Решение по гражданскому делу № 1381-2011 по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.



Дело № 2-1381/2011 г.        ****

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров        «16» декабря 2011 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи     Максимовой Н.Н.

при секретаре       Шашиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подмаркова О.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Александровском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

*** года Подмарков О.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Александровском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением возраста 57 лет и работой с тяжелыми условиями труда сроком более 7 лет 6 месяцев. УПФ РФ в Александровском районе ему было отказано в назначении пенсии, так как не засчитаны в специальный стаж периоды работы в Московском геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе (впоследствии Инженерно-технический центр СИС Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе) в должностях инженера, старшего инженера, младшего научного сотрудника и старшего научного сотрудника в полевых условиях в составе экспедиций.

Полагая, что ему необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы с *** года по *** года в полевых условиях в составе экспедиций, Подмарков О.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Александровском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

В судебном заседании истец Подмарков О.В. в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, обязать УПФ РФ в Александровском районе включить в специальный стаж периоды работы с *** года по *** года в Московском геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе (впоследствии Инженерно-технический центр СИС Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе) в должностях инженера, старшего инженера, младшего научного сотрудника и старшего научного сотрудника в полевых условиях в составе экспедиций и назначить досрочную трудовую пенсию с даты принятия решения суда. Отказался от иска в части включения в специальный стаж периодов работы со *** года по *** года в полевых условиях в составе экспедиций, просил производство по делу в этой части прекратить. При этом пояснил, что с *** года по настоящее время он работает в Московском геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе (в настоящее время ГОУ ВПО «Российский Государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе») в различных должностях. Неоднократно направлялся в составе экспедиций для работы в полевых условиях. Непосредственно в полевых условиях выполнял научно-исследовательскую работу, занимался разработкой и испытанием специальной техники для реализации новых методов поисков полезных ископаемых, созданием высокоэффективных сейсмических излучателей для разведки месторождений полезных ископаемых. Участия в геолого-разведочных, поисковых, геофизических и иных работах он не принимал. Полагал, что факт работы непосредственно в полевых условиях в составе экспедиций дает право на досрочную трудовую пенсию.

Определением суда от *** года производство по делу в части исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы со *** года по *** года в полевых условиях в составе экспедиций прекращено.

Представитель ответчика УПФ РФ в Александровском районе Корнилова Т.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска и пояснила, что досрочная трудовая пенсия в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» назначается при наличии следующих условий: выполнение геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ, непосредственное выполнение указанных работ в полевых условиях в составе экспедиций, партий, отрядов, бригад или на участках. ГУ - Главное Управление ПФ РФ № 4 по г. Москве и Московской области по поручению УПФ РФ в Александровском районе проведена проверка по архивным документам РГГРУ, в ходе которой было установлено, что Подмарков О.В. направлялся в составе экспедиций на полевые работы для выполнения научно-исследовательских работ. В связи с тем, что не подтверждена занятость Подмаркова О.В. на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ ему отказано во включении в специальный стаж периодов работы с *** года по *** года и назначении досрочной трудовой пенсии, в виду отсутствия специального стажа.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1, действовавшего до 01 января 2002 года, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, вступивший в силу с 01 января 2002 года, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на работах с вредными, тяжелыми условиями труда.

На основании подп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В силу ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Согласно п. 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды упомянутых работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.

На основании подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (в ред. постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г. № 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком № 2.

В соответствии с разделом II «Геологоразведочные работы» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, право на льготную пенсию дают следующие работы: геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; в каротажных партиях, экспедициях, полевых базах, отрядах, гидрогеологических станциях, в том числе инженерно-техническим работникам экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятых на геологоразведочных и поисковых работах.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является подтверждение совокупности условий, определенных законодательством: занятость на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ; непосредственное выполнение этих работ в полевых условиях; выполнение предусмотренных работ в составе экспедиций, партий, отрядов, бригад или на участках.

Согласно записям в трудовой книжке Подмаркова О.В. *** года он принят на работу в Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе в НИС на должность инженера; *** года переведен на должность старшего инженера; *** года переведен на должность младшего научного сотрудника; *** года переведен на должность старшего научного сотрудника; *** года переведен в Инженерно-технический центр СИС Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе на должность заведующего лабораторией; *** года Инженерно-технический центр «Силовые импульсные системы» переименован в ГУП «Инженерно-технический центр «Силовые импульсные системы» Министерства образования РФ; *** года ГУП «Инженерно-технический центр «Силовые импульсные системы» Министерства образования РФ переименовано в ФГУП «Инженерно-технический центр «Силовые импульсные системы»; *** года уволен в порядке перевода в ГОУ ВПО «Российский Государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе» (л.д. 7-18).

На л.д. 6 имеется копия решения Управления Пенсионного фонда РФ в Александровском районе от *** года №*** об отказе в назначении Подмаркову О.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого по продолжительности специального стажа.

Согласно архивной справке ГОУ ВПО «Российский Государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе» от *** года Подмарков О.В. для выполнения научно-исследовательских работ направлялся на полевые работы в *** с выплатой полевого довольствия в размере 60% от расчетной ставки: с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года (л.д. 40, 41).

Как следует из справки ГОУ ВПО «Российский Государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе» от *** года Подмарков О.В. с *** года по *** года работал на разных должностях (инженера, старшего инженера, младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника) в научно-исследовательском центре Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе непосредственно в полевых условиях полный рабочий день, полную рабочую неделю с проживанием вне городов и поселков городского типа непосредственно в местах проведения работ (л.д. 45, 46).

В материалах дела имеется акт от *** года №***, составленный ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ №*** по *** и *** по результатам проведенной проверки по поручению Управления Пенсионного фонда РФ в ***, из которого следует, что за период с *** года по *** года Подмарков О.В. направлялся на полевые работы в *** с выплатой полевого довольствия для выполнения научно-исследовательских хоздоговорных работ, для выполнения экспериментальных работ по договорам в составе экспедиций (л.д. 48-51).

В ходе судебного разбирательства были исследованы представленные истцом отчеты по результатам проведенных работ за период с 1981 года по 1984 год, из содержания которых следует, что были выполнены в полигонных условиях производственные испытания, экспериментальные исследования, приемочные испытания различных установок.

Свидетели Э-в С.П. и Б-й В.А., допрошенные в судебном заседании, показали, что работая в Московском геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе (впоследствии Инженерно-техническом центре «Силовые импульсные системы»), совместно с Подмарковым О.В. неоднократно направлялись в составе экспедиций для работы в полевых условиях. Непосредственно в полевых условиях выполняли научно-исследовательскую работу: проводили экспериментальные испытания техники и устройств, которые в последующем использовались для геолого-разведочных работ. Участники экспедиций, в том числе Подмарков О.В. не принимали непосредственного участия в геолого-разведочных, изыскательских и других работах, кроме научно-исследовательской работы.

Таким образом, судом установлено, что истец Подмарков О.В. в оспариваемые периоды непосредственно в полевых условиях в составе экспедиций выполнял научно-исследовательскую работу, которая не дает права на льготное пенсионное обеспечение.

На основании представленных доказательств, исследованных в судебном заседании и оцененных судом в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что не подтверждена непосредственная занятость истца Подмаркова О.В. на работах, предусмотренных подп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», т.е. отсутствует одно из условий, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по указанному основанию.

С учетом изложенного, исковые требования Подмаркова О.В.к УПФ РФ в Александровском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Подмаркова О.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Александровском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Максимова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение вступило в законную силу «11» января 2012 года.

Судья: