решение от 09.11.2010 года



Дело № 2-557/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2010 года с. Александровское

Александровский районный суд в составе:

председательствующего по делу судьи Алейниковой Е.А.,

при секретаре Тумаковой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Александровского района Кошелева С.Ю.,

представителя ответчика администрации Александровского муниципального района Луговского Д.А. действующего на основании доверенности № 01-1900 от 28.07.2010 года, представителя соответчика заведующей МДОУ Детский сад № 23 «Елочка» Такмаковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александровского района в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц к администрации Александровского муниципального района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №23 «Елочка» о понуждении к выполнению действий по лицензированию медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц обратился в суд с уточненным иском, в котором просил обязать администрацию Александровского муниципального района выделить необходимые денежные средства на проведение лицензирования медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №23 «Елочка» (далее МДОУ №23 «Елочка»). Обязать администрацию МДОУ №23 « Елочка» после выделения администрацией денежных средств провести лицензирование медицинской деятельности.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей в муниципальных дошкольных учреждениях, в результате которой установлено, что медицинская деятельность в МДОУ «23 «Елочка» не лицензирована.

Согласно Уставу МДОУ №23, последнее обеспечивает воспитание, обучение развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Согласно штатному расписанию, утвержденному заведующей МДОУ №23 «Елочка» в штате учреждения имеется должность старшей медицинской сестры. В настоящее время в МДОУ №23 «Елочка» медицинской сестры нет. Согласно приказу начальника отдела образования от 27.05.2010 года №249-о должность старшей медицинской сестры возложена на заведующую МДОУ №23 Такмакову Л.Н., которая осуществляет доврачебную медицинскую помощь – сестринское дело.

В связи с тем, что действующим законодательством РФ предусмотрено лицензирование медицинской деятельности, в том числе и в иных организациях находящихся в муниципальной собственности, но не являющимися медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например муниципальными образовательными учреждениями), то есть не относящиеся к муниципальной системе здравоохранения, а финансирование деятельности детского сада осуществляется из бюджета, полагают, что их требования к администрации о выделении денежных средств, и администрации детского садика являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Кошелев С.Ю. требования поддержал по изложенным выше основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Луговской Д.А., исковые требования прокурора не признал и пояснил, что в настоящее время в проекте бюджета на 2011 год учтены денежные средства, для первоочередных мероприятий по лицензированию медицинской деятельности в образовательных учреждениях в сумме 1129012 рублей. Денежные средства, необходимые для лицензирования данного учреждения частично выделены, и на момент рассмотрения дела уже частично истрачены на приобретение мебели и на другие цели, необходимые для получения лицензии на медицинскую деятельность. Таким образом, работы по выделению денежных средств на проведение лицензирования ведутся, в связи с чем, предмет спора по его мнению отсутствует.

Представитель администрации МДОУ №23 «Елочка» Такмакова Л.М. в судебном заседании требования прокурора признала и пояснила, что администрацией в бюджет заложены необходимые средства на получение детскими садами лицензии на осуществление медицинской деятельности. Документы на получение лицензии ими уже оформляются и при получении санитарно-эпидемиологического заключения, они обратятся в лицензионный комитет для получения лицензии. Денежные средства выделены в полном объеме на приобретение мебели и медицинского оборудования, которые в настоящее время приобретены. Также на данные денежные средства в медицинском кабинете был произведен капитальный ремонт.

Согласно штатному расписанию от 25.12.2009 года в штате учреждения предусмотрена должность старшей медицинской сестры, однако согласно приказу начальника отдела образования от 27.05.2010 года №249-о должность старшей медицинской сестры возложена на заведующую МДОУ №23 Такмакову Л.Н.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании МДОУ Детский сад № 23 «Елочка» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем образовательного учреждения является администрация Александровского муниципального района (л.д. 16-44).

В 2009 году между администрацией Александровского муниципального района, отделом образования администрации Александровского муниципального района и МДОУ №23 заключен договор о разграничении компетенции и ответственности администрации, являющегося учредителем МДОУ №23, отделом образования и МДОУ №31, в том числе и части финансирования содержания материально-технической базы.

Пунктами 41, 46 Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом учреждения самостоятельно. Также дошкольное образовательное учреждение устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников.

Согласно п. 1.10 Устава МДОУ медицинское обслуживание учреждения осуществляется штатной медицинской сестрой, которая, в соответствии с п. 1.12 Устава наряду с заведующим несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

Из материалов дела следует, что МДОУ №23 «Елочка» имеет медицинский кабинет, а также в штате учреждения предусмотрена должность старшей медицинской сестры.

Согласно приказу начальника отдела образования от 27.05.2010 года №249-о должность старшей медицинской сестры возложена на заведующую МДОУ №23 Такмакову Л.Н., которая осуществляет доврачебную медицинскую помощь – сестринское дело.

Медицинская деятельность в данном учреждении не лицензирована, что установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами.

Между тем, статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.

В соответствии с п. 96 ч.1 ст.17 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи.

Медицинский персонал ДОУ проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, наряду с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организует и контролирует профилактическую и текущую дезинфекцию.

В соответствии с подпунктом 21 статьи 5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 22.07.1993 №5487-1 (долее - Основы) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится лицензирование отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 настоящих Основ для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

При этом статьей 5.1 Основ лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) отнесено к полномочиям РФ в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст.13 Основ к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Следовательно, установлен исчерпывающий перечень видов организаций, входящих в муниципальную систему здравоохранения.

В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по лицензированию только тех организаций муниципальной системы здравоохранения, которые имеют статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций и являются юридическими лицами.

Таким образом, осуществление медицинской деятельности иными организациями, находящимися в муниципальной собственности, но не являющимися медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например, муниципальными образовательными учреждениями), то есть не относящимися к муниципальной системе здравоохранения, учитывая положение статей 5, 5.1, 13 Основ, должно лицензироваться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.

С доводами представителя ответчика администрации Александровского муниципального района о том, что на момент рассмотрения дела в суде предмет спора отсутствует, так как работы по лицензированию ведутся, суд согласится не может, поскольку, из пояснений ответчиков в судебном заседании, следует, что денежные средства на проведение лицензирование в полном объеме не выделены, и лицензии учреждениями на момент рассмотрения дела не получены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Александровского района удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Александровского муниципального района выделить необходимые денежные средства на проведение лицензирования медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №23 «Елочка».

Обязать администрацию муниципального дошкольного образовательного учреждения Датский сад №23 «Елочка», после выделения администрацией денежных средств провести лицензирование медицинской деятельности.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в 10 дней с подачей жалобы через Александровский районный суд.

Судья - Алейникова Е.А.

Копия верна: судья- Алейникова Е.А.