватизации К-вой О.В., Кузнеченковой И.В., М-й Е.Г. и М-у А.Г. *** года в данном жилом доме произошел пожар, в результате которого строение дома уничтожено огнем полностью (л.д. 118, 119, 105).

Согласно сообщениям Александровского филиала ГУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» от *** года и Александровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от *** года Кузнеченкова И.В. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 11, 17).

На основании изложенного судом установлено, что Кузнеченкова И.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, а также не имеет пригодного для постоянного проживания жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На л.д. 18 имеется копия свидетельства о рождении П-й А.И., родившейся *** года, из которого следует, что ее родителями являются П-н И.А и Кузнеченкова И.В.

С учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи Кузнеченкова И.В. на семью из двух человек, в том числе несовершеннолетнюю дочь П-у А.И. должна быть обеспечена жилым помещением общей площадью не менее 30 кв.м по договору социального найма вне очереди.

Доводы администрации Александровского района о том, что администрация Александровского района является ненадлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Александровский район наделен полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях опекунов (попечителей), по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Наделение органа местного самоуправления властными полномочиями в той или иной сфере означает делегирование ему двух элементов - прав и обязанностей. Соответственно, полномочия в первую очередь соотносятся с деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.06.2005 года № 398 утвержден Порядок предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения.

На основании п.п. 6, 7 указанного Порядка органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Органы местного самоуправления вправе приобрести жилое помещение за счет собственных финансовых средств.

Таким образом, системное толкование правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что праву лица из числа детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, корреспондирует обязанность органа местного самоуправления по обеспечению жильем указанной льготной категории граждан, вне зависимости от наличия либо отсутствия субвенций из регионального бюджета.

Ссылка ответчика на зависимость органов местного самоуправления при обеспечении жильем детей-сирот и лиц из их числа от перечисления денежных средств администрацией Владимирской области также не является юридически значимым обстоятельством. Указанные доводы относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора. Суд учитывает то обстоятельство, что защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот.

На основании изложенного, исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Кузнеченковой И.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Кузнеченковой И.В. удовлетворить.

Обязать администрацию Александровского района обеспечить Кузнеченкову И.В. отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее 30 кв.м по договору социального найма вне очереди в границах Александровского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Максимова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу.

Судья: