Гражданское дело ***
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
29 апреля 2011 года с. Александровское
Александровский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Крикуновой О.П.,
при секретаре Климовой А.А.,
с участием представителя истца заместителя прокурора *** района Томской области Ряпусова А.В.,
представителя ответчика – специалиста по юридическим вопросам администрации *** сельского поселения Томской области Волковой Е.В., действующей на основании доверенности № 15 от 02.11.2010 г., действительной до 02.11.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в *** материалы гражданского дела *** по иску прокурора *** района Томской области в интересах ФИО1 к администрации *** сельского поселения *** о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор *** района Томской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации *** сельского поселения (далее по тексту ответчик, сельское поселение) о предоставлении жилого помещения, указав на то, что ФИО1 относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации *** от *** ФИО1 была назначена опекун. На сегодняшний день в связи с исполнением 18 лет опека над ним прекращена. ФИО1 ответчиком *** поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В результате неисполнения ответчиком своей обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО1 в течение длительного времени, нарушаются гарантированные права на жилище. ФИО1 проживает со своей бабушкой ФИО8 и обратился в прокуратуру с заявлением о защите своих прав. А поэтому просил обязать ответчика предоставить ФИО1 вне очереди жилое, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилья, но не ниже 17 квадратных метров общей площади, за счет средств областного бюджета.
В судебное заседание материальный истец ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, не сообщил суду причину своей неявки.
Третье лицо – администрация *** района Томской области не направила в суд своего представителя, просила рассмотреть дело в его отсутствие. Направила в суд свой отзыв, в котором полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В отзыве указала, что ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма. *** *** перечислила в бюджет *** сельского поселения *** руб., полученных в виде субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, в том лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законом Томской области от 28.12.2010 г. № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов» и «Методикой расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями», утвержденной законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ.
Представитель третьего лица – администрации *** – юрисконсульт Департамента по вопросам семьи и детей ***, Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности *** от ***, действительной до ***, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила в суд отзыв. В своем отзыве указала, что на основании представленных в суд документов невозможно сделать вывод о необходимости вне очереди предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма. Необходимо учитывать ряд условий, указанных в федеральном и областном законодательстве, по вопросам предоставления жилья: 1) лицо должно относиться к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, 2) лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, не предоставлено доказательств окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, 3) из представленных документов невозможно сделать вывод об отсутствии у ФИО1 прав на недвижимое имущество. А поэтому просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца и представителей третьих лиц.
Представитель процессуального истца Ряпусов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, пояснив аналогично изложенному в исковом заявлении. Также пояснил, что для предоставления жилья имеет самостоятельное юридическое значение прекращение опеки над ФИО1 как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика – специалист по юридическим вопросам администрации *** сельского поселения *** ФИО6 исковые требования не признала, пояснив в суде, что за истцом ФИО1 постановлением главы района *** от *** сохранено жилое помещение по *** до совершеннолетия. Этот факт подтверждается и справкой заместителя главы *** района ***-о от *** На учет лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии статуса и отсутствия закрепленного жилого помещения, могут быть приняты: после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Истец ФИО1 обучается в ПУ-25, по справке директора ПУ-25, окончание обучения ФИО1 состоится *** Указанные факты являлись основаниями для отмены пункта о закреплении жилого помещения за несовершеннолетним. Ответчиком *** председателю Государственной *** направлен запрос с просьбой дать разъяснения Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», к настоящему времени ответ не получен. А поэтому просила в удовлетворении иска отказать.
Изучив доводы сторон и представителей третьих лиц, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Свои выводы суд основывает на следующем.
Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая, в том числе, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (ст. 25).
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий в том числе, жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11).
Подпунктом 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляется жилое помещение по договору социального найма.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (с изменениями, внесенными Законом Томской области от 13.10.2010 N 217-ОЗ) лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления.
Таким образом, обеспечение, в том числе, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 19 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст. 11 Устава муниципального образования «*** сельское поселение» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, в том числе, законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст.1, ч.2 ст.2 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (с изменениями, внесенными Законом Томской области от 10.08.2010 N 148-ОЗ) (далее Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ), администрации поселений наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении, а администрации муниципальных районов наделаются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление этих государственных полномочий. Исполнительные органы государственной власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий.
А в соответствии с ч.3 ст. 3, ч.4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ, в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений за счет субвенции, предоставляемой бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ (в редакциях Федеральных законов от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 10.05.2010 N 85-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, под субвенциями местным бюджетам субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В силу п.5 указанной нормы закона распределение субвенций местным бюджетам из бюджета Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виде субвенции.
Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, гражданин не является субъектом бюджетных отношений. Возложение обязанности по предоставлению жилья конкретному лицу не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 родился *** (свидетельство о рождении серии II-ОМ *** выдано *** *** райЗАГСом ***) и является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, согласно справке отдела ЗАГС администрации *** *** от *** сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Отцовство в отношении ФИО1 не устанавливалось.
Мать ФИО7 решением *** районного суда *** от ***, в том числе, в отношении ребенка ФИО1 лишена родительских прав.
Постановлением главы администрации *** *** от *** опекуном несовершеннолетнего ФИО1 назначена ФИО8
*** истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья.
Постановлением главы *** сельского поселения *** от *** «О признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО1», истец ФИО1, являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, соблюдено условие действующего законодательства о постановке на учет ФИО1 в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения по договорам социального найма до достижения 23-летнего возраста.
Согласно сведениям *** филиала ОГУП «ТОЦТИ» и Стрежевского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** истец не имеет жилья на праве собственности в ***.
Иного жилого помещения, которое было бы закреплено за несовершеннолетним, истец не имеет.
Постановлением администрации *** *** от *** «О сохранении жилого помещения за ФИО1» постановлено сохранить жилое помещение по ***, в *** за несовершеннолетним ФИО1 до его совершеннолетия.
Как пояснила в судебном заседании свидетель ФИО8, она являлась опекуном несовершеннолетнего ФИО1 За ним до его совершеннолетия была закреплена однокомнатная квартира размером 10,3 кв.м. по месту жительства его матери ФИО7, лишенной в отношении него родительских прав. В настоящее время в этой квартире проживает три человека. ФИО1 проживает с ней в трехкомнатной квартире по ***. Однако это жилое помещение принадлежит ей по праву долевой собственности в размере ? доли каждому с ребенком инвалидом ФИО7 В этом жилом помещении в настоящее время проживает 4 человека. Ни это, ни иное другое жилое помещение за ФИО1 в настоящее время не закреплено.
Таким образом, жилое помещение по ***, в ***, было закреплено за ФИО1 лишь до совершеннолетия. *** ФИО1 достиг совершеннолетия, а поэтому в настоящее время закрепленного за ним жилья не имеется.
Являются несостоятельными доводы представителя третьего лица администрации *** о том, что лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, не предоставлено доказательств окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Также являются несостоятельными доводы представителя ответчика администрации *** сельского поселения о том, что ФИО1 обучается в ПУ-25, свое обучение не закончил и заканчивает его лишь ***, что не свидетельствует об отсутствии у истца ФИО1 в настоящее время права на представление ему жилого помещения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у ФИО1, как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, то есть с ***, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации сельского поселения он был поставлен в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Таким образом, на ответчика администрацию *** сельского поселения необходимо возложить обязанность предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма, поскольку эта обязанность установлена законом.
ФИО2 сельского поселения *** от *** установлена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 17 квадратных метров жилой площади для одиноко проживающего человека.
Истцу должно быть предоставлено по договору социального найма на территории *** сельского поселения жилое, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилья, но не ниже 17 квадратных метров общей площади, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ на ответчика необходимо возложить обязанность исполнить решение суда в установленный срок.
Представитель ответчика просила, в случае удовлетворения исковых требований, предоставить срок для исполнения решения в течение шести месяцев.
Представитель истца полагал разумным срок для исполнения решения три месяца.
Суд находит, что разумным по смыслу статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, сроком для исполнения настоящего судебного решения, является срок до 01 августа 2011 г.
В соответствии с п.п.19 ст.336.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве ответчиков. А поэтому с ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора *** в интересах ФИО1 к администрации *** сельского поселения *** о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «*** сельское поселение» предоставить ФИО1, родившемуся *** в ***, на территории *** сельского поселения жилое, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилья, но не ниже 17 квадратных метров общей площади, за счет средств областного бюджета, в срок до ***
ФИО2 может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через *** районный суд *** в течение 10 суток со дня принятия ФИО2 судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.П. Крикунова
Копия верна. Судья: О.П. Крикунова
ФИО2 принято судом в окончательной форме ***.