О признании права муниципальной собственности на безхохяйную недвижимую вещь



Гражданское дело № 2-171/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 г. с. Александровское

Александровский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи: О.П. Крикуновой,

при секретаре: А.А. Климовой,

с участием представителя заинтересованного лица: менеджера по торговле потребительского общества «***» Мишлановой Н.В., действующей на основании доверенности *** от ***, действительной до ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Александровское гражданское дело № 2-171/11 по заявлению администрации Александровского района Томской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель администрация *** района *** (далее по тексту заявитель, администрация района) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь: нежилое одноэтажное здание 1990 г. постройки, общей площадью 390,6 кв.м., расположенное по адресу: *** строение 10, инвентарный номер *** (далее по тексту здание, бесхозяйный объект), указав на то, что здание с *** состоит на учете в Стрежевском отделе Управления Росреестра по *** как бесхозяйное имущество под номером ***, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту Единого государственного реестра) от ******. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра от *** ***. Спор о праве отсутствует. А поэтому просил признать право муниципальной собственности муниципального образования «Александровский район» на бесхозяйный объект.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица: потребительского общества «***» (далее по тексту ПО «***») Мишланова Н.В. пояснила, что здание ранее принадлежало *** районному потребительскому обществу (далее по тексту Райпо). Райпо было ликвидировано и прекратило свою деятельность. Из его состава выделилось ПО «***», получив в свою собственность часть имущества. Здание оставалось в собственности Райпо и ПО «***» не переходило, все документы на него были переданы конкурсному управляющему. Длительное время здание пустует, не эксплуатируется и разрушается. Претендовать на право собственности на указанное здание ПО «***» не намерено.

Представитель заявителя начальник отдела имущественных и земельных отношений Благинин В.А., действующий на основании доверенности *** от ***, действительной до ***, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в *** (Территориального управления Роснедвижимости по ***) – специалист-эксперт отдела арендных отношений ФИО4, действующая на основании доверенности *** от ***, действительной до *** просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, не возражала против удовлетворения заявленного требования.

Представитель заинтересованного лица Департамента по управлению государственной собственностью *** Поддубская М.И., действующая на основании доверенности *** от ***, действительной до *** просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управление Росреестра РФ по Томской области) не направило в суд своего представителя, не сообщило суду сведений об уважительности причин его неявки, не представило возражений против удовлетворения требований заявителя, о месте и времени судебного разбирательства было извещено своевременно и надлежащим образом, о чем имеется факсимильное уведомление.

При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.

Исследовав доводы сторон, представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит следующее.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.22, п.6 ч.1 ст. 263 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела особого производства, в том числе, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Согласно ч.2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

А согласно п.2 ст. 125 ГК РФ.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 46 Устава *** района полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью осуществляет администрация района (л.д. 6-10).

Таким образом, заявитель является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, и вправе обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Как следует из п.п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено в судебном заседании, здание прошло кадастровый учет и индивидуализировано.

В частности, согласно адресной справке (л.д. 16) администрация *** сельского поселения подтверждает, что нежилое здание (склад шлакозалитой), ранее принадлежащее Райпо, расположено по адресу: ***, строение № 10.

Согласно данным технического паспорта, выданного *** филиалом ОГУП «ТОЦТИ» ***, нежилое одноэтажное шлаколитое здание 1990 г. постройки, высотой 3 м., общей площадью 390,6 кв.м., площадью застройки 479,5 кв.м., строительным объемом 1438 кв.м., расположенное по указанному адресу, имеет инвентарный номер *** (л.д. 17-21).

Из кадастрового паспорта здания, составленного *** ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации», следует аналогично изложенному (л.д. 15).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок по указанному адресу предназначен для эксплуатации и обслуживания складских помещений (л.д. 22).

Кроме того, здание имеет признаки бесхозяйности.

Так, согласно ответам Департамента по управлению государственной собственностью *** от *** *** (л.д. 13) и *** от ***, здание в Реестре государственного имущества *** не числится.

По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в *** № ГУ-3626 от *** здание в реестр федерального имущества не включено (л.д. 14).

Прежний собственник здания - Райпо – в соответствии с постановлением общего собрания уполномоченных от *** реорганизовано, и, согласно сведениям о разделении между ним и ПО «Александровское» основных средств по состоянию на *** имел в своей собственности указанное здание.

Позднее в соответствии с определением Арбитражного суда *** от *** N А67-9128/02 о завершении конкурсного производства, выпиской из ЕГРЮЛ межрайонной ИФНС N 5 по *** от *** о внесении в ЕГРЮЛ сведений Райпо прекратило свою деятельность.

Таким образом, от права собственности на здание собственник отказался.

Согласно выписке из Единого государственного реестра от *** *** *** в Единый государственный реестр внесена запись о принятии на учет в Стрежевской отдел Управления Росреестра по *** под условным номером 70-70-04/003/2010-562 здания как бесхозяйного объекта недвижимого имущества (л.д. 11).

Аналогично следует и из выписки из Единого государственного реестра от *** *** (л.д. 12).

Таким образом, здание принято на учет как бесхозяйное в установленном порядке, и в течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил.

Спор о праве отсутствует.

А поэтому в соответствии с ч.2 ст. 293 ГПК РФ необходимо принять решение о признании права муниципальной собственности

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ч.2 ст. 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности - муниципального образования «*** район» на бесхозяйный объект недвижимого имущества: нежилое одноэтажное шлаколитое здание 1990 г. постройки, высотой 3 м., общей площадью 390,6 кв.м., площадью застройки 479,5 кв.м., строительным объемом 1438 кв.м., расположенное по адресу: ***, строение 10, инвентарный номер ***, согласно данным технического паспорта, выданного *** филиалом ОГУП «ТОЦТИ» по состоянию на ***, условный номер ***

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Александровский районный суд Томской области в течение 10 суток с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.П. Крикунова

Копия верна. Судья: О.П. Крикунова

Решение в окончательной форме принято 30 августа 2011 г.